Чего в школе больше – прошлого или
будущего?
Чем дольше мы будем жить под влиянием
старых педагогических идей, тем глубже будет
пропасть, отделяющая образование от реальной
жизни
Какое тысячелетье на дворе?
Затянувшийся переход к двадцать первому
веку наконец-то заканчивается. Еще месяц – и все,
начало столетия...
До последнего времени мы еще могли искать образ
школы будущего, а вот оно, будущее, почти
наступило, и следующий век, и новое тысячелетие. А
школа... все та же.
Все те же уроки, учебники, программы, проверка
домашнего задания, изложение нового материала,
закрепление, снова домашнее задание.
Все те же открытые вопросы о том, зачем детям
учиться и какая все-таки связь между качеством
школьного образования и качеством жизни, уровнем
благополучия, успехом, счастьем человеческим?
Если учитель – человек спрашивающий, а не только
отвечающий, то перед ним обязательно встают так
называемые предельные вопросы: в чем цели
образования, зачем нужна школа?
Если эти предельные вопросы удерживаются
педагогическим сознанием – появляется новое
содержание образования. Не удерживаются, не
задаются – исчезает содержание образовательной
деятельности, несмотря на то что формально
образование продолжается.
Самая опасная идея прошлого –
воспитание нового человека
В чем же наши новые или вечные цели, к
которым мы движемся вместе со своими учениками?
которой мы будем жить.
Задача воспитания нового человека не просто
ложная, но и чрезвычайно опасная. Она дает право
не признавать суверенитет другого человека,
...Одна из не оправдавших себя образовательных
гипотез, с моей точки зрения, - это гипотеза о
воспитании нового человека.
Слишком амбициозная и даже, я бы сказал,
антигуманная, эта задача предполагает как
минимум наличие у каждого учителя собственного
представления об образе этого самого нового
человека. А для этого, в свою очередь, необходимо
иметь образ самого будущего, образ той жизни, в
обязует учителя нарушать границу чужой самости и
формировать, формировать, формировать...
Пресловутая модель выпускника, набор кем-то
положенных обязательных качеств, которые должны
возникнуть у ребенка за годы учебы и воспитания в
школе, – это технологическое воплощение идеи
формирования нового человека.
Но образование в гражданском обществе – это
личная потребность.
И задача воспитания – это выращивание
потребностей, а не заданных параметров личности.
Для учителя это означает развитие самого себя.
Представление образа своего педагогического
будущего.
Для того чтобы можно было построить такой образ
будущего, необходимо одно, и очень важное,
условие – необходимо самому влиять на это
будущее. А значит – ставить себе цель.
Отсюда цели образования – это образовательные
цели каждого из нас.
Образование может быть только личным
Другая опасная идея, въевшаяся в наше
сознание, как угольная пыль в поры шахтера, – это
идея образования как государственной задачи.
Но школа и образование не одно и то же.
Ответственность за школу лежит на обществе,
местном управлении, государстве. Это
ответственность за условия образовательной
деятельности. Нужны учителя, нужны здания, нужны
компьютеры, учебники, спортивные залы и
химические лаборатории.
Но на ком лежит ответственность за образование?
Меня пугает обострившаяся в последнее время на
словах борьба за качество образования.
– Мы будем усиливать контроль за качеством
образования!
Усиливать можно контроль за условиями на
образовательную деятельность, чтобы школы не
замерзали и забастовок не было.
А как можно усилить контроль за качеством
образования?
Такой вопрос вообще – уместен?
– Уместен, – скажут мне ответственные товарищи,
– потому что выделяется государственный ресурс
и нужен контроль.
Это следствие того же заблуждения, что
образование – государственная задача. На деле
этот контроль качества выливается в усиление
бюрократической власти и давление на учителя.
Никакого отношения к качеству образования он не
имеет. Но формальная сторона вопроса выглядит
вполне прилично.
Но образование в отличие от школ может быть
только приватным, моим, личным. Не как
учебно-воспитательный процесс, а как
образовательная деятельность – моя. Чем больше
внешних регуляторов, жестких инструкций и
стандартов, тем меньше вероятность моей личной
образовательной деятельности. В этом и риск, и
развитие. И в этом – качество образования.
И это касается любой другой продуктивной, а
значит, творческой деятельности.
И так же как творчество, которое – мы понимаем –
не может быть государственной задачей,
образовательная деятельность рано или поздно
предстанет в нашем, учительском, сознании (а
затем и в сознании учеников) как личная, частная,
моя и наша.
Но пока, несмотря на то что уже и век
заканчивается, и тысячелетие, идея образования
как внешней цели остается и доминирует в нашем
школьном деле.
...Оказывается, время течет гораздо быстрее, чем
происходят перемены. Может, это и к лучшему?
Может быть, люди нарочно придумали себе школу,
чтобы из века в век там ничего не менялось?
Школа всегда на разрыве между вчера и сегодня, и
каждый раз каждый учитель сам решает, чего в ней
может быть больше – прошлого или будущего?
В каждом классе на каждом уроке – новый материал
и проверка домашнего задания.
Что нам задано?
|