Елена ИВАНИЦКАЯ – Александр МЕЛИХОВ
Образ мира, в котором стоит жить
Александр Мотельевич Мелихов – ученый
и писатель, эссеист, публицист. Кандидат
математических наук. Автор романов «Изгнание из
Эдема», «Эрос и Танатос», «Горбатые атланты».
Лауреат премии Союза писателей Санкт-Петербурга
и Петербургского ПЕН-клуба. Его последнее
произведение, роман «Нам целый мир чужбина»,
опубликовано в журнале «Новый мир», № 7–8, 2000.
Живет и работает в Петербурге.
– Почему вы приняли участие в нынешнем
идейном походе против гуманизма?
– А разве есть такой поход? И я принял в нем
участие?
– Конечно. Вот в журнале «Новый мир», например,
где напечатан и ваш последний роман, один молодой
и решительный публицист утверждает: «Гуманизм –
это недомыслие. Как будто само собой разумеется,
что если ты являешься двуногим без перьев, по
классическому и неопровержимому определению
Платона, то этого незамысловатого факта самого
по себе уже достаточно, чтобы все вокруг с тебя
пылинки сдували». Автобиографический герой
вашего романа говорит едва ли не в унисон с ним:
«Личность осознала свои права, еще не сделавшись
личностью, ее начали защищать прежде, чем она
доказала, что стоит защиты.
– Что ж, попробуем объясниться. Я думаю, что
человек не зол и не добр по своей природе. Зло в
человеке – реакция на угрозу, реальную или
мнимую. Человек зол, когда защищается. Ненависть
всегда есть поруганная любовь. Если человек
любит что-то, стремится к чему-то, то приходит в
ярость, когда ему мешают. Чем более высокий идеал
человек провозглашает, тем больше препятствий
встречается на пути его осуществления и тем
больше поводов у этого человека ненавидеть
окружающих. На пути к величайшему,
сверхчеловеческому идеалу препятствием могут
оказаться все человеческие качества вообще. В
этом смысле идеализм этически опасен и
противоположен гуманизму. Но и у гуманизма есть
свои этические опасности. Гуманизм есть некая
снисходительность. Но если рядом нет высокого и
благородного идеала, с высоты которого к
человеку снисходят, если снисходительность сама
по себе оказывается уровнем отсчета, то гуманизм
понижает человека. Представьте себе слепо
любящих родителей, которые искренне убеждены и
внушают ребенку, что его наивная детская мазня –
шедевры выше Рафаэля.
– Честно говоря, мне трудно представить себе
таких родителей. Гораздо легче воображается
обратная ситуация: ребенку сразу заявляют, что
ему не быть Рафаэлем, так что он не только
рисовать бросает, но и вообще перестает в себя
верить.
– Умные родители не скроют от него, что он не
Рафаэль, но научат стремиться к совершенству,
преодолевать себя. Без самопреодоления он просто
не станет личностью, не заслужит любви.
– Разве любовь заслуживают? Заслуживают
уважение и авторитет. «Но я люблю, за что, не знаю
сам...»
– Что ж, и это верно. Жизнь сложна. Но не скажете
же вы, что ум, красота, талант, широта души,
благородство не привлекают к человеку любовное
восхищение?
– И эти качества, по вашему мнению, приобретаются
самопреодолением?
– Безусловно. Даже физическая красота, данная от
природы, не воплотится в жизнь, если сам ее
носитель не будет над ней работать. Жизнь
постоянно требует жертв и усилий. Если человек не
готов к этому, то жизнь превращается в пытку, как
она и превратилась для множества наших
современников. Человек счастливым быть не может
ни при каких обстоятельствах. Обстоятельства
могут быть либо терпимыми, либо невыносимыми, а
жизнь – либо полной труда, забот, страданий и
осмысленной, либо полной труда, забот, страданий
и бессмысленной. Гуманисты же мечтали о счастье
для человека и человечества. Они полагали, что
если человек станет служить не метафизическим
идеалам, а себе самому, то он станет счастливым. К
подобной утопии я отношусь отрицательно, ибо не
вижу, чтобы хоть кто-то от этого выиграл будь то
общество или личность
– Мне кажется, вы производите подмену понятий:
убедительно отвергаете эгоистическую любовь
субъекта лишь к себе самому, но называете это
полемикой с гуманизмом.
– Если гуманизм понимать иначе – как поклонение
высшему в человеке и человечестве, то такой
гуманизм не вызывал бы у меня возражений, но... Но
и тут у меня есть опасения. Как человек не может
быть целью самому себе, так и человечество тоже.
Эмиль Дюркгейм писал, что Бог – это образ
социума, символизация коллектива, нации,
человечества. Он предлагал избавиться от этого
фантома и любить человечество непосредственно.
Но человек вообще любит не столько реальные
предметы, сколько именно фантомы, плоды своего
или – чаще – коллективного воображения. Если
человек станет способен любить человечество так,
как прежде любил Бога, то оно, человечество,
должно быть прежде преобразовано коллективными
усилиями в чарующий фантом. По правде сказать,
мне не очень верится в то, что это возможно.
Абстрактное человечество нельзя любить так, как
Бога.
– Вы всегда говорили, что вы неверующий человек,
но согласитесь, что рассуждаете вы, как теист.
– Разве? Да, я не теист, я неверующий. Думаю, что в
ХХ веке вообще или почти не осталось истинно
верующих. Наш век – век рационализма. Я ни в коей
мере не против рационализма, с ним связаны
прогресс, комфорт, победа над многими болезнями,
но если рационализм восторжествует везде и
всюду, то исчезнет воодушевление, энтузиазм, на
которых, собственно, и держится человеческое
существование. Когда науку объявляют
производительной силой и именно в этом видят ее
ценность, то подрывают фундамент, на котором она
основана. Ведь настоящего ученого рождает жажда
истины и красоты. Великий Пуанкаре писал: «Дело
истинного ученого – стремиться к максимальной
красоте». Люди, которые во имя чарующих фантомов
готовы жертвовать собой, – это и есть соль
человечества. Они создают тот образ мира, в
котором стоит жить. Когда появляется чувство, что
в жизни есть что-то выше, прекраснее, совершеннее
нас, тогда жизнь обретает смысл, тогда жертвы не
напрасны, тогда рождается убежденность, что жить
стоит...
|