Готовы ли родители и школа стать
равноправными партнерами? Насколько
заинтересованы друг в друге? Могут ли они
договориться, не ущемляя интересы ребенка?
Этим проблемам посвящен наш сегодняшний выпуск
педагогического клуба “Открытый диалог”.
Мария БАСИНА,
Санкт-Петербург
Слишком активные родители...
Такие мамы и папы для учителей сущее
наказание. Но может быть, потому, что школа не
умеет сотрудничать с родителями? И у них остается
только два пути – бояться ее или самим пытаться
запугать?
Нашего праведного пыла в отстаивании
своих законных прав почему-то хватает лишь на то,
чтобы добиться прихода водопроводчика. Если хотя
бы с тем же упорством мы защищали бы свои права в
школе, наши дети, возможно, чувствовали бы себя
гораздо увереннее.
О каких правах идет речь? Да о тех,
которые декларирует Закон «Об образовании», где
сказано, что родители могут участвовать в
формировании учебных программ, управлении
школой, присутствовать на уроках и даже
экзаменах и, уж конечно, получать всю информацию
о деятельности тех, кому они доверили своего
ребенка.
Согласитесь, у каждого из нас, даже у того, чьи
дети ровно учатся и примерно себя ведут, не раз
было желание разобраться в школе, например, с
уровнем преподавания физики, или с манерами
поведения классного руководителя, или с
тревожным климатом в классе.
И что дальше? Большинство просто наступают на
горло собственной песне, не потому даже, что
нервы свои жалеют, а беспокоятся о том, как
скажется подобный визит на судьбе ребенка. Не
станут ли на него косо смотреть учителя и
упрекать в том, что у него «слишком активные
родители»?
К сожалению, опасения эти небеспочвенны: школа –
такой организм, где все тесно переплетено, где
огромное количество ситуаций зависит от
настроения конкретного учителя, администратора,
даже ученика. Именно потому, что школа –
организм, а не механизм, где все раз и навсегда
отлажено. Но не надо думать, что школа вовсе не
хочет слышать родительского мнения и учитывать
его. Иногда она просто не знает, как именно
установить доверительные отношения с
родителями.
Вот этой-то науке – общению школы и родителей,
установлению эффективных и плодотворных
контактов, способам разрешения конфликтов между
заказчиками и исполнителями образовательных
услуг – уделяют огромное внимание в
Санкт-Петербургском общественном институте
развития школы (ОИРШ), которым руководит
профессор Олег Лебедев. Один из проектов ОИРШ так
и называется – «Хорошая школа», и призван он
изучить родительское мнение по животрепещущим
вопросам: какую школу родители считают хорошей?
что нужно сделать, чтобы школа, в которой учится
ваш ребенок, стала, с вашей точки зрения, хорошей?
Удивительные вещи открылись участникам этого
проекта!
Например, в одной из школ достаточно было
повесить в вестибюле зеркало, как родительские
глаза потеплели, а вместе с этим потеплели и
отношения между администрацией школы и
родителями. Оказывается, мамы и папы давно между
собой обсуждали, что без зеркала детям очень
неудобно, а школе, мол, это совершенно все равно.
Когда же, отвечая на вопросы анкеты о том, что
необходимо изменить в школе, многие написали об
этом самом зеркале, его тут же повесили.
Администрации и в голову не приходило, что
достаточно такого незначительного шага с ее
стороны, чтобы родители убедились: их мнение
школе небезразлично.
Это всего лишь один эпизод из многих, о которых
рассказала руководитель проекта «Хорошая
школа», преподаватель РГПУ имени А.И.Герцена,
кандидат педагогических наук Ирина Хоменко. Ей,
ученому, педагогу и маме, хорошо известны многие
болевые точки в отношениях между родителями и
школой. И если основной заботой Ирины Алексеевны
являются школы, которые должны сделать шаг
навстречу родителям для установления более
тесного партнерства, то папам и мамам Ирина
Алексеевна рекомендует только одно: быть смелее.
Обязательно добиваться ответов на свои вопросы,
с каждым конфликтом разбираться детально и,
конечно же, без лишних эмоций.
– Когда в школе вам сообщают, что вашим ребенком
недовольны все учителя, это скорее всего не так,
– говорит Ирина Хоменко. – Такая фраза означает
определенное бессилие и нежелание
педагогического коллектива заниматься вашим
ребенком. Легче всего его просто осудить. Но если
учитель берет на себя роль судьи, а то и
прокурора, то родители – всегда, что бы ни
случилось! – адвокаты своим детям.
Вам сказали, что жалуются все учителя? Обойдите
всех предметников, выясните, какие именно
претензии у каждого из них к вашему ребенку.
Уверяю вас, дело кончится общими замечаниями или
претензиями одного-двух учителей. Но, конечно, не
всех. Шаг за шагом отстаивайте интересы своего
ребенка. Покажите классному руководителю,
директору, завучу, что вы небезразличны к тому,
что происходит в школе, а цель вашего визита – не
жалобы выслушать, а получить от педагогов
полезные рекомендации.
Не исключаю, что и в этом случае ребенку могут
сказать: «Ах, ты еще и права качаешь?!» Скажут –
идите снова в школу и уверенно говорите всем: «Я
делаю то, на что имею право. А вот обсуждать мои
поступки с детьми неэтично». Конечно, такой
разговор возможен только при полной вежливости и
спокойствии с вашей стороны. Иначе ваша правота
будет поставлена под сомнение.
Миролюбие, истинное желание установить контакт,
а не просто декларировать свои претензии должны
быть присущи обоим партнерам в образовательном
процессе: и родителям, и школе. Быть равными
партнерами – значит быть одинаково
заинтересованными друг в друге, значит иметь
максимум информации друг о друге.
– А вот информации у родителей сегодня явно не
хватает, – считает Ирина Алексеевна. – Во многих
школах нет даже элементарного стенда с указанием
имени, отчества и фамилии директора, завуча. А
ведь родителям важно знать не только это. Их
должен интересовать и план работы школы, и то, над
какими образовательными проектами школа
работает, и какие у нее есть достижения, и какова
квалификация педагогов. Родители вправе
спросить об этом у администрации школы. Вправе!
Пожалуйста, помните об этом! Задавая подобные
вопросы, вы нисколько не посягаете на какую-то
секретную информацию. Школа обязана ее
предоставить. Не говоря уж об уставе школы, с
которым должен быть знаком каждый родитель.
Чем дальше мы будем уходить от прежних догм
«школа сама знает, как ей учить», «выполняйте
наши требования, и все будет хорошо», тем весомее
будет роль пап и мам, родительской
общественности в процессе образования,
воспитания, развития детей.
Как сделать так, чтобы климат в школе
реально изменился? Об этом много думают в
Общественном институте развития школы. И уже
могут научить руководителей школ и родителей,
например, тому, как провести в школе «круглый
стол» на тему «Что такое хорошая школа?». Звоните,
вам помогут.
Телефон (812) 316-97-09.
|