Александр Иванов,
бывший старший научный сотрудник
лаборатории и член команды О.С.Газмана,
ныне заместитель директора одной из
зеленоградских школ
Особенная роль в школьной жизни
Классный наставник – это не просто
дополнительная нагрузка для учителя, это во
многом другое мировоззрение
Прошло чуть более 10 лет с того момента, как
возникла идея создания института классных
воспитателей в России.
В 1989 году в Московской области начался
эксперимент по проблеме «Система работы
освобожденного классного руководителя». Его
организаторы предложили лаборатории, которую
возглавлял О.С.Газман, разработать содержание
деятельности освобожденных классных
руководителей и организовать их обучение.
Исторический анализ развития института классных
воспитателей – а именно на этом названии решили
остановиться сотрудники лаборатории О.С.Газмана,
поскольку воспитателем в России называли и
классных надзирателей, и наставников, и
руководителей, – позволил вычленить основные
сферы в жизнедеятельности учащегося: здоровье,
учение, досуг, общение, образ жизни, которые
являются главными направлениями в работе
классного воспитателя.
Уже в 1990 г. были разработаны Концептуальные
основы деятельности классного воспитателя.
Однако важно было разработать методические
материалы для использования их в массовой
практике, выявить социальный заказ на
деятельность классных воспитателей, разработать
инварианты их деятельности в зависимости от
возраста, количества учеников, особенностей
школы, ее местонахождения и социального
окружения, разработать квалификационную
характеристику, программу подготовки и
переподготовки классных воспитателей.
Решение этих задач позволило бы каждому региону,
школе создать свой институт классных
воспитателей, исходя из особенностей данного
социума, типа учебного заведения, класса.
Первыми слушателями учебных курсов были
представители семи областей России:
Владимирской, Калужской, Тверской, Мурманской,
Челябинской, Оренбургской и Московской.
С самого начала своей деятельности сотрудники
лаборатории убедились, что недостаточно для
освобожденных классных руководителей пройти
лекционный курс по актуальным вопросам в области
образования. Необходимо их осмысление,
внутреннее принятие концептуальных подходов,
изменение педагогической позиции. Но на деле
каждый педагог транслирует свое мировосприятие,
пытается навязать свой образ жизни, с
удовольствием работает лишь с теми, кто
соответствует его ожиданиям. Поэтому часто он не
видит тех, кому действительно требуется помощь.
Именно с этим и столкнулись преподаватели курса.
Коррективы вносились уже в процессе обучения.
После каждой лекции проводилась групповая
работа по осмыслению услышанного, психотренинги
на самопознание, снятие стереотипов, тренинги по
общению, практикумы по диагностике учащихся и
самодиагностике, ролевые игры и т.д. В конце
каждой сессии слушателям давалось задание,
которое они должны были выполнить между
сессиями. В процессе работы происходило
осознание учителем, что его педагогическая
деятельность далеко не всегда строится в
интересах ребенка. Разочарования приводили к
эмоциональным срывам. Тогда для слушателя
подбирали преподавателя-психотерапевта, целью
которого было помочь педагогу выйти из
внутреннего кризиса.
Создание атмосферы защищенности, взаимопомощи
было важнейшим элементом обучения. Слушатели
погружались в особую педагогическую культуру,
где реально, на практике разворачивается
деятельность классного воспитателя, роль
которого выполнял преподаватель-групповод.
Педагоги начинали понимать главную свою функцию
– защиту и помощь ребенку в образовании. Так
менялась педагогическая позиция.
От кого же защищать ребенка? От оскорблений
учителя, сверстников, от родителей, от него
самого! Ребенок, подросток, не всегда понимает
опасности, которые встречаются на его пути.
Поэтому так важно вовремя помочь ему освоить
способы выхода из трудных жизненных ситуаций,
самозащиты своей индивидуальности, достижения
внутренней устойчивости. Это и есть
педагогическая защита ребенка.
В процессе эксперимента рождается еще одно
педагогическое понятие – «педагогическая
поддержка».
«Под педагогической поддержкой мы понимаем
процесс совместного с ребенком определения его
собственных интересов, целей, возможностей и
путей преодоления препятствий и проблем,
мешающих ему сохранить свое человеческое
достоинство и самостоятельно достигать желаемых
результатов в обучении, самовоспитании, общении,
образе жизни», – говорил О.С.Газман.
Специалистом в школе по осуществлению процесса
педагогической поддержки может и должен стать
прежде всего классный воспитатель.
В ходе эксперимента выявилось несколько
вариантов деятельности классных воспитателей:
Классный воспитатель с одним классом в начальном
и среднем звене школы. Используется в классах с
большим количеством проблемных детей, в
криминогенных регионах, в школах-гигантах, в
работе с одаренными детьми в лицеях и гимназиях,
где каждому ученику требуется особый подход,
оказание помощи в выстраивании индивидуальной
траектории развития, в снижении учебных и
психологических перегрузок.
Классный воспитатель с двумя классами в
параллели. Менее распространенный вариант. Он
эффективен, если классы благополучные и классный
воспитатель ведет совместную работу с ними с
первого класса. В иных случаях возникают
серьезные проблемы в работе классного педагога
из-за соперничества между классами, из-за большой
разницы в развитии детей и коллективов.
Классный воспитатель с двумя классами по
вертикали, например 5 и 7 классы. Хорошо проявил
себя в сельских и поселковых школах, где развиты
традиции шефской помощи старших младшим, в
благополучных классах.
Наибольшее количество классных воспитателей
работали с одним классом. Их деятельность
успешнее по сравнению с воспитателями,
работающими в двух классах.
Экспериментальная работа классных воспитателей
показала, что не только детям, но и самим
педагогам нужны педагогическая защита и
поддержка. Ученые предполагали, что классные
воспитатели смогут изменить ситуацию в школе.
Однако не учли, что подготовленные нами
специалисты встретят, мягко говоря, непонимание
со стороны коллег, администрации. Поэтому с 1992
года на курсы вместе с классными воспитателями
стали приглашаться учителя-предметники и
администрация.
Таким образом, родилась идея по созданию модели
школы с системой педагогической поддержки, где
формируется новое культурное педагогическое
пространство, основанное на создании условий для
саморазвития каждого из членов данной системы.
В зарубежной школе встречаются различные модели
деятельности взрослых в системе поддержки:
тьютор, куратор (индивидуальный, групповой,
классный), координатор, советник и т.д. Названия
могут быть разными, но суть их деятельности
заключается в оказании помощи ребенку в сложных
ситуациях с тем, чтобы он научился
самостоятельно их преодолевать.
|