Дороги ИЗГНАНИЯ
Семь самых типических русских
беглецов
В XI веке князь-братоубийца Святополк
Окаянный был бит своим братом Ярославом Мудрым,
лишился друзей, подруг и сторонников, в отчаянье
бежал на Запад, но где-то на польско-венгерской
границе помер.
В XVI веке князь Андрей Курбский спасся от гнева
Ивана Васильевича Грозного в Литве, бросив на
произвол судьбы своего верного слугу
стремянного Василия Шибанова. Алексей
Константинович Толстой сложил об этой истории
знаменитую балладу. Из Литвы же Курбский писал
Грозному царю дерзкие письма, например такие: «Ты
зовешь нас изменниками, потому что мы отступили
от крестного целования, данного невольно, так как
у вас там есть такой обычай; а если кто не
присягнет, тот умирает горькою смертию; на это
тебе вот мой ответ: все мудрецы согласны в том,
что если кто клятву дает по неволе, то не на том
грех, кто крест целует, а на том, кто принуждает,
хотя бы даже и гонения не было; а кто среди
прелютого гонения не бежит, тот сам себе убийца,
противящийся воле Господней».
В XVII веке дьяк Посольского приказа Григорий
Котошихин попросил политического убежища в
Швеции и сочинил там книжку о порядках русской
администрации. Из книжки выходило, что порядки у
нас – хуже некуда. Впрочем, не слишком удачно
сложилась и жизнь самого Котошихина. Шведы
сперва оценили его вклад в разоблачение
московского варварства, приветили, поселили в
одном из лучших домов Стокгольма, дали работу.
Однако наш Григорий, рубаха-парень, не привычный
к западным политесам, совратил жену хозяина, а
самого хозяина зарубил топором во время пьяной
ссоры. Котошихина судили и повесили. Полюбовница,
оставшись совершенно одна, долго лила слезы по
странному русскому, который, увы, не смог миром
разобраться с ее мужем.
В начале XVIII века случилось возвращение блудного
сына на местный манер. Наследник-цесаревич
Алексей Петрович укрылся от своего отца в
Европах, но был найден, сопровожден на родину и
казнен. Впоследствии большевики не раз
использовали эту историю для оправдания
аналогичных действий.
В середине XVIII века внук выкрестившейся еврейки,
ученик 4 класса Киевской духовной семинарии
Паисий Величковский удалился сперва на Афон,
потом в Румынию, на территорию Османской империи.
Обосновавшись в Нямецком монастыре, он перевел
на славянский язык крупнейший памятник
православной духовной литературы
«Добротолюбие», ввел в обиход афонские
монашеские правила и стал основателем новейшего
нашего старчества. Его образ и подвиг
вдохновляли крупнейших деятелей русской
культуры XIX века – от Гоголя и Достоевского до
Макария и Амвросия Оптинских.
В XIX веке разночинец Василий Кельсиев нанялся на
работу в Америку, остался по пути в Лондоне,
сотрудничал с Герценом и Огаревым, издал
старообрядческие архивы и пытался
распропагандировать московских староверов в
революционно-демократическом духе. Побывав
нелегально в России, он обосновался в
Константинополе, по англо-турецкой наводке едва
не был провозглашен главой Кавказской федерации,
сделал хорошую карьеру в османской
администрации, был принят и обласкан султаном и
служил губернатором в низовьях Дуная, где-то на
границе нынешних Молдавии, Румынии и Украины. Во
время одной из эпидемий Кельсиев потерял всех
близких, пережил глубокий кризис, покаялся перед
русским правительством, вернулся домой,
столкнулся с дружным презрением
интеллигентского общества, занимался
этнографией и умер, всеми забытый, от пьянства и
чахотки.
В конце ХХ века подающий надежды биофизик, бывший
комсомолец и завсегдатай бардовских слетов
Леонид Зайцев был приглашен в клинику
французского города Лиможа. Живет он и поныне
там, ни о чем не жалеет, не хочет ездить домой к
безумной матери и несчастной сестре, зато ругает
на чем свет стоит Россию и русских, так как мы не
покаялись и не устроили над нашими коммунистами
что-то наподобие Нюрнбергского процесса.
|