«Деньте меня куда-нибудь!»
В мои школьные времена перевод ребенка
из школы в школу мог означать только одно:
территориальное перемещение семьи. И то бывали
случаи, когда дитя ездило довольно далеко в
другой район учиться в «свою» школу. Теперь же
скачки из класса в класс, из учреждения в
учреждение в порядке вещей. Чуть ребенку что не
понравилось – родитель бежит, руками
размахивает… Совершенно я этого не понимала.
Пока не заныла моя дочь.
Думается мне, что наши родители менее
были повернуты «лицом к деревне». То ли работали
больше, то ли не было принято вообще обращать
внимание на ребенка как на личность, обладающую
желаниями и предпочтениями. Попробовала бы я
матушке неодобрительно отозваться о школе или о
ком-то из учителей! Результатом были бы
подзатыльник и сообщение, что не мне, сопле,
рассуждать, меня, мол, учат, и надо быть
благодарной. Да у меня и мысли не могло
возникнуть пожаловаться, хоть и было мне в школе
несказанно неуютно, да что там, просто крайнее
отвращение испытывала.
Вот решила побеседовать с родителями, чтоб
выяснить, что именно явилось причиной перемены
места обучения. Очень печальные истории пришлось
выслушать. В мои школьные времена вообще не
возникало таких ситуаций!
Галина, не работает, двое детей, 1 и 4 классы.
Ходили в школу рядом с домом, теперь ездят на
автобусе.
«Отучился Богдан в первом классе три дня,
началась истерика: в школу не пойду, учительница
разные гадости говорит про маму с папой. Орет:
«Ваши родители ненормальные, психически
неуравновешенные, мало денег дают, мало подарков
делают». Прямое вымогательство началось с первых
дней, учительница требовала, чтоб купили ей
телевизор и видеомагнитофон. А у нас в классе
родители необеспеченные, почти все мамы без
работы.
Дальше – хуже, началось физическое воздействие:
детей шлепали, в угол не ставили, а швыряли – до
битых лбов и носов.
А знания… Да с чем пришли, с тем и ушли. Чем мы с
сыном дома занимались, то и получили. Не было
элементарного словарного диктанта, например.
Зато много уделяли времени каллиграфии. Задавали
учить по два-три стихотворения. Упражнения по
русскому с разбором, когда разбор еще не
проходили.
В начальной школе отсутствовали перемены. Дети
не выходили в коридор. У учеников было свободное
время только когда шли на завтрак. Сидели все
перемены в классе по стойке смирно, повернешься
– стукнут. Директор распорядилась не пускать
родителей в школу. Но дети-то все равно дома
рассказывают.
Год так промучились. Пошли с мужем по школам,
говорили с директорами, с родителями, чьи дети
отучились именно у этого педагога, с учениками,
заканчивающими начальную школу.
В нынешней школе мне понравилась прежде всего
уравновешенная директор, все нам объяснила,
рассказала. К ней можно подойти в любую минуту по
всем вопросам, устав школы висит на стене. И
отзывы детей были очень хорошие. Деньги в нашей
новой школе сдаются на уборщицу и на охрану, на
учебные пособия и подарки детям. Никаких поборов.
Но возникли и трудности. Встаю в семь утра,
провожаю в школу. У детей разное время уроков,
Богдан теперь остается на продленке, пока у
Насти, она постарше, не кончатся уроки. Тем не
менее я довольна, неудобства оправдывают себя».
Татьяна, двое детей, уже закончили школу.
«У сына в подростковом возрасте было достаточно
серьезное нервное заболевание. Меня вызвала
директор школы и очень тактично, но
недвусмысленно дала понять, что школа элитарная,
что она боится последствий и лучше бы нам с сыном
поискать учебное заведение попроще. Мы так и
сделали. В новой школе я сразу все рассказала
директрисе. Она на все тревожные годы стала моим
другом и помощником.
А дочка сама решила поменять школу, я пошла ей
навстречу. Но, отучившись год, девочка
запросилась обратно. Я и здесь не была против,
наоборот, радовалась, что ребенок имел
возможность выбирать, сравнивать, делать выводы
и принимать решения.
Мне кажется, мы зря лишаем ребенка свободы
выбора, ведь это его жизнь. Человечек вправе
настоять на уходе оттуда, где ему дискомфортно.
Нужно менять школы, пусть и два раза, и три, пока
не встретится такая, где ребенок сможет учиться,
где ему будет хорошо».
А тут моя покладистая девочка вдруг затянула
волынку: «Сменим школу, сменим школу». Ну или хотя
бы класс. И вообще – деньте меня куда-нибудь. Это
мне так не понравилось! Стали разбираться.
Молчит. Но ноет по-прежнему. Я знала, что у них
класс очень непростой. Но не могла даже
вообразить, насколько дики и невоспитанны дети.
Однажды приходит моя зареванная красотка домой,
а крепкий новый портфель зверски разорван в хлам,
пенал просто в клочки, пишущие принадлежности
как обломки кораблекрушения. Есть в классе,
оказывается, буйный мальчик. Причем портфель
этакой крепости мог порвать, казалось бы, лишь
Терминатор. Резонный вопрос: не болен ли мальчик?
Нет ли угрозы здоровью детей? Мать подхватилась и
бегом к классной руководительнице. А у нее сын
учится в том же классе. Что же вы думаете?
Оказывается, наш обидчик и его мучил!
«Знаете что, – не советуя, а делясь, сказала
классная, – я этого Смирнова в пустой класс
затащила и заявила, что сейчас говорю не как
учитель, а как мать терзаемого им ребенка. И если
он еще раз… Мне кажется, есть такие дети, что
понимают только силу».
Тогда я подключила бывшего мужа и велела ему
явиться пред ясные очи баламута. Он и возник,
мрачный, весь в черном, с бандитской стрижкой,
взвешивая в руке как аргумент мобильный телефон.
Сказал, что Алиса его дочь.
Гадский метод. И вообще не метод. Но больше
фамилия мальчика дома не упоминалась.
Ладно, полгода прожили спокойно. И…
снова-здорово, уже со слезами, стонами, криками.
«Сменим школу, ну или хотя бы класс!» Что на этот
раз? На этот раз девочка. Настраивает весь класс
против Алисы – обзываются, портфель закидывают в
мужской туалет, мелко гадят. И даже я уже решилась
сделать так, как Элис просит. А потом подумала:
меня устраивает эта школа, мне нравятся эти
учителя, особенно классный руководитель. Почему
Алиса-то должна из-за какой-то девицы вздорной
страдать? Интриганке я наедине сказала дословно
следующее: «Маша, если ты еще раз хотя бы голову
повернешь в Алисину сторону, тебя в этой школе не
будет»!
Уф, учимся дальше. Надолго ли?
Ну вот неодобрительно я отношусь к смене школы, и
все тут! Сейчас приучим ребенка идти на поводу у
обстоятельств, он потом будет искать не способы
контакта с людьми, а скакать из института в
институт, с работы на работу. С другой стороны,
ему и так в школе несладко, что обрекать на
дополнительные мучения?
Некоторым детям полезна смена обстановки, новые
друзья, незнакомые учителя. Кто-то был на плохом
счету в старой школе, а на новом месте
воодушевляется и становится первым учеником. А
для другого это стрессовая ситуация, последствия
психологического шока могут быть самыми
печальными. Даже делая лучше ребенку, как вам
кажется, нужно сто раз подумать и взвесить все
последствия.
Нужно ли защищать ребенка от обидчиков? Да, нужно.
Как правило, здесь можно обойтись одной жесткой
фразой – пусть знают, что за спиной у терзаемого
есть сила. Этого обычно бывает достаточно. И со
своим, уж будьте так добры, дома разберитесь. В
чем-то наверняка и ваш не прав. Учите
незлобивости, спокойствию, «незадирательству».
Не поддавайтесь на провокации!
И в любых, даже самых неудачных случаях из школы
следует уходить без скандала, поблагодарив всех,
кто тратил на вас свою жизнь.
|