Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Секрет многоярусного урока

Как сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой

Я знаю лишь, что не знаю
Воистину ничего,
Что истина прописная –
Обычное плутовство.

Действительно, прав был испанский поэт и учитель Мигель де Унамуно в том, что часто, внушая кому-либо истину, мы обманываем и обманываемся сами, то есть плутаем в своих познаниях. Всегда ли знает учитель, особенно начинающий, что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и учителю, и ученику, и его родителям.

В наш век стремительно развивающихся педагогических технологий очень сложно выделить для себя какую-либо одну как приоритетную. Нередко педагоги применяют ту или иную технологию, не понимая и не осознавая, как она работает и к какому результату может привести. Чаще всего выбор зависит от случайных обстоятельств: оказался на курсах, увлекся ею, а результата так и не получил. В России, к сожалению, нет ни одного педагогического центра, который бы обучал педагогов “вееру технологий”. Очень сложно организовывать авторские курсы, особенно на периферии; сложно привлекать и преподавателей вузов к практическому применению своих теоретических знаний.
Возможно, именно отсутствие такого педагогического центра и послужило причиной для появления на базе Пермского областного института повышения квалификации работников образования Педагогической мастерской, которая помогает учителям понять и осмыслить технологию индивидуализированного обучения на уроках литературы.
О технологии индивидуализированного обучения размышлял на страницах “Первого сентября” автор этой технологии заслуженный учитель Ю.А.Макаров. Дидактические принципы, которые предложил преподаватель математики, применимы и на уроках литературы. Для того чтобы освоить эту технологию, в рамках Педагогической мастерской были объединены единомышленники: учителя школ области, научные работники из классического и педагогического университетов; на базе школы № 140 г. Перми проводились лекционные и практические занятия. Совместная работа, продолжавшаяся на протяжении нескольких месяцев, помогла осмыслить технологию и успешно применить ее в своей работе.
Очень важным в обучении данной технологии является организация практических занятий, на которых учителя вновь становятся учениками. Слушатели получают задание прочитать текст и ответить на разноуровневые вопросы. В течение 45 минут учителя самостоятельно работают, а затем, на втором уроке, выступают на семинарском занятии. Оказавшись в роли учеников, они лучше понимают суть технологии и ее преимущества. Какие именно? Во-первых, улучшается психологический фон урока (ученикам становится известно, что надо делать и к чему подготовиться; каждый работает в собственном темпе, который определяется им самим). “Есть ученики, которые какое-то время работают очень интенсивно, затем наступает спад, расслабление, а затем снова повышается активность. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния в данный момент времени. Ученик может прервать работу в любое время, если он устал, и отдохнуть сколько ему нужно”, – считает Ю.А.Макаров. Если у ученика возникли трудности, он может свободно подойти к учителю-консультанту и получить необходимую помощь. Во-вторых, каждому школьнику предоставляется возможность самому выбрать оценку и, независимо от субъективного отношения к нему учителя, получить ее. В-третьих, на семинарском занятии ученику не будет задан неожиданный вопрос, на который сложно бывает ответить сразу.
Не всегда детям интересно то, о чем оживленно спорят их одноклассники, поэтому задача учителя как раз и состоит в том, чтобы организовать интересно работу каждого ученика, а для этого необходимо иметь разноуровневый дидактический материал. Цель обучения не может быть сведена к тому, чтобы научить детей запоминать факты. Необходимо развивать способность осмысливать их, постепенно формировать способность самостоятельно приобретать знания, способность самообучаться. Научить школьников самостоятельно учиться – вот главная задача учителя.

Семинар в переводе с латинского – “рассадник”

Сократ, рассаживая вокруг себя учеников, вел беседу; при этом его мастерство общения заключалось в том, что он никому не навязывал своего мнения. Но собеседник, отвечая на его вопросы, сам приходил к опровержению положений, казавшихся вначале бесспорными. Вот к этому и необходимо стремиться!
Семинар открывают ученики, ответившие на вопросы уровня “3” репродуктивного характера. Именно эти дети, малоговорящие, замкнутые, неуверенные, начинают играть роль первой скрипки, и это обосновано, так как важно внушить ученикам, что все в классе равны и заслуживают одинакового уважения и внимания. Первоначально очень сложно удержать тех, кто всегда активнее других. Но на уроке важно воспитывать и культуру поведения, а уважать говорящего – это один из основных постулатов норм общения. Ученики, которые справились с заданиями уровня “4” и “5”, дополняют ответы более слабых учащихся и корректируют их. При этом они не должны повторять мысли, высказанные ранее. Важно выработать умение слушать и слышать ошибки речевые, фактические и указывать на них в корректной форме, например: “Я не совсем согласен с тем, что говорил... но в его ответе есть интересные мысли... Давайте сделаем попытку разобраться в ситуации и т.д., поправить говорящего...” Активная работа каждого ученика на уроке – один из основных критериев оценки его работы на уроке.
Более сложная и интересная работа начинается на втором этапе работы с текстом, когда ученики размышляют над проблемно-поисковыми вопросами уровня “4”. Часто беседа перерастает в диспут, который не оставляет равнодушными даже тех, кто не смог письменно ответить на вопросы этого уровня. Какую оценку поставить в этом случае ученику? Безусловно, необходимо поддержать таких учеников, отметив малейший успех, и поставить “4”. Если во время обсуждения был дан неординарный ответ, предложите автору этого ответа продиктовать его всем либо зафиксируйте его на доске сами. Все эти действия учителя продемонстрируют уважение к говорящему и повысят его мотивацию. Бывает так, что ответы учеников не совпадают с мнением учителя. Ничего страшного: попытайтесь удивить их. Вспомните слова Аристотеля: “Удивление – это начало познания. Это своего рода умственное потрясение, порожденное удивлением”. Вот тут-то и наступает ваш звездный час: открывайте истину, проповедуйте ее, владейте умами!
Иногда бывает так, что учитель не успевает обсудить на уроке все вопросы. В этом случае целесообразно продолжить разговор на следующем уроке, если ученики действительно увлечены этим произведением.

О разноуровневом дидактическом материале

Мы предлагаем учащимся разные типы заданий. Первый шаг, который сделает ученик самостоятельно, не должен вызывать особых трудностей: задания должны быть заведомо выполнимы, так как очень важно соблюдать принцип первоначального успеха. Задания уровня “3” в основном носят репродуктивный характер: найдите в учебнике определение жанра, объяснение неизвестным словам, перескажите понравившийся эпизод, выучите стихотворение. Вопросов не должно быть много – не более пяти. Необходимо помнить, что “плохо поставленный вопрос – причина всяких затруднений; хороший вопрос – причина всякого успеха”. Поэтому вопрос должен быть ясным и четким. Вопросы уровня “4” помогают школьнику “погрузиться в текст”. Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: первый помогает выявить причинно-следственные связи, второй – установить сходства и различия, а третий – выяснить правдоподобие и неправдоподобие. Именно эти три попутчика и помогают найти в тексте главное – ключевые слова, по выражению А.Блока, “светящиеся слова”, которые, являясь многозначными, заключают в себе основные идеи произведения. Поэтому вопросы проблемного характера помогут ученику осмыслить содержание художественного произведения, выяснить в нем главное и второстепенное и научат его вести диалог с текстом.

Как сделать урок интересным

Технология индивидуализированного обучения, возможно, поможет разрешить многие наболевшие вопросы. Чтобы на уроке возник интересный диалог с учениками, их необходимо подготовить к нему. Если в цикле, допустим, пять уроков, попытайтесь отказаться от урока-лекции с элементами беседы. Позвольте детям, не прочитавшим текст дома, сделать это на уроке. Пусть ваш урок станет тем самым островком письменной культуры, который сегодня сохранить может только школа. Пусть ученик сам попытается открыть для себя истину и подвергнуть ее сомнению, пусть он постоянно будет находиться в вечном ее поиске. Это не значит, что на уроке не будет слова учителя, – нет, оно будет, но очень кратким и значимым, запоминающимся. В педагогической мастерской мы пытаемся вместе с учителями найти эти “изюминки” вступительного слова.
Основная задача учителя на уроках, отведенных для самостоятельного погружения в текст, состоит в создании творческой обстановки на уроке.
Логичен вопрос: что делать с теми, кто добросовестно выполнил домашнее задание? Им вы можете предложить интересный материал о жизни писателя, литературную критику, карточку-задание с разноуровневыми вопросами, на которые ученик должен будет отвечать письменно. Именно письменно! Почему? Вероятно, ответ мы найдем в высказывании Фрэнсиса Бэкона: “Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”. И это действительно так. Во-первых, на семинаре (который последует после трех уроков самостоятельной работы) ученик сможет обратиться к уже написанному ответу и, если возникнет такая необходимость, прочитать его. Во-вторых, отвечая на вопросы, ученики отрабатывают навыки письменной речи. Задача учителя на этом этапе – обращать внимание на построение фразы, и если фраза окажется неудачной, то вместе с учеником отредактировать ее. Получается, что на каждом уроке ученик создает миниатюрное сочинение.

Выбери себе оценку сам

По окончании этапа самостоятельной работы в “Таблице успеха” фиксируются учебные результаты, каждый ученик предварительно получает ту оценку, которую он выбрал сам. Но только устный ответ на семинаре подтверждает оценку, которую учитель ставит в журнал как итоговую.

Список        учащихся      Фольклор   Темы Творчество
А.С.Пушкина
Иванов М.    Петров А. 3 4 5
+ + +
+ + +
3 4 5
+ + +
+ + +

           Итак, для организации самостоятельной работы необходима традиционная структура класса, а для семинара – “круглый стол”. Почему? Возможно, ответ мы найдем в значении произведения и его композиционных особенностях. Об этом мы спросим ребят, вышедших на уровень “5”. Очень важно научить их видеть в тексте не только сюжет, но и форму. По выражению Г.Товстоногова, после восприятия непосредственной целостности художественного произведения в сознании читателя происходит “обмен чувств на мысли”.



Рейтинг@Mail.ru