Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ольга КАЛМАНОВСКАЯ

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазин «Ю2Ю». Посетив сайт интернет магазина «Ю2Ю», располагающийся по адресу www.YOU2YOU.ru, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой по всей России купить высококачественные видеокамеры, ноутбуки, фотоаппараты, сотовые телефоны и другую электронику, и цифровую технику ведущих мировых брендов. А так же на сайте интернет магазина «Ю2Ю» представлены полезные статьи и обзоры предлагаемых товаров, что поможет с выбором покупки. Услуга «Купи в кредит» позволит сразу приобрести желаемый товар, не дожидаясь, пока у Вас появится вся необходимая сумма.

Ты снимаешь фильм и открываешь самого себя

Работа с видеокамерой как путь к самоопределению старшеклассников

Ни у кого не вызывает сомнения, что учебные фильмы – вещь полезная. Особенно на уроках географии и истории. Но все-таки взрослые с усталой досадой отмахиваются от экрана, пожирающего свободное время их детей. А они с завидным упорством продолжают туда смотреть, словно есть за этим экраном что-то, чего нигде больше они получить не могут.
Может быть, в самом деле настало время как следует подумать: что так привлекает наших учеников, можно ли сделать просмотр кино и самостоятельное создание учениками фильмов частью учебного процесса в обычной школе, а не в профильном кинолицее? Что происходит с ребенком, когда он внимательно смотрит на экран и на мир вокруг себя, когда держит камеру в руках? Можно ли этому самому смотрению научить, можно ли совмещать создание фильма с решением личностных проблем ребенка? Вот лишь небольшой перечень вопросов, которые обсуждаются сегодня на этой странице. Нам кажется, что разговор следует продолжить и последующими публикациями о возможностях и практике визуальной педагогики. Мы приглашаем к этому разговору всех, кто считает, что наступившая эпоха видеотекстов требует принимать эти тексты в расчет, когда речь идет о развитии и воспитании наших детей.

В наше время никого не удивит ребенок с видеокамерой в руках, но вопрос о том, какую роль играют видеосъемка и процесс создания фильма в жизни ученика, остается открытым.
Поэтому в нашей работе мы проследим самостоятельный процесс создания старшеклассниками видеофильма, при котором ребенок ищет идею фильма, описывает замысел, выстраивает образный строй фильма, планирует его осуществление, организуя эстетическую среду, снимает и монтирует фильм.
При этом педагог лишь намечает этапы деятельности, оказывая необходимую поддержку в самодвижении ученика.
Прежде чем подойти к созданию видеофильма как к художественной форме осмысления мира, себя как к особому языку коммуникации, ученики раскрывают возможности видеокамеры в передаче реальности.
В начале своего знакомства с камерой ребенок получает удовольствие от того, как он способен зафиксировать факт реальной жизни и воспроизвести его сколько угодно раз.
После первой видеосъемки старшеклассники отмечают, что взгляд видеокамеры отличается от естественного восприятия: кадр ограничивает пространство; то, что в реальности находится далеко от наблюдателя, может быть снято крупным планом, то, что в жизни воспринимается малым, на экране оказывается большим, то, что кажется естественным и выразительным в действительности, в кадре может потерять свои качества, так как экранная реальность обладает своей достоверностью и правдивостью.
Многие старшеклассники пытаются поймать в кадре солнечные лучи, дающие блики, и при этом не замечают искажения в изображении, оно становится плоским, с четко выраженными контрастами.
Наиболее сложным для старшеклассников становится построение целостного аудиовизуального образа, определение принципа, по которому соединяются его составляющие.
С этим связан отказ подростков на начальных этапах освоения процесса создания фильма описать замысел фильма, написать сценарий. Они сначала снимают материал, а потом ищут принцип, по которому его можно выстроить.

Фильм как экзамен

В числе выпускных экзаменов у Саши была защита двух творческих работ: доклад по психологии на тему «Бессознательное» и создание фильма «Побег».
Раскрывая свою цель работы по психологии, Саша отмечает, что «хотел бы составить для себя представление о внутреннем мире человека, о способах «общения» с бессознательным, научиться его анализировать».
«Побег» – не первый фильм Саши, он вместе с друзьями создал фильм «Иногда я бываю печален» по стихам Н.Гумилева и И.Бунина. Эта работа завершала реферат о Замоскворечье, что и определило выбор зрительного материала фильма: ребята снимали улицы, церкви Замоскворечья. Не включив по возможности в изобразительный ряд приметы настоящего времени, ребята создали особое экранное пространство, в котором автор, размышляя о Боге, разговаривая с ушедшим другом, передает свое мироощущение.
Саша в этой работе отбирал и читал стихи, вместе со всеми он участвовал в выборе зрительного материала, способа видеосъемки.
«Побег» – это его авторский фильм, где он самостоятельно проходит все этапы создания фильма, выступая в роли сценариста, режиссера, оператора, актера...

Что ты хочешь сказать?

Выстраивая образный строй фильма, важно прояснить совместно с ребенком тот эмоциональный толчок, который пробудил его взяться за создание фильма. Старшеклассники испытывают проблемы, отвечая на вопрос: «О чем и каким будет твой фильм?» Как правило, ребята описывают отдельные звуковые и зрительные образы. Одним из первых образов в начале работы над фильмом «Побег» был поезд, выходящий из туннеля метрополитена. Прояснение этого образа месте с учителем позволило Саше более подробно прописать замысел своего будущего фильма.
«Город. Из затемнения появляется улица, много машин и людей. Солнце не светит. День. (Показать ненужность, обыденность, сухость города.) Город снимается по кадрам, без движения. Все это время читается стихотворение (!!!), но шум города заглушает его, некоторые слова то слышны, то нет.
Тоже улица шумная, посторонние звуки (к примеру, музыка из ларька). Камера подвижна. Передавая взгляд героя, она разворачивается то в одну сторону, то в другую, ищет тишины, но везде натыкается на вывески магазинов, пустые стены домов. Затемнение.
Начинается стихотворение А.Тарковского «Только грядущее». Мы в туннеле. Вечер, вокруг темнота, только свет фонарей и окон вдали. Камера передает взгляд героя. Она медленно идет вперед, покачиваясь. Камера останавливается, из-за нее выходит человек, которого мы видим со спины. Камера стоит на месте, человек уходит. Тишина, заканчивается стихотворение.
Дом. Открывается дверь, мы видим только ноги входящего в квартиру человека.
Комната. На столе разбросаны печатные листы. Руки человека их перебирают. Перебрав все листы, человек выходит из кадра. На стене висят картины Микеланджело. Они показываются в быстром темпе. Возможно, здесь нужна музыка. После показа последней картины – затемнение. Лес. Из затемнения выходим на солнце. Движение камеры с неба на землю. Проход через лес. Камера как бы осматривает его. И вот она случайно наталкивается на человека, сидящего на земле спиной к камере. Перед ним горит костер. Камера перемещается свободно вдоль героя, но не захватывая его лица. Эта панорама разбивается кадрами, где этот же человек пляшет вокруг костра. Неожиданно все замирает. Стоп-кадр. Постепенный переход с человека на дерево, где сидит ворона. Камера прослеживает за вороной, когда она отрывается от ветки. Человек отрывается от земли в прыжке. Стоп-кадр. Свободный полет птицы».
Очень важно, что в своем описании будущего фильма Саша пытается выстроить взаимосвязь звукового и зрительного ряда.
Однако многое остается неясным. Кто герой фильма? Что происходит с ним? Почему его дом передан только через листы бумаги и картины? Какие стихи читает герой? Может быть, он придумывает стихотворение? Если герой сочиняет стихи, то где это происходит? Может, впечатления города становятся толчком для новой поэтической строки?
– Нет, город давит суетой, серостью, безликостью, и здесь не могут быть написаны стихи.
– Могут ли они быть написаны дома?
– Нет.
– У тебя были детские стихи, где ты описываешь предметы своего дома: стол, занавески на окнах, пылесос. Дом в этих стихах кажется теплым, уютным, волшебным.
– Я сейчас чувствую по-другому.
Хочешь вспомнить свои детские стихи? (Саша, улыбаясь, читает свои стихи.)
Таким образом, проясняя вместе с учеником его первоначальный образ, мы выстраиваем драматургию фильма. Главный герой фильма – человек, переживающий творческий кризис, ему не пишется. Чтобы преодолеть свое состояние, он выходит в современный, полный жизни город, но, ничего не найдя в нем, он возвращается снова домой за письменный стол.
Снова ничего не получается, и герой опять выходит в город, но уже пустой, с тупиками, с дворами-колодцами, с лестницами – в воображаемый город, где, дойдя до крайности, выходя из очередного подъезда дома, герой оказывается на природе.
Сняты кеды, и босые ноги ступают по зеленой траве. Здесь впервые за кадром герой читает стихотворение.

Просто сделай это

Прояснив драматургию фильма, мы переходим к следующим вопросам. Каким мы видим фильм? Как выглядит город в первом и во втором случаях? Как выглядит комната героя?
Организация предметной среды своего фильма стала наиболее сложным опытом работы для Саши, не хватало опыта зрительных, звуковых впечатлений, полученных от окружающего мира.
Для создания двух различных образов города был найден и отснят ребятами большой материал, отражающий различные облики Москвы: улицы, переулки, дворы.
В начале фильма после панорамы комнаты за кадром происходит телефонный разговор с девушкой, из которого мы узнаем о том, что у нашего героя не получается работа, ему не пишется. Предложение девушки что-то изменить в жизни, начав хотя бы со смены прически, определяет способ съемки города, куда выйдет наш герой в поиске себя.
Новый Арбат снимается с движения глазами героя, он постоянно выхватывает портреты разных мужчин. Начав свои поиски с утра, он продолжает их до ночи и, ничего не найдя, испытывая головокружение, вновь возвращается за письменный стол.
В этой сцене мы видим героя со спины за пишущей машинкой. Нарастающий конфликт передается сопоставлением работающих рук, подвижных клавиш, движущейся каретки пишущей машинки, дымящихся окурков, горы смятых листов и движением времени на часах.
В сцене пустого города мы видим только постоянное движение, желание вырваться из тупика. Здесь необходимо было Саше найти пластические образы тупика (вывески с соответствующими названиями «Стоп», «Выхода нет», закрытый проход, замки на дверях, закрытые дворы-колодцы, проходы через арки, лифт изнутри, извне, передвигающийся внутри некончающейся круговой лестницы, ведущей как наверх, так и вниз), освоить разные способы передачи движения: через съемку бегущих ног (спереди, сзади, сбоку, с движения, с прослеживания движения), панораму по земле, по окнам, по подвалам домов, по решеткам лестниц, по перилам.
Необходимо было найти переход от метания в пустом городе к успокоению в лесу. Решение было предложено взрослым оператором и использовано в фильме. Раз основным пластическим образом движения были ноги героя, точнее, его кроссовки, то выходом из состояния лабиринта может стать сцена, где герой при выходе из очередного подъезда снимает обувь, носки, оставаясь босым, а полоска света от резко открытой двери создает ощущение световой вспышки.
Сцена на природе начинается с травы на фоне неба, босые ноги медленно ступают по траве и в дальнейшем полностью исчезают в ней. В это время за кадром герой читает стихотворение «Что человек» Джована Леоне Семпронио.
Таким образом, в ходе работы искалась внутренняя связь между заданными автором фильма пространствами. Творческий конфликт героя и поиск выхода из него легли в основу образного строя фильма. В свою очередь, эта работа позволила Саше актуализировать и осознать свой личный эмоциональный, художественный опыт, приобрести новые формы раскрытия мира.
Именно в таких случаях мы с уверенностью можем говорить о том, что создание фильма для старшеклассников становится значимым способом передачи своих ощущений, мыслей о мире – способом личностного развития.



Рейтинг@Mail.ru