Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Светлана Попова

«Деньте меня куда-нибудь!»

В мои школьные времена перевод ребенка из школы в школу мог означать только одно: территориальное перемещение семьи. И то бывали случаи, когда дитя ездило довольно далеко в другой район учиться в «свою» школу. Теперь же скачки из класса в класс, из учреждения в учреждение в порядке вещей. Чуть ребенку что не понравилось – родитель бежит, руками размахивает… Совершенно я этого не понимала. Пока не заныла моя дочь.

Думается мне, что наши родители менее были повернуты «лицом к деревне». То ли работали больше, то ли не было принято вообще обращать внимание на ребенка как на личность, обладающую желаниями и предпочтениями. Попробовала бы я матушке неодобрительно отозваться о школе или о ком-то из учителей! Результатом были бы подзатыльник и сообщение, что не мне, сопле, рассуждать, меня, мол, учат, и надо быть благодарной. Да у меня и мысли не могло возникнуть пожаловаться, хоть и было мне в школе несказанно неуютно, да что там, просто крайнее отвращение испытывала.
Вот решила побеседовать с родителями, чтоб выяснить, что именно явилось причиной перемены места обучения. Очень печальные истории пришлось выслушать. В мои школьные времена вообще не возникало таких ситуаций!

Галина, не работает, двое детей, 1 и 4 классы. Ходили в школу рядом с домом, теперь ездят на автобусе.
«Отучился Богдан в первом классе три дня, началась истерика: в школу не пойду, учительница разные гадости говорит про маму с папой. Орет: «Ваши родители ненормальные, психически неуравновешенные, мало денег дают, мало подарков делают». Прямое вымогательство началось с первых дней, учительница требовала, чтоб купили ей телевизор и видеомагнитофон. А у нас в классе родители необеспеченные, почти все мамы без работы.
Дальше – хуже, началось физическое воздействие: детей шлепали, в угол не ставили, а швыряли – до битых лбов и носов.
А знания… Да с чем пришли, с тем и ушли. Чем мы с сыном дома занимались, то и получили. Не было элементарного словарного диктанта, например. Зато много уделяли времени каллиграфии. Задавали учить по два-три стихотворения. Упражнения по русскому с разбором, когда разбор еще не проходили.
В начальной школе отсутствовали перемены. Дети не выходили в коридор. У учеников было свободное время только когда шли на завтрак. Сидели все перемены в классе по стойке смирно, повернешься – стукнут. Директор распорядилась не пускать родителей в школу. Но дети-то все равно дома рассказывают.
Год так промучились. Пошли с мужем по школам, говорили с директорами, с родителями, чьи дети отучились именно у этого педагога, с учениками, заканчивающими начальную школу.
В нынешней школе мне понравилась прежде всего уравновешенная директор, все нам объяснила, рассказала. К ней можно подойти в любую минуту по всем вопросам, устав школы висит на стене. И отзывы детей были очень хорошие. Деньги в нашей новой школе сдаются на уборщицу и на охрану, на учебные пособия и подарки детям. Никаких поборов.
Но возникли и трудности. Встаю в семь утра, провожаю в школу. У детей разное время уроков, Богдан теперь остается на продленке, пока у Насти, она постарше, не кончатся уроки. Тем не менее я довольна, неудобства оправдывают себя».

Татьяна, двое детей, уже закончили школу.
«У сына в подростковом возрасте было достаточно серьезное нервное заболевание. Меня вызвала директор школы и очень тактично, но недвусмысленно дала понять, что школа элитарная, что она боится последствий и лучше бы нам с сыном поискать учебное заведение попроще. Мы так и сделали. В новой школе я сразу все рассказала директрисе. Она на все тревожные годы стала моим другом и помощником.
А дочка сама решила поменять школу, я пошла ей навстречу. Но, отучившись год, девочка запросилась обратно. Я и здесь не была против, наоборот, радовалась, что ребенок имел возможность выбирать, сравнивать, делать выводы и принимать решения.
Мне кажется, мы зря лишаем ребенка свободы выбора, ведь это его жизнь. Человечек вправе настоять на уходе оттуда, где ему дискомфортно. Нужно менять школы, пусть и два раза, и три, пока не встретится такая, где ребенок сможет учиться, где ему будет хорошо».

А тут моя покладистая девочка вдруг затянула волынку: «Сменим школу, сменим школу». Ну или хотя бы класс. И вообще – деньте меня куда-нибудь. Это мне так не понравилось! Стали разбираться. Молчит. Но ноет по-прежнему. Я знала, что у них класс очень непростой. Но не могла даже вообразить, насколько дики и невоспитанны дети.
Однажды приходит моя зареванная красотка домой, а крепкий новый портфель зверски разорван в хлам, пенал просто в клочки, пишущие принадлежности как обломки кораблекрушения. Есть в классе, оказывается, буйный мальчик. Причем портфель этакой крепости мог порвать, казалось бы, лишь Терминатор. Резонный вопрос: не болен ли мальчик? Нет ли угрозы здоровью детей? Мать подхватилась и бегом к классной руководительнице. А у нее сын учится в том же классе. Что же вы думаете? Оказывается, наш обидчик и его мучил!
«Знаете что, – не советуя, а делясь, сказала классная, – я этого Смирнова в пустой класс затащила и заявила, что сейчас говорю не как учитель, а как мать терзаемого им ребенка. И если он еще раз… Мне кажется, есть такие дети, что понимают только силу».
Тогда я подключила бывшего мужа и велела ему явиться пред ясные очи баламута. Он и возник, мрачный, весь в черном, с бандитской стрижкой, взвешивая в руке как аргумент мобильный телефон. Сказал, что Алиса его дочь.
Гадский метод. И вообще не метод. Но больше фамилия мальчика дома не упоминалась.
Ладно, полгода прожили спокойно. И… снова-здорово, уже со слезами, стонами, криками. «Сменим школу, ну или хотя бы класс!» Что на этот раз? На этот раз девочка. Настраивает весь класс против Алисы – обзываются, портфель закидывают в мужской туалет, мелко гадят. И даже я уже решилась сделать так, как Элис просит. А потом подумала: меня устраивает эта школа, мне нравятся эти учителя, особенно классный руководитель. Почему Алиса-то должна из-за какой-то девицы вздорной страдать? Интриганке я наедине сказала дословно следующее: «Маша, если ты еще раз хотя бы голову повернешь в Алисину сторону, тебя в этой школе не будет»!
Уф, учимся дальше. Надолго ли?

Ну вот неодобрительно я отношусь к смене школы, и все тут! Сейчас приучим ребенка идти на поводу у обстоятельств, он потом будет искать не способы контакта с людьми, а скакать из института в институт, с работы на работу. С другой стороны, ему и так в школе несладко, что обрекать на дополнительные мучения?
Некоторым детям полезна смена обстановки, новые друзья, незнакомые учителя. Кто-то был на плохом счету в старой школе, а на новом месте воодушевляется и становится первым учеником. А для другого это стрессовая ситуация, последствия психологического шока могут быть самыми печальными. Даже делая лучше ребенку, как вам кажется, нужно сто раз подумать и взвесить все последствия.
Нужно ли защищать ребенка от обидчиков? Да, нужно. Как правило, здесь можно обойтись одной жесткой фразой – пусть знают, что за спиной у терзаемого есть сила. Этого обычно бывает достаточно. И со своим, уж будьте так добры, дома разберитесь. В чем-то наверняка и ваш не прав. Учите незлобивости, спокойствию, «незадирательству». Не поддавайтесь на провокации!
И в любых, даже самых неудачных случаях из школы следует уходить без скандала, поблагодарив всех, кто тратил на вас свою жизнь.



Рейтинг@Mail.ru