Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Смотреть на экран – дурная привычка...

Мы часто говорим так детям, потому что просто не умеем использовать развивающие возможности кино

Экранные искусства (кино, телевидение, видео) – искусства визуальные, зрелищные. Фильм обращается к чувствам зрителей, вызывает те или иные эмоции. Общение с экранным образом происходит в основном на чувственном, эмоциональном уровне. Даже те самые фильмы-боевики дают возможность подростку или юноше испытать сильные чувства, каков бы ни был их характер. Младшие школьники сопереживают героям мультфильма или фильма-сказки. Мелодрама, фантастика, комедия – какой букет чувств можно пережить, следуя за их героями! Зрительный образ во много раз доступнее и понятнее образа словесного.
А что же происходит в школе? Буквально с первых классов идет нарастающий процесс замены в сознании ребенка конкретных образов абстрактными понятиями. Разумеется, без этого обойтись невозможно. На этом стоят все точные науки. Но приобретая знания, ребенок утрачивает нечто очень важное для его развития и становления: богатое эмоциональное восприятие мира, умение выражать свои чувства, потребность в творчестве.
В подростковом и старшем школьном возрасте возникают проблемы, решение которых также лежит в сфере эмоций и чувств: дружба, любовь, осознание себя как личности, осмысление окружающего мира, жизни. Ни один учебный предмет из тех, которые усиленно штудируются для поступления в вуз, не дает возможности подумать над этими вопросами. Исключение составляет лишь литература, если ее изучают не по кратким конспектам классических произведений.
Сам собой напрашивается вывод: просмотры кинофильмов компенсируют дефицит чувственного освоения жизни, которого не хватает школьнику и которого он лишен в обучении. Следовательно, увлечение экранными искусствами – это своеобразный ответ на дефицит эмоций, вытеснение чувств в процессе обучения в школе.
Но в какой форме искусство экрана может быть востребовано школой? Формы введения могут быть разными, главное – понять те возможности, которыми обладают экранные искусства в развитии учеников всех возрастов. А эти возможности уникальны. Эмоциональное и нравственное развитие, совершенствование навыков восприятия аудиовизуального текста, творческих возможностей, расширение художественного кругозора, социализация личности, развитие ее коммуникативных качеств, формирование активной жизненной позиции – вот далеко не полный перечень возможностей использования экранных искусств в школе. Еще в 1994 году был издан комплект программ «Основы экранной культуры» для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы (авторы – Ю.Н.Усов, Е.А.Бондаренко, Л.М.Баженова). Эти программы были рассчитаны на введение в школе специальных занятий по изучению экранных искусств. Почти каждая из школ, ведущих такую работу, придала ей свой собственный вид, учитывая специфику и потребности именно данного школьного коллектива, исходя из направлений работы, которая в нем ведется. И почти везде большую роль играют такие виды работы, как обсуждение фильма в аудитории сверстников, которое много дает каждому из ребят: узнавая что-то о других, помогает понять себя; видя чувства и переживания героев, их поиск истины, подумать и о себе, своем месте в жизни, среди людей.
Обучая аудиовизуальной грамотности, педагоги учат детей воспринимать, «читать» визуальные тексты, понимать специфический язык звуко-зрительных образов. Большое значение приобретают и интегративные функции экранных искусств, возможность выхода в процессе их анализа на литературу, изобразительное искусство, музыку, историю и т.д.
Распространение в школах видеокамер дало новый импульс для организации работы со школьниками. Известно, что обычно творческая активность школьников с возрастом угасает. Если в младших классах школы дети активно рисуют, играют в спектаклях, поют, то с годами, видя несовершенство своих возможностей, многие перестают этим заниматься. Работа с видеокамерой дает возможность высказать свои чувства другим способом, выразить свою позицию с помощью искусства экрана. Работа по созданию фильма объединяет в общей деятельности учеников и учителей. И поскольку это искусство техническое, то в процессе создания фильма часто объединяются и «физики» , и «лирики».
Кинопедагогами становятся те учителя, которые осознали возможности искусства экрана в развитии детей. В этом направлении сделано много интересных педагогических открытий, разработано много форм и методов работы. Все они свидетельствуют о том, что возможности использования экранных искусств в школе для развития учеников различных возрастов поистине уникальны.

Лариса БАЖЕНОВА,
кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией экранных искусств Института художественного образования РАО



Рейтинг@Mail.ru