Дневник импровизаций
Когда от твоих лучших намерений не
остается и следа, когда на любое твое действие
нет ответа, когда ты просто не знаешь, что
делать...
Продолжение дневника.
Начало читайте, пожалуйста, в № 81
День третий: кошмар и фиаско
Они не готовы! Все. Троих нет – Полина в
Петербурге с родителями, Оля и Таня больны.
Сережа пришел на костылях. Но это, по-моему,
только цветочки (не костыли, а болезни и
“командировки”) – то ли будет, когда надо будет
выполнять действительно серьезные задания?!
Ведь, как я понимаю, никто из них не удосужился
записаться в библиотеку (в округе их три). Хором
врут, что не нашли в библиотеках “Персов”,
клянутся! Нет Эсхила в постперестроечной
библиотечной Москве – и все тут. И вообще ничего
нет! Ни одного учебника, ни одного
мифологического словаря или энциклопедии. Что,
мне обзванивать библиотеки, говорить с
сотрудниками читальных залов? Но ведь они должны
сами, непременно сами найти, сами прочесть! А они
к этому не готовы. Во всяком случае, предложение
Оли: “А вы нам коротко расскажите, ну можно и
подробно, о чем там, а мы запишем – и все будет в
порядке” – показалось классу вполне приемлемым.
Настроение самое гнусное. Ставить двойки? Глупо.
Ужас какой-то. На всякий случай грожу (не слишком
уверенно) репрессивными мерами. По-моему, не
верят. Лида пытается увести разговор от задания:
“Вы знаете, так страшно куда-то выбираться (это в
ответ на мое предложение съездить в случае чего в
Центральную детскую библиотеку)! А кто мне
гарантирует, что нас вдвоем с подружкой не
затащат в машину?” И в ответ на мои не слишком
веские аргументы (“И возле дома могут затащить!
Надо быть осторожнее, никогда и ни с кем
незнакомым не останавливаться...”) продолжает с
явным удовольствием, застревая на посторонней
теме: “Нам вообще так сложно, одни говорят –
взрослые, другие – еще маленькие, а я совсем не
хочу вырастать. Вот думаю, что будет, когда мне
будет восемнадцать”. Я выражаю понимание
нежеланию вырастать, говорю, что и я не хотела,
под общий понимающий гул. Пытаюсь вдохновить:
“Лида, ты же собираешься быть деловой женщиной,
вот давай действуй! Организуйся сама и организуй
других. Помоги классу. Ты же староста!” Замолкла,
насупившись. Но вроде даже польщена. Все в голос,
перебивая друг друга, доказывают, что нигде
ничего нет (нужных книг в библиотеках), что мама
не разрешает и не пускает, что не успели, потому
что много уроков, освобождаются поздно и сил ни
на что нет. Пытаюсь еще раз сама разобраться:
неужели на самом деле для того, чтобы прочесть
одну пьесу, мало недели? Но ведь им же 14 лет. Уже?
Или еще? Я совершенно ничего не понимаю. Решаю:
повторить задание к следующему уроку. И никаких
сегодня им, безобразникам, игр!
День четвертый: опять не готовы
Да, делаю еще одно ошеломляющее
открытие: они “Гамлета” не читали. Никто, даже
Полина, которая из явно интеллигентной семьи –
это и по речи, и по манере держаться видно.
Говорят, им сказали: “Хотите читать – читайте. А
можете и не читать!” Ни фига себе! Это что –
демократия такая? Но тогда они вообще ничего не
будут читать, только сказки наши слушать. Ужасно
вот что: поскольку некоторые общие представления
о сюжете у них есть (все откуда-то знают, что
Гамлету явился призрак отца), то смысла читать
Шекспира они не видят!
Делаю одно любопытное наблюдение: собственное
знание предмета мгновенно обесценивает для них
сам предмет! Когда, к слову, мне пришлось
вспомнить знаменитую загадку Сфинкса (или
правильнее – Сфинкс, ведь это она), разгаданную
Эдипом (“Кто из живых существ утром ходит на
четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”),
то знавшая ответ (“Человек”) Мила объявила об
этом с нескрываемым, явным презрением. Интересно
было догадаться – знать неинтересно. И все с ней,
по-моему, солидарны. Забавно...
Что же мне делать? Решаю гнуть свою линию до
последнего в смутной надежде, что это мне поможет
добиться своего. А надо мне только одного: чтобы
они сами, сами прочли этих несчастных “Персов”,
как и все остальные пьесы, и, кроме того,
обязательно полюбили чтение.
Раз ни “Персов”, ни “Гамлета” большинство не
читали, то на десятиминутке предлагаю им
написать о призраках вообще – в кино, в книжках, в
жизни! Таня и Полина пишут о призраках в двух этих
пьесах.
День пятый: заработало!
Сегодня все-все, то есть кроме Сережи,
конечно, прочли! Делаю попытку скрыть радость.
Так, хорошо. Запишите домашнее задание...
***
ело в том, что мне очень важно, какие люди
мои дети. В частной жизни. Семье. В отношениях с
близкими. И в отношении к животным, конечно.
Вообще к природе. Я бы хотела, чтобы они не
стеснялись быть добрыми...
Кстати, о верных ответах. Иногда Андроник дает
мне понять, что он вынужден искать такие ответы.
Потому что хочет понравиться? Мне кажется, он и
так должен нравиться. Взрослым людям наверняка.
Обаятельный мальчишка! Интересно, как
ровесникам... А возможно, он не столько хочет
нравиться, сколько боится не понравиться. Просто
удивительно, что такой живой, сообразительный,
быстро реагирующий человек, как Андроник, может
бояться – только что не до слез – ситуации
самостоятельного высказывания. Особенно в
письменной речи. А это так. Сегодня в начале урока
выдерживаю очередное бурное препирательство с
ним (шепотом) в связи с предложением написать
маленькую работу. В то время как остальные уже
пишут, он – красный, расстроенный – пытается
бунтовать: “Не буду писать... не умею... я не знаю,
что надо и как...” Я в ответ грозно шиплю:
“Глупости, все ты можешь. Надо только
собраться”. Собираться как раз юноша и не хочет
***
Сегодня – очередная маленькая победа –
обсуждаем “Прометея”. Стало быть, прочли. Сразу
скажу, поняли они мало чего. Но, похоже,
постепенно начинают увлекаться. Сейчас главное
– не пережать. Чувствую, что есть такой риск.
Понимаю, что они могут просто захлебнуться в
новой, непереваренной информации. Кстати, от
классного руководителя узнала, что поначалу у
всего класса был своеобразный эмоциональный шок.
Требования казались чрезмерными и непонятными.
Читать такое количество пьес не хотелось.
Гораздо было бы для них, как я понимаю, привычнее,
если бы я просто надиктовала им некие суммарные
минимальные, но “верные” – привет Оле –
сведения. А необходимость работать, по сути дела,
каждый день повергает в шок. Вдохновляющего мало.
А выход? Посмотрим, как все сложится, но пока
считаю, что необходимо их постоянно интриговать,
заинтересовывать, используя игровые формы. Как
только добиться достижения генеральной цели:
чтобы они научились с удовольствием читать и
думать? Пока думать им решительно не хочется. Как
сказала как-то, вздыхая, Мила: “Суббота, надо
думать”. В первый момент я расценила ее слова как
скрытый и невольный комплимент. Но все не так
просто. Мыслить им не хочется. В необходимости
думать, анализировать им видится безусловная
вынужденность. Даже посягательство на
внутреннюю свободу. Понятно, о чем я? Мои ребята
уже соображают, уже не могут не радоваться своим
победам в этом плане, но все еще считают, что их к
этому вынудили, а потому настоящего творческого
удовлетворения не испытывают. Моя очередная
важнейшая задача – помочь им преодолеть
школьное отношение к учебе как к чему-то тягостно
необходимому, но не имеющему никакого отношения
к их личности.
День восьмой: новые трудности
Тема сегодняшнего занятия – ”Хоэфоры”
Эсхила. Как всегда, в самом начале даю задание на
дом, в том числе и принципиально новое по смыслу,
которое называю «толкование». Толкование – то
есть анализ смысла выбранного фрагмента. Дома
они должны будут самостоятельно найти такой
фрагмент в трагедии Эсхила (“Эвмениды”),
объяснить его смысл и предложить потом
одноклассникам. Сейчас же для примера беру
фрагмент из “Хоэфоров” (Хор, парод, строфа 3): ”Но
там, где землю напоила кровь, / Росток отмщенья
всходит неизбежно, / Расплата медлит / Лишь до
поры, пока недуг вины / В убийце не созреет”.
Реакция самая, на мой взгляд, неадекватная. Шок и
гнев. Единодушные, я бы сказала – с некоторым
даже принципиальным пафосом. Громче всех
возмущается Лида. Физиономия злобная, красная.
Остальные ее шумно поддерживают. Никто не желает
“толковать” – как это? Что это такое? Наконец –
я уже и сама начинаю сердиться – соглашаются
попробовать. Но ничего не выходит. Сначала
Полина, потом Люда пытаются пересказать теми же
словами, я же требую изложить смысл. Не видят!
Никакого смысла не видят ни в эсхиловском
отрывке, ни в самом задании. Какой такой смысл?
Вот сказано же – «пока недуг вины в убийце не
созреет», и нечего здесь толковать. От их такого
странного для меня массированного напора даже
теряюсь. И ведь это не просто лень! Тут философия.
Не сметь меня трогать, не сметь заставлять, не
сметь прививать ничего новенького – вот такая
позиция.
Когда готовилась дома к занятиям, думала
попробовать обсудить с ними ситуацию Ореста и
Электры параллельно с гамлетовской. Даже решила
про «комплекс Электры» упомянуть. Вообще – в
связи с этим – про фрейдистские интерпретации
античного сюжета. На достаточно, конечно,
популярном уровне. Эх, ну и наивная же я! Разве
могла я предположить, что никто из них «Гамлета»
так и не читал! И фильм даже целиком не видел. А на
мой изумленный (и гневный, прямо скажем) вопрос,
как же так, ведь по программе... отвечают, что
преподаватель по литературе разрешил не читать,
если им не хочется. Само собой, им не хочется...
|