Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена МУХИНА

Дневник импровизаций

Когда от твоих лучших намерений не остается и следа, когда на любое твое действие нет ответа, когда ты просто не знаешь, что делать...

Продолжение дневника.
Начало читайте, пожалуйста, в № 81

День третий: кошмар и фиаско

Они не готовы! Все. Троих нет – Полина в Петербурге с родителями, Оля и Таня больны. Сережа пришел на костылях. Но это, по-моему, только цветочки (не костыли, а болезни и “командировки”) – то ли будет, когда надо будет выполнять действительно серьезные задания?! Ведь, как я понимаю, никто из них не удосужился записаться в библиотеку (в округе их три). Хором врут, что не нашли в библиотеках “Персов”, клянутся! Нет Эсхила в постперестроечной библиотечной Москве – и все тут. И вообще ничего нет! Ни одного учебника, ни одного мифологического словаря или энциклопедии. Что, мне обзванивать библиотеки, говорить с сотрудниками читальных залов? Но ведь они должны сами, непременно сами найти, сами прочесть! А они к этому не готовы. Во всяком случае, предложение Оли: “А вы нам коротко расскажите, ну можно и подробно, о чем там, а мы запишем – и все будет в порядке” – показалось классу вполне приемлемым. Настроение самое гнусное. Ставить двойки? Глупо. Ужас какой-то. На всякий случай грожу (не слишком уверенно) репрессивными мерами. По-моему, не верят. Лида пытается увести разговор от задания: “Вы знаете, так страшно куда-то выбираться (это в ответ на мое предложение съездить в случае чего в Центральную детскую библиотеку)! А кто мне гарантирует, что нас вдвоем с подружкой не затащат в машину?” И в ответ на мои не слишком веские аргументы (“И возле дома могут затащить! Надо быть осторожнее, никогда и ни с кем незнакомым не останавливаться...”) продолжает с явным удовольствием, застревая на посторонней теме: “Нам вообще так сложно, одни говорят – взрослые, другие – еще маленькие, а я совсем не хочу вырастать. Вот думаю, что будет, когда мне будет восемнадцать”. Я выражаю понимание нежеланию вырастать, говорю, что и я не хотела, под общий понимающий гул. Пытаюсь вдохновить: “Лида, ты же собираешься быть деловой женщиной, вот давай действуй! Организуйся сама и организуй других. Помоги классу. Ты же староста!” Замолкла, насупившись. Но вроде даже польщена. Все в голос, перебивая друг друга, доказывают, что нигде ничего нет (нужных книг в библиотеках), что мама не разрешает и не пускает, что не успели, потому что много уроков, освобождаются поздно и сил ни на что нет. Пытаюсь еще раз сама разобраться: неужели на самом деле для того, чтобы прочесть одну пьесу, мало недели? Но ведь им же 14 лет. Уже? Или еще? Я совершенно ничего не понимаю. Решаю: повторить задание к следующему уроку. И никаких сегодня им, безобразникам, игр!

День четвертый: опять не готовы

Да, делаю еще одно ошеломляющее открытие: они “Гамлета” не читали. Никто, даже Полина, которая из явно интеллигентной семьи – это и по речи, и по манере держаться видно. Говорят, им сказали: “Хотите читать – читайте. А можете и не читать!” Ни фига себе! Это что – демократия такая? Но тогда они вообще ничего не будут читать, только сказки наши слушать. Ужасно вот что: поскольку некоторые общие представления о сюжете у них есть (все откуда-то знают, что Гамлету явился призрак отца), то смысла читать Шекспира они не видят!
Делаю одно любопытное наблюдение: собственное знание предмета мгновенно обесценивает для них сам предмет! Когда, к слову, мне пришлось вспомнить знаменитую загадку Сфинкса (или правильнее – Сфинкс, ведь это она), разгаданную Эдипом (“Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”), то знавшая ответ (“Человек”) Мила объявила об этом с нескрываемым, явным презрением. Интересно было догадаться – знать неинтересно. И все с ней, по-моему, солидарны. Забавно...
Что же мне делать? Решаю гнуть свою линию до последнего в смутной надежде, что это мне поможет добиться своего. А надо мне только одного: чтобы они сами, сами прочли этих несчастных “Персов”, как и все остальные пьесы, и, кроме того, обязательно полюбили чтение.
Раз ни “Персов”, ни “Гамлета” большинство не читали, то на десятиминутке предлагаю им написать о призраках вообще – в кино, в книжках, в жизни! Таня и Полина пишут о призраках в двух этих пьесах.

День пятый: заработало!

Сегодня все-все, то есть кроме Сережи, конечно, прочли! Делаю попытку скрыть радость. Так, хорошо. Запишите домашнее задание...

***

ело в том, что мне очень важно, какие люди мои дети. В частной жизни. Семье. В отношениях с близкими. И в отношении к животным, конечно. Вообще к природе. Я бы хотела, чтобы они не стеснялись быть добрыми...
Кстати, о верных ответах. Иногда Андроник дает мне понять, что он вынужден искать такие ответы. Потому что хочет понравиться? Мне кажется, он и так должен нравиться. Взрослым людям наверняка. Обаятельный мальчишка! Интересно, как ровесникам... А возможно, он не столько хочет нравиться, сколько боится не понравиться. Просто удивительно, что такой живой, сообразительный, быстро реагирующий человек, как Андроник, может бояться – только что не до слез – ситуации самостоятельного высказывания. Особенно в письменной речи. А это так. Сегодня в начале урока выдерживаю очередное бурное препирательство с ним (шепотом) в связи с предложением написать маленькую работу. В то время как остальные уже пишут, он – красный, расстроенный – пытается бунтовать: “Не буду писать... не умею... я не знаю, что надо и как...” Я в ответ грозно шиплю: “Глупости, все ты можешь. Надо только собраться”. Собираться как раз юноша и не хочет

***

Сегодня – очередная маленькая победа – обсуждаем “Прометея”. Стало быть, прочли. Сразу скажу, поняли они мало чего. Но, похоже, постепенно начинают увлекаться. Сейчас главное – не пережать. Чувствую, что есть такой риск. Понимаю, что они могут просто захлебнуться в новой, непереваренной информации. Кстати, от классного руководителя узнала, что поначалу у всего класса был своеобразный эмоциональный шок. Требования казались чрезмерными и непонятными. Читать такое количество пьес не хотелось. Гораздо было бы для них, как я понимаю, привычнее, если бы я просто надиктовала им некие суммарные минимальные, но “верные” – привет Оле – сведения. А необходимость работать, по сути дела, каждый день повергает в шок. Вдохновляющего мало. А выход? Посмотрим, как все сложится, но пока считаю, что необходимо их постоянно интриговать, заинтересовывать, используя игровые формы. Как только добиться достижения генеральной цели: чтобы они научились с удовольствием читать и думать? Пока думать им решительно не хочется. Как сказала как-то, вздыхая, Мила: “Суббота, надо думать”. В первый момент я расценила ее слова как скрытый и невольный комплимент. Но все не так просто. Мыслить им не хочется. В необходимости думать, анализировать им видится безусловная вынужденность. Даже посягательство на внутреннюю свободу. Понятно, о чем я? Мои ребята уже соображают, уже не могут не радоваться своим победам в этом плане, но все еще считают, что их к этому вынудили, а потому настоящего творческого удовлетворения не испытывают. Моя очередная важнейшая задача – помочь им преодолеть школьное отношение к учебе как к чему-то тягостно необходимому, но не имеющему никакого отношения к их личности.

День восьмой: новые трудности

Тема сегодняшнего занятия – ”Хоэфоры” Эсхила. Как всегда, в самом начале даю задание на дом, в том числе и принципиально новое по смыслу, которое называю «толкование». Толкование – то есть анализ смысла выбранного фрагмента. Дома они должны будут самостоятельно найти такой фрагмент в трагедии Эсхила (“Эвмениды”), объяснить его смысл и предложить потом одноклассникам. Сейчас же для примера беру фрагмент из “Хоэфоров” (Хор, парод, строфа 3): ”Но там, где землю напоила кровь, / Росток отмщенья всходит неизбежно, / Расплата медлит / Лишь до поры, пока недуг вины / В убийце не созреет”. Реакция самая, на мой взгляд, неадекватная. Шок и гнев. Единодушные, я бы сказала – с некоторым даже принципиальным пафосом. Громче всех возмущается Лида. Физиономия злобная, красная. Остальные ее шумно поддерживают. Никто не желает “толковать” – как это? Что это такое? Наконец – я уже и сама начинаю сердиться – соглашаются попробовать. Но ничего не выходит. Сначала Полина, потом Люда пытаются пересказать теми же словами, я же требую изложить смысл. Не видят! Никакого смысла не видят ни в эсхиловском отрывке, ни в самом задании. Какой такой смысл? Вот сказано же – «пока недуг вины в убийце не созреет», и нечего здесь толковать. От их такого странного для меня массированного напора даже теряюсь. И ведь это не просто лень! Тут философия. Не сметь меня трогать, не сметь заставлять, не сметь прививать ничего новенького – вот такая позиция.
Когда готовилась дома к занятиям, думала попробовать обсудить с ними ситуацию Ореста и Электры параллельно с гамлетовской. Даже решила про «комплекс Электры» упомянуть. Вообще – в связи с этим – про фрейдистские интерпретации античного сюжета. На достаточно, конечно, популярном уровне. Эх, ну и наивная же я! Разве могла я предположить, что никто из них «Гамлета» так и не читал! И фильм даже целиком не видел. А на мой изумленный (и гневный, прямо скажем) вопрос, как же так, ведь по программе... отвечают, что преподаватель по литературе разрешил не читать, если им не хочется. Само собой, им не хочется...



Рейтинг@Mail.ru