P.S. О ПЛАЧУЩИХ И ПУТЕШЕСТВУЮЩИХ
Нам хорошо знакомы радостные дороги,
праздные приключения, впечатления, встречи,
освоение новых пространств, покорение чужих
городов. Но порой поколениям в избытке выпадают
иные пути – пути побега, поражения, горькой славы
или ядовитого позора. Пути изгнания, когда
возвращения назад не предвидится, а будущее
сулит только потери, расставания и одинокую
смерть на чужбине. Так по меньше мере кажется
почти любому, кому суждено было отправиться из
дому, лишившись последней надежды. В Древней
Греции изгнание приравнивалось к смертной казни.
Большевики, наивные недоучки
гимназическо-университетского цикла, привнесли
эту античную норму в свое законодательство.
Де-юре ты мог выбрать между расстрелом в подвале
ЧК и высылкой в Париж. Забавно для советских
невыездных, не правда ли? Но можно утешиться.
Фактически этим правом воспользовались только
пассажиры знаменитого «парохода философов»
Бердяев и Ильин со товарищи – Ленин не
решился-таки уничтожить одним махом весь цвет
отечественной профессуры.
Так же как и знаменитые афиняне, наши
прославленные соотечественники, изгнанные за
родные пределы силой оружия, волей закона или
своим собственным хитроумием, совсем не всегда
находили там жалкую гибель. Часто они обретали
полнокровную, страстную и отнюдь не безрадостную
жизнь. Но удивительно – никому из русских
эмигрантов 20-х годов не пришло в голову сравнить
свои путешествия дореволюционных десятилетий, а
ведь гостевали в тех же Париже или Берлине,
работали там, жили годами, с последним,
окончательным, недобровольным странствием.
Слезные, часто покаянные их метания по чужбине
нигде не заканчивались. Они не обретали покоя,
даже получив успех. Особенно ясно это видно в
сравнении с американцами и немцами. Американские
насельники Парижа праздновали «праздник,
который всегда с тобой» на фоне нескончаемых
русских трагических историй, раскаяний и
сокрушений. Потом они плыли-летели в свою
Америку, получали там скандалы, славу,
голливудские гонорары, голливудских красавиц и
даже страховые полисы. У них и настроение было
совершенно иное. Невозможно представить себе,
что Генри Миллер и Гайто Газданов писали об одном
и том же городе и в одно и то же время. С
немцами-антифашистами еще хуже. Расселившись в
30-х годах по Швейцариям и Америкам, они
ненавидели Германию и все немецкое население –
достаточно вспомнить филиппики Эйнштейна и
Гессе образца 1945–1946 годов, – после
денацификации герои борьбы с фашизмом отнюдь не
спешили на родину и прекрасно чувствовали себя в
объятиях своих новых гражданств.
Русские же, проклиная большевиков, не сказали об
Отчизне ни одного дурного слова. Скорее,
уподобясь Бердяеву, склонны они были оправдать
коммунизм, чтобы утвердить достоинство русского
пути. И никогда в антикоммунистическом запале не
доходили до озлобления против культуры и народа.
Это придет позже, в 70-е годы, когда Солженицын и
Синявский расколют эмиграцию, придет вместе с
людьми, ностальгия которых окажется наигранной и
внешней, а Советский Союз окажется «этой
страной». Но это уже явилась совершенно иная
эпоха, когда ростки живого вынуждены были
пробиваться «из-под глыб». А у России в начале ХХ
века, наверное, существовало какое-то
непостижимое обаяние, которое заставляло
Набокова вопить: «Отвяжись, я тебя умоляю» – и
твердо знать, что никогда-то она не отвяжется,
даже если про Лолиту на американском наречии
написать...
...Их дети стали полноценными французами,
американцами, англичанами, они приедут сюда
взглянуть краешком глаза на московское раздолье
и суздальское ополье, а потом вернутся к своим
домам и фирмам, они в лучшем случае поучаствуют в
конгрессе соотечественников и пожертвуют от
чистого сердца несколько тысяч этим несчастным,
чтобы выполнить свой долг, чтобы продолжать
наслаждаться экзотикой русского происхождения,
ибо быть русским по бабушке в нынешнем Париже
стильно и Россию изучают там в Инсти туте
востоковедения...
Однако обе части отечества пытаются
воссоединить не столько внуки отъехавших,
сколько потомки оставшихся. И это им даже
удается, когда они рыдают в ресторанах над
белогвардейским романсом, читают взахлеб
воспоминания о жизни на берегах Невы и на берегах
Сены, являются с официальным визитом на
Сен-Женевьев дю Буа. Ныне наследие первого
поколения эмиграции раскалывается. Одним
достаются путешествия, другим – плач.
|