Смотреть на экран – дурная привычка...
Мы часто говорим так детям, потому что
просто не умеем использовать развивающие
возможности кино
Экранные искусства (кино, телевидение,
видео) – искусства визуальные, зрелищные. Фильм
обращается к чувствам зрителей, вызывает те или
иные эмоции. Общение с экранным образом
происходит в основном на чувственном,
эмоциональном уровне. Даже те самые
фильмы-боевики дают возможность подростку или
юноше испытать сильные чувства, каков бы ни был
их характер. Младшие школьники сопереживают
героям мультфильма или фильма-сказки. Мелодрама,
фантастика, комедия – какой букет чувств можно
пережить, следуя за их героями! Зрительный образ
во много раз доступнее и понятнее образа
словесного.
А что же происходит в школе? Буквально с первых
классов идет нарастающий процесс замены в
сознании ребенка конкретных образов
абстрактными понятиями. Разумеется, без этого
обойтись невозможно. На этом стоят все точные
науки. Но приобретая знания, ребенок утрачивает
нечто очень важное для его развития и
становления: богатое эмоциональное восприятие
мира, умение выражать свои чувства, потребность в
творчестве.
В подростковом и старшем школьном возрасте
возникают проблемы, решение которых также лежит
в сфере эмоций и чувств: дружба, любовь, осознание
себя как личности, осмысление окружающего мира,
жизни. Ни один учебный предмет из тех, которые
усиленно штудируются для поступления в вуз, не
дает возможности подумать над этими вопросами.
Исключение составляет лишь литература, если ее
изучают не по кратким конспектам классических
произведений.
Сам собой напрашивается вывод: просмотры
кинофильмов компенсируют дефицит чувственного
освоения жизни, которого не хватает школьнику и
которого он лишен в обучении. Следовательно,
увлечение экранными искусствами – это
своеобразный ответ на дефицит эмоций, вытеснение
чувств в процессе обучения в школе.
Но в какой форме искусство экрана может быть
востребовано школой? Формы введения могут быть
разными, главное – понять те возможности,
которыми обладают экранные искусства в развитии
учеников всех возрастов. А эти возможности
уникальны. Эмоциональное и нравственное
развитие, совершенствование навыков восприятия
аудиовизуального текста, творческих
возможностей, расширение художественного
кругозора, социализация личности, развитие ее
коммуникативных качеств, формирование активной
жизненной позиции – вот далеко не полный
перечень возможностей использования экранных
искусств в школе. Еще в 1994 году был издан комплект
программ «Основы экранной культуры» для
учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы
(авторы – Ю.Н.Усов, Е.А.Бондаренко, Л.М.Баженова).
Эти программы были рассчитаны на введение в
школе специальных занятий по изучению экранных
искусств. Почти каждая из школ, ведущих такую
работу, придала ей свой собственный вид, учитывая
специфику и потребности именно данного
школьного коллектива, исходя из направлений
работы, которая в нем ведется. И почти везде
большую роль играют такие виды работы, как
обсуждение фильма в аудитории сверстников,
которое много дает каждому из ребят: узнавая
что-то о других, помогает понять себя; видя
чувства и переживания героев, их поиск истины,
подумать и о себе, своем месте в жизни, среди
людей.
Обучая аудиовизуальной грамотности, педагоги
учат детей воспринимать, «читать» визуальные
тексты, понимать специфический язык
звуко-зрительных образов. Большое значение
приобретают и интегративные функции экранных
искусств, возможность выхода в процессе их
анализа на литературу, изобразительное
искусство, музыку, историю и т.д.
Распространение в школах видеокамер дало новый
импульс для организации работы со школьниками.
Известно, что обычно творческая активность
школьников с возрастом угасает. Если в младших
классах школы дети активно рисуют, играют в
спектаклях, поют, то с годами, видя
несовершенство своих возможностей, многие
перестают этим заниматься. Работа с видеокамерой
дает возможность высказать свои чувства другим
способом, выразить свою позицию с помощью
искусства экрана. Работа по созданию фильма
объединяет в общей деятельности учеников и
учителей. И поскольку это искусство техническое,
то в процессе создания фильма часто объединяются
и «физики» , и «лирики».
Кинопедагогами становятся те учителя, которые
осознали возможности искусства экрана в
развитии детей. В этом направлении сделано много
интересных педагогических открытий, разработано
много форм и методов работы. Все они
свидетельствуют о том, что возможности
использования экранных искусств в школе для
развития учеников различных возрастов поистине
уникальны.
Лариса БАЖЕНОВА,
кандидат педагогических наук, заведующая
лабораторией экранных искусств Института
художественного образования РАО
|