Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Вызвать в школу
или пригласить поговорить?

Зачем мы встречаемся – чтобы наказать ребенка
или чтобы попробовать поддержать его с двух сторон?

Cпециалисты давно пришли к единому мнению: родителей надо просвещать. Но как? Ответ в принципе тоже есть: педагогически.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка, способах взаимодействия с ним. Педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности.
Зарубежные исследователи обычно употребляют термин «воспитание родителей». И определяют это понятие как систематическую и содержательную программу, цель которой – распространение информации, знаний и навыков в самых разных аспектах деятельности родителей, как формальную попытку повысить сознательность родителей и дать им навыки воспитания, как попытку помочь современной семье выполнить ее функции воспитания. Американским специалистам по вопросам семейного воспитания больше нравится термин «образование родителей».
Если школа заинтересована в родителях как в компетентном партнере, то именно педагогическое просвещение родителей – наилучший способ повысить его педагогическую компетентность. По данным исследования, проведенного мною в 1995–1997 гг., повышение уровня педагогической компетентности родителей прямо пропорционально степени удовлетворенности мам и пап характером взаимоотношений с детьми и школой.
Для успешной работы с родителями учитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, ни в коем случае не ставя под сомнение установки и позиции родителей. Сегодня у общества нет единой концепции семейного воспитания, поэтому задача педагога – скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. Встать на путь осознанного взаимодействия с собственным ребенком родителям помогут рефлексивные навыки.
Но таких родителей надо выращивать. Как?

Большинство педагогов хотели бы найти с родителями общий язык. Но как это сделать?

Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь; обязательно при всех; благодарите учеников за их замечательных родителей; благодарите бабушек и дедушек – за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники; отдельно благодарите пап – за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю.
Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма.
Записи в дневнике любимого чада – самая больная тема для родителей. Как правило, они безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе. А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи? Хвалить ребенка. Официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется определенное время, но ведь оно того стоит!
Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, – убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.
Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости.
Пожалуйста, никогда не употребляйте термин вызвать родителей в школу! Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее. Не практикуйте ситуацию: «Чтобы завтра же родители были здесь!» – ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект.
Кстати. В одном исследовании на вопрос «Какие наказания учеников вы используете в школе?» 95% учителей в качестве самого действенного назвали вызов родителей в школу.
До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно…
Изучайте родителей (и других членов семьи) – их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспитания детей – не как маму Миши или папу Светы, а как просто взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и они станут известны другим благодаря вашему искреннему интересу.
Учитесь у родителей, ведь учитель – это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.
К сожалению, сегодня родительское собрание – самая распространенная форма взаимодействия учителя и семьи. А где же лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, тренинги, конференции, психолого-педагогические консультации? Что это – лень, нехватка времени или профессиональная несостоятельность многих учителей? Выходит, количество родителей, присутствующих на собрании, – единственный показатель их активности, доверия к школе, готовности принять участие в жизни класса. Но и тут соблюдение простейших правил может существенно стимулировать процесс привлечения родителей в школу.

На что необходимо обратить внимание во время собрания?

Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, – это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.
Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите «мама Миши Петрова». Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.
На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите – персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд.
Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей – попробуйте…
Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача от них повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.

Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены попросить родителей о встрече?

Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.
Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.
Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «Не сделал два домашних задания по математике», «Отказался отвечать на уроке химии» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
Кстати. Помните анекдот? Сын: папа, тебя завтра вызывают на родительское мини-собрание. Папа: что это за «мини-собрание»? Сын: это ты, я и директор.
Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? с каким чувством родитель уходит домой? как посмотрит на меня ученик завтра?
Развитие ребенка – сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет ваш совместный путь по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после школы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и родительские руки? Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон – это как-то надежнее…

Советами поделилась Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук



Рейтинг@Mail.ru