Кем ты будешь, когда вырастешь?
Прислушаемся к детским ответам на этот
вопрос, и возможно, они помогут нам посмотреть
дальше наших серьезных “образовательных целей”
Передо мной восьмиклассники, 13–14 лет,
переходный возраст, время выбора. Мы обсуждаем
индивидуальные учебные планы на год. На доске
список из 15 предметных (химия, физика) и
непредметных (история в кино, проектная работа)
мастерских. Реально больше пяти не возьмешь.
Трудно. Насколько осознанно ребята выбирают?
Чему хотят научиться? Что на самом деле
понадобится в жизни? Кто знает?
Я прошу написать сочинение. Не пугайтесь, не “Кем
будешь?”. Тема почти фантастическая: “Один день
моей жизни в 2030 году”. Не профессию назвать, а
создать образ себя в будущем. Образ своей жизни.
Образ-ование.
Почти все видят себя старыми, седыми и даже
беззубыми, с кучей детей и внуков. Большинство
текстов про семейную жизнь. Конечно, образа
профессии пока нет, а образ семьи у каждого перед
глазами. “Моя дочка – симпатичная и обаятельная
девочка, – пишет Женя. – В нашем доме живут две
кошки, крыса, хомяк, собака и рыбки”. “Я так же,
как мама, готовлю еду для детей и мужа, провожаю
ребят в школу, а сама еду на работу... Очень устают
руки и спина, но ведь надо работать. Вечером
помогла детям сделать уроки и стала дремать,
вспоминать свое детство. Вот какая я стала!”
(Лена Р.) “Мне 43. Я не молод. Я обычный врач в
обычной городской больнице. Сегодня я проснулся,
как обычно, в 7 утра и вдруг понял: у меня же первый
день отпуска – можно поспать подольше. Увы, это
мне не позволяет сделать моя собака – ей пора на
прогулку. Вернувшись, обнаруживаю, что мой сын
еще спит. Он уже выше меня, но его до сих пор
приходится будить. Нехотя проснувшись, он уходит
в институт. Моя жена уже давно уехала на работу –
ей очень далеко добираться. Оставшись один, пью
кофе и думаю: как все-таки быстро летит время.
Совсем недавно я окончил школу, поступил в
институт, женился, у меня родился сын. Так и на
пенсию уйду и буду вспоминать школу, детство;
сидя на лавочке, ворчать на молодежь, на власть,
на президента.” (Егор)
Так реально, буднично, немного грустно. И все же
тепло, надежно. Они готовы заботиться, помогать.
Дети, звери – любовь и защита. Вершина семейной
темы в сочинении Нади. “Я буду инженером, – бодро
начинает она. Написав умное слово с ошибкой,
конечно, переходит к тому, что действительно
видит в будущем. – Дом у меня будет у самого моря,
большой, светлый, и в нем будет много собак
чау-чау, 29: 14 девочек и 15 мальчиков”.
Представляете картину?
Почему мне так приятно перепечатывать эти
незамысловатые тексты?
За каждым – живой ребенок, его и мои надежды на
счастливое будущее
Профессиональные мечты, в общем, тоже
довольно реалистичны: никаких космических
исследований, роботов. Леша П. – повар в
ресторане: “День был скучный – заказов не было”.
Правда, скучать он долго не будет – странный
клиент сделает странный заказ, и Леша не
растеряется: “Я сам не ожидал такого от себя.
Потом ко мне на кухню пришел этот человек и
сказал: “Ты настоящий повар!” Почему мне так
приятно перечитывать, перепечатывать эти
незамысловатые тексты? Искренность подкупает. За
каждым – живой ребенок, его и мои надежды на
счастливое будущее. “Я еду на работу. Мне так
хочется спать. О боже, я проспала свою остановку!
Все, день испорчен. Придется извиняться за
опоздание. Начинаю прием животных. Каждый раз не
перестаю удивляться, как люди выкладывают такие
огромные деньги за зверей! Как же надо любить
своего питомца! Ерунда! Я такая же: отдам все что
угодно ради любимой собаки. Тут я вспомнила, что
сегодня зарплата. Сразу поднялось настроение.
Иду домой с кучей денег и размышляю: надо бы зайти
в магазин и купить что-нибудь новое, в конце
концов навестить старых друзей, посидеть с ними,
вспомнить молодость, от души посмеяться. Дома я
встречаю любимого мужа и дочь. Начинаю
обзванивать друзей. Мы договариваемся
встретиться и сходить погулять. (Все же трудно
забыть детские привычки. – Л.П.) День прошел не
зря”. (Настя)
Следующий автор даже не пишет от первого лица –
только в третьем, и останется ли девочка собой
через много лет? “Если рано проснуться, можно
увидеть розово-желтое небо”, – подумала Лена,
открыв утром глаза. Каждый день она просыпается и
идет на работу, не сожалея об этом. Ей нравится ее
работа. Можно с уверенностью сказать, что сбылась
ее давняя мечта. Лена идет по проснувшемуся
городу, неся новые разработки, идеи и рисунки... На
работе у Лены много друзей, но начальник бывает
таким жестоким, что становится жутко, когда он
ругается (во многих работах образ злого,
страшного начальника – как Кощей Бессмертный
детских сказок и строгий воспитатель в реальной
семье, школе. – Л.П.). Лена много времени проводит
с детьми, делает с ними уроки (эта деталь тоже
почти в каждом сочинении – мечта или привычка? –
Л.П.), а на ночь рассказывает истории из того
времени, когда была такая же, как они.
“Однажды я... – начинает Лена”. (Лена И.) Странно
выглядит “я” из “того времени”. Лена
предчувствует разрыв. И не только она. “Через
тридцать лет я буду умудренная жизненным опытом
женщина, – пишет Маша, – дел будет невпроворот. Я
буду очень серьезной, суровой, утомленной от
бесконечной суеты и беспокойства. Иногда я буду
мечтать, мечты позволяют немного расслабиться и
реализовать то, что не получилось в жизни, только
мечтать особо будет некогда. Я буду бояться и
уважать закон. Постараюсь сохранять спокойствие
и невозмутимость, чтобы неприятности не выбивали
меня из колеи”. Из всех работ эта – самая
тягостная: жизнь, застегнутая на все пуговицы.
Верх честолюбия и веры в себя – такие откровения:
“Я буду знаменитым актером, буду играть в самых
больших и красивых театрах. Я хочу, чтобы меня
знали все на этой земле и везде любили”. (Леша С.)
“Я хочу стать лауреатом Нобелевской премии, –
мечтает Света К. и, подробно описав, за что ей
дадут эту премию, заканчивает так: – Свою премию
я потрачу на развитие нашей науки. На самом деле
трудно сказать, кем и какой я стану через
тридцать лет. Главное – я хочу стать хорошим,
честным человеком. Это не самая плохая цель в
жизни”.
Никакой экзотики. Куда девался неудержимый полет
фантазии даже прошлогодних работ? Дети
взрослеют. Идут по стопам родителей, верят в себя
пока что, немного тревожатся. А мы-то, школа, чем
им поможем?
“Школа нам может помочь научиться работать в
группах и выбирать. В будущем нам придется
работать с разными людьми и выбирать”. (Света К.
– будущий Нобелевский лауреат.)
“Школа помогает мне научиться общаться с
другими людьми, быть внимательнее к ближнему”.
(Серьезная Маша.)
“Школа помогает мне в воспитании характера,
научиться выражать свое мнение без боязни”.
(Рома)
“Я хочу получить от школы диплом, чтобы
поступать в институт, хороших друзей и
воспоминания”. (Лена И.)
“Я думаю, школа поможет мне определиться в жизни,
понять, что я хочу, на что способна. В конце концов
понять себя”. (Настя)
“В школе мы учимся слушать. Еще – справляться с
маленькими проблемами и мириться с неудачами. Мы
учимся понимать друг друга”. (Света У.)
“Школа поможет мне учить своих детей”. (Лена Р.)
Вот и цели образования. Вот зачем они выбирают
мастерские, приходят ко мне на уроки. Еще бы
знать, как помочь. И соотнести свои цели (я ведь
тоже в школу не просто так хожу) и детские. Это уже
отдельная статья.
Закончить я хочу отрывком из единственного
по-настоящему фантастического сочинения Пети,
где, как положено, есть атомный взрыв, зараженная
радиацией Земля, вымирающее человечество. “Я
сижу у окна, докуривая свой табак, и смотрю на
жену. Она все еще красива, несмотря ни на что. “Мы
все погибнем”, – сказал я. Она не ответила и
вдруг улыбнулась. “Я вспомнила нашу школу.
Раньше я так не хотела туда ходить. А сейчас все
отдала бы, лишь бы денек поучиться там тем
знаниям, которые мне уже никогда не пригодятся”.
|