Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Людмила Долгова,
директор школы «Эврика–развитие»

Тьютор как связующее звено между родителями, учениками и школой

С попытки ответить на вопрос, какова школа, в которой родители хотели бы учить своих детей, учителя – работать и ученики – учиться, началась история тьюторства в нашей школе. В клубе “Перемена” в обычной городской школе по-дружески собирались неудовлетворенные своей работой учителя, ищущие образ новой школы, психологи и философы, чьи дети учились в этой школе. Впоследствии все они и стали субъектами инновационного процесса в рамках традиционной школы.

Рамки, ограничивающие учительские размышления, были следующие:
· выполнение общих требований к образованию;
· необходимость придать выпускнику школы хорошие стартовые качества.

Родители хотели в разные периоды разного:
· реального, гармоничного развития ребенка;
· сбережения его здоровья;
· сохранения его желания ходить в школу;
· иметь возможность развития для детей, которые при поступлении в школу показали низкие результаты и не попали в классы по системе развивающего обучения;
· развития самоорганизации у подростка;
· помощи в профессиональной ориентации подростков на третьей ступени школы.

В потребностях родителей явно проступало отторжение школы индустриальной эпохи с ее поточным производством и отсутствием пробы и реализации своих возможностей.
Нашим родителям хотелось, чтобы их ребенок проявил свои индивидуальные возможности и при этом не стал маргиналом, т.е. человеком, ушедшим от общества.
На одном из этапов проекта возобладала тенденция к тотальному введению педагогической системы развивающего обучения, и часть родителей покинула клуб, не найдя ответов на свои вопросы. Мы поняли тогда, что необходимо работать с родительскими нуждами и ожиданиями, совместно оформлять их до некоторой потребности и создавать на этом материале проект школы.
Далее в истории нашей школы начался этап складывания проекта полисистемной школы, где существовали бы разные педагогические системы. Педагоги при поддержке философской группы искали такие культурные образцы педагогической деятельности, которые могли удовлетворить ожидания потенциальных родителей нашей школы. На мой взгляд, так стала оформляться тьюторская позиция, которую нес коллективный субъект инновационной школы.
Необходимы были носители новой позиции, противопоставленные в культурном смысле учительской позиции. Их роль состояла в том, чтобы раскрывать социокультурные ожидания родителей, дооформлять их до потребностей и апробировать в педагогическом процессе новые формы, в которых выражаются конкретные родительские запросы.
Учителя работали с передачей знаний, а тьюторы формировали новые демократичные, поликультурные нормы жизнедеятельности школы.
Тьютор не может повлиять на знание, которое дается в предмете. Это может сделать учитель-проектировщик, исследователь. Тьютор влияет на устройство школы, типы взаимодействия на занятиях, организационные формы школы как социокультурного института, т.е. на более подвижные ее части.
В нашей школе родители могут выражать свои нужды – школа не выдвигает жестко свои правила и нормы, а готова понять проблемы детей, пробовать разные формы работы с ними, наблюдать, давать ребенку шансы, пробы, попытки, обсуждать с ним складывающиеся проблемы.
При наборе в первый класс родители попадали в полисистемную школу, где есть и класс развивающего обучения, и класс свободной педагогики, и класс Монтессори-педагогики. Выбор родителю помогал делать тьютор совместно с психологом на основе беседы о семейных традициях, ожиданиях от школы и по результатам анализа анкет, направленных на выяснение мотивации родителя в образовании ребенка и типа личного взаимодействия с ним. После индивидуальной работы детей по тестовым заданиям тьютор, психологи и родители в общем разговоре решали, в какой педагогической системе будет учиться ребенок.
Впоследствии тьютор наблюдал за поведением, успехами и неудачами ученика, обсуждал это с учителями на “малых” педагогических советах, в индивидуальных встречах с родителями показывал динамику роста успехов ребенка, а не просто его достижения на фоне других детей. Вся эта работа делалась в рамках проекта школы. Родители имели возможность познакомиться с проектом кафедры по работе с определенной группой детей, обсуждать его и влиять на изменение проекта.
Так тьютор формирует заказ на тот или иной тип образовательной практики.
Далее тьютор обращается к известным ему культурным прецедентам оформления таких потребностей в новые формы школьной жизни. Однако встречаются случаи, когда имеющиеся культурные образцы в конкретной ситуации не подходят. Тьютор разворачивает свой проект. Так, в качестве примера можно привести проект перехода учащихся из начальной школы в среднюю, выполненный кафедрой свободной педагогики.
Важно подчеркнуть, что тьютору первоначально необходимо убедить родителей в том, что для осуществления их пожеланий подойдут предлагаемые им проекты. Потом разворачиваются анализ и критика проекта совместно с родителями, что позволяет совершенствовать проекты. Пробно-поисковый режим в школе позволяет тьютору делать выводы о верности принятого решения относительно каждого ребенка и его движения в данном проекте. Школа как бы постоянно достраивает себя по мере роста и становления.
Роль тьютора не ограничена оформлением родительского заказа. Основная задача тьютора – довести новые, возникшие на основе проектирования формы взаимодействия до норм и традиций – фактически до нового школьного уклада.
В рамках традиционной школьной практики подростковость как особый возраст пока не выделяется и не становится предметом особого организационного проектирования. У учителей нашей школы в первые годы работы проявилась боязнь авторитарных действий в демократичной по духу школе.
Но понятно, что в отсутствие четких норм работы с подростками обучать их было трудно. Тогда тьюторы взяли на себя ответственность за особую организацию подростковой жизни. Мы собрали родителей подростковых классов, рассказали им о нашем представлении о культурно-историческом видении подросткового возраста. Такое собрание мы и теперь проводим ежегодно. Было решено, что необходимо подросткам учиться во вторую смену. Мы отделили их от начальной школы и от старшеклассников – тем самым заложили границу возраста и инициацию перехода из одной возрастной группы в другую. Тьюторский проект подростковой школы обсуждался на тьюторском совете. А администрация, которая удерживала тьюторскую позицию, помогала и несла ответственность за оформление норм и правил подростковой жизни в школе.
Вот фрагменты нового уклада:
· общий сбор подростковой школы еженедельно: информация на неделю, обмен впечатлениями, обсуждение проблем;
· тьюторские часы, где в разной форме поднимаются темы самопознания, самоидентификации, происходит обсуждение реальных конфликтов;
· “круглые столы” с учителями по поводу нестыковки норм поведения учеников-подростков и норм поведения учителя, их совместная корректировка;
· тьюторский совет – обсуждение необходимости изменений, выработка новых укладов;
· педагогический совет – утверждение новых укладов в общих рамках школы;
· письменные рефлексии детей о новых формах работы со взрослыми, анализ их тьютором, ознакомление учителей с результатами такого анализа;
· экраны фиксации траектории или динамики индивидуального движения ученика в предмете;
· организация студий из предметов по выбору, где в разновозрастных группах идет выбор учеником предмета работы, учителя, видов оформления результата учения, здесь тьютор – помощник ученика;
· “дни шанса” – конец четверти, когда можно в сжатое время изменить результативность своего обучения и получить возможность опыта самоорганизованности;
· экзамены обязательные и по выбору, в творческой или проектной форме;
· орган самоуправления в подростковой школе “Совет подростковой школы”. Конституция как форма защиты чести и достоинства подростка, возможности влиять на формы собственной жизни.

Итак, тьютор организует коммуникацию с родителями по оформлению заказа на школу, где будут реализованы новые образовательные потребности родителей. Тьютор занимается образовательной политикой – он оформляет новые нормы общежития родителя, ученика и школы. Он меняет школу, задавая ее инновационность. Реализуя уклад и нормы, заложенные в проекте, тьютор начинает работать с группой учащихся и отдельным учеником в другой рамке – внутришкольной. Ведь для ученика жизнь по такому укладу – это новая практика, где нормы социального взаимодействия партнеров не даются как готовые, уже заданные в некоторой традиции, а должны обсуждаться, обновляться и достраиваться. Здесь также необходима работа тьютора.



Рейтинг@Mail.ru