Из чего складывается “Свой голос”
Дети любят проектировать свое будущее,
и главная задача взрослых – не исправлять, а
поддерживать эти проекты
Пространство замысла
“Станция Восток” – вызывающе,
неопределенно, заманчиво. Так называлась Осенняя
школа для старшеклассников, осуществленная в
рамках проекта Еврейского университета в Москве
“Свой голос: этнокультурная идентичность и
социальная компетентность”. Ученикам 9–11
классов предлагалось за время осенних каникул
прояснить некоторые важные для каждого человека
вещи – кто я? какой я? что я умею и что хочу знать и
уметь? И решить чисто практическую задачу –
определиться с выбором будущего вуза и
подготовиться к поступлению через систему
специальных заданий. Концепция проекта была ясно
изложена в ярких буклетах, которые получили все
участники: “Для того чтобы быть сегодня
успешным, необходимо уметь общаться, уметь
ставить и достигать цели, отстаивать свою точку
зрения и работать в команде, уметь работать с
информацией. Кроме того, современное общество
устроено так, что человек живет в окружении
людей, исповедующих другие социальные и
культурные принципы, другую веру. Научиться быть
в окружении разных систем ценностей и эффективно
взаимодействовать с представителями других
культур – одно из условий социального успеха. Но
не менее важно сохранять то ценное, что есть в
тебе, формировать свою собственную социальную,
этническую, культурную идентичность”.
Действительно, многообещающе, потому, наверное, и
собралось так много подростков под флагами
“Станции Восток”. Но практическое воплощение
проекта, как это всегда бывает, по-своему влияло
на пространство замысла.
В плену противоречий
Чувствуется, что проект “Свой голос”
придуман разными взрослыми. Очевидны их разные
представления о том, что такое хорошее
образование вообще и подростковое образование в
частности. Но тем ценнее их совместные усилия в
понимании действий друг друга и примерке его на
себя. Ведь именно этому они все вместе хотят
научить детей – чувствовать и оберегать
собственную цельность, но быть открытым новому
опыту.
Итак, позиция взрослых. На Осенней школе они
выступали либо в роли тьюторов (Марк Кукушкин,
Александра Корнева, Борис Грозовский и другие) –
руководителей конкретных детских проектов, либо
в роли лекторов (“академиков”, как я их называла
про себя), читавших курсы по еврейской традиции,
истории, литературе, культуре. К тьюторам же я
относила и “мастеров”, проводивших мастерские
по вхождению в современную культуру, тренинги
личностного роста. Потому что стиль их работы был
тот же – помогать ребенку понимать нечто о себе и
выстраивать свою образовательную траекторию.
Институт вожатых отсутствовал начисто, дети
отвечали за себя сами, что, разумеется, придавало
им вес в собственных глазах. Правда, если вдруг
что, всегда можно было обратиться за помощью к
двум самым главным людям на Школе – “родителям”
проекта – Вячеславу Прокофьеву и Александру
Владимирову. Они делились информацией,
советовали, поддерживали, поили соком, танцевали
с детьми на дискотеке и разговаривали на
серьезные темы со всеми, кому это было нужно.
А дети и правда находились в сильнейшем
напряжении, потому что приходилось решать сразу
несколько задач. Например, интенсивно общаться
со множеством незнакомых ребят (к чести
организаторов Школы и всех ее участников,
следует заметить, что в первый же вечер огромная
толпа народа перезнакомилась практически вся, у
многих сразу завязались контакты. Этому
способствовала интенсивная групповая работа, в
процессе которой каждый попеременно оказывался
в разных группах, решавших разные задачи,
знакомство происходило быстро и как бы само
собой). Это большинству нравилось, чего не
скажешь о собственно образовательной части
программы.
Тут сразу начали обнаруживаться противоречия и
зависимость степени участия от настроя, с каким
подросток приехал на Школу, от способа получения
образования, к которому он привык за
десять-одиннадцать лет ученической жизни. Ребята
из школ, ориентированных на активную загрузку
учеников сложными фактическими знаниями,
чувствовали себя очень уютно на лекциях по
академической иудаике, построенных так, как если
бы в классе сидели не школьники, а
студенты-специалисты. (Это, кстати, было одной из
самых важных проблем, активно обсуждавшихся на
взрослых вечерних рефлексиях дня – как следует
преподавать фактическую информацию подросткам
– как заинтересованным в ее практическом
применении детям или как взрослым, для которых
информация – повод для собственных мыслительных
построений.) Однако глаза у многих ребят горели,
они жадно исписывали страницы в тетрадках и
потом долго еще разговаривали с преподавателями
в коридорах (они же, как правило, и выбирали в
качестве тем проектов те или иные области
академической иудаики – литературу, культуру,
историю, политологию). Но были и другие студенты
Школы, которые уже попробовали в собственной
практике методы активного обучения и хотели
заниматься только так. Именно они составляли
большую часть аудитории всевозможных тренингов
и мастерских, требовавших собственного участия,
отношения, размышлений.
Строители смыслов
Приходя на академические лекции,
тьюторы старались максимально вовлечь юных
слушателей, активизируя их внимание и
заинтересованность простыми и эффективными
способами. Например, просили в середине
серьезной лекции перестать записывать монолог
преподавателя и зафиксировать несколько фактов,
оказавшихся для слушателей важными, новыми,
интригующими, сформулировать несколько
вопросов, возникших уже сейчас. А на недоуменные
реплики ребят отвечали: “Нам кажется
бесполезным слушать лекцию, если ничто в ней не
поражает и не побуждает спросить”. Дети
удивленно соглашались и спрашивали.
Но главная работа тьюторов заключалась в
прояснении детских смыслов, помощи подросткам в
работе над собственным проектом, тем более что
для многих из них такой способ образования был
совершенной новостью. Пришлось начинать сначала,
с выяснения значения самого слова “проект”.
Ребята с удивлением узнавали, что между
привычными всем письменными работами и
проектами – огромная разница. Проект, объяснял
Марк Кукушкин, – это создание того, чего до этого
не существовало и в чем ты лично заинтересован.
Кто-то выбрал в качестве проекта
исследовательскую работу, кто-то –
строительство собственного “Я-образа”. А
тьюторы вместе с ребятами весь этот год будут
создавать “карту” их движения в проекте (именно
в этом мне видится главное отличие тьютора от
учителя. Первые – мастера превращения огромного
неопределенного облака детских “хотений” в
замысел конкретного проекта, вторые – мастера в
обучении необходимым для этого навыкам. Эти два
образа преподавания вовсе, как оказалось, не
противоречат друг другу, а взаимно необходимы
для качественного детского развития).
Тьюторы внимательно слушают поток детских
мыслей, отражая их повторением: “правильно ли я
тебя понял, ты говоришь о…”, предлагают
возможные варианты движения вперед, но не
формулируют за подростка его цели. Это он должен
сделать сам.
Пришла к тьютору одиннадцатиклассница Саша и
уверенно так говорит: “Я знаю, чего хочу. Мне
интересно современное социально-политическое
состояние Израиля и конфликт с арабами”.
Выпалила, довольная, думает: наверное, все,
собственно. Дальше пойдет как по маслу (видимо,
здесь работает знакомая схема школьных
рефератов – выбрал тему, списал информацию из
книжек, и молодец, пять). “Здорово, – включается
тьютор, – но, видишь ли, это слишком общая тема.
Что конкретно тебя интересует из этой области?”
И они вдвоем некоторое время занимаются тем, что
сужают рамки темы, выделяя то, что действительно
интересно и осуществимо в ближайшее время
собственными усилиями. В случае Саши это,
оказывается, молодежная субкультура, мода, сленг.
Активная помощь взрослых начинается на стадии,
которая условно называется “ресурсы проекта”.
Когда цели прояснены и даже определен образ
будущего конечного продукта работы, в проекте
возникает проблема – подросток не может
осуществить все сам. Иногда требуется погружение
в новое информационное поле, и тогда тьютор
говорит: “Мне кажется, тебе стоит быть особенно
внимательным завтра на лекции по литературе” –
или попросту называет список необходимых книжек,
интернетовских сайтов, журналов. А в некоторых
случаях дает телефоны конкретных взрослых
специалистов по проблеме, с которыми можно
связаться и попросить помощи. Часа через два
такой работы подросток уходит, точно понимая,
чего хочет, как этого добиться и с кем надо для
этого сотрудничать.
И скорее всего это окажется для него не формой
досуга на каникулах, а захватывающим делом. Он
приедет потом на зимнюю и весеннюю школы проекта
и будет прибегать в Молодежный клуб на
Фрунзенской набережной, теребить тьюторов и
знакомых. Потому что проект “Свой голос”
опирается на базовые потребности подростков –
больше всего на свете они хотят проектировать
свое будущее, самоопределяться и заниматься
интересной реальной деятельностью.
|