Наши консультации
Уважаемые наши друзья библиотекари!
К сожалению, мы в своем приложении
“Документы” не успели и не сумели ответить на
все ваши письма, которые вы нам направляли. Одной
из причин этого была особенная сложность
организации и регулирования библиотечной работы
в образовательном учреждении: не то библиотекарь
– работник культуры, не то, педагогический
работник, да вы и сами представляете все
сложности. К общей нашей радости, начало
регулярно выходить приложение к газете “Первое
сентября”, специально посвященное проблемам
библиотечной работы, “Библиотека в школе”. В
редакцию этого приложения мы и передаем
оставшиеся ваши письма; к счастью, их немного.
Просим в дальнейшем ваши вопросы о методике,
организации, законодательной и нормативной
информации, связанные с библиотечными
проблемами, направлять в “Библиотеку в школе”.
Желаем всем вам плодотворной работы и такого же
взаимопонимания, которое, как нам кажется,
сложилось у нас.
Я являюсь опекуном детей, которые
остались без попечения родителей. По
постановлению Правительства РФ № 409 они получают
пособие. В этом году один из моих подопечных
окончил школу и поступил в педагогический
университет на заочное отделение. Кто несет
ответственность за выплату пособия после
окончания школы?
В соответствии с Федеральным законом “О
дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей” от 21 декабря 1996 г. № 159 (см.
“Документы” № 19, с. 2–3 и № 33, с. 1)
ответственность за исполнение этого закона
несут органы государственной власти, органы
местного самоуправления. Поэтому за пособием
надо обратиться в местный орган социальной
защиты населения или в местную администрацию.
Обратите внимание на статью 1 закона, согласно
которой лицами из числа детей, оставшимися без
попечения родителей, могут быть с
соответствующими правами лица в возрасте до 23
лет (хотя попечительство устанавливается до 18
лет).
Мой муж в 1973–1976 гг. работал в школе военруком. В
трудовой книжке запись “назначен руководителем
начальной военной подготовки”. А
“руководители” в стаж по выслуге не входят.
Это не совсем так. Действительно, в действующем
сейчас “Списке должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию
за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для
детей”, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067,
название соответствующей должности приводится
как “преподаватель-организатор основ
безопасности жизнедеятельности (допризывной
подготовки)”. Однако в самом постановлении,
которым утвержден этот список, сказано следующее
(см. “Документы” № 55, с. 2): “3. Установить, что в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и
других учреждениях для детей, засчитываются
периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со
Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за
выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР “О
государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 6
сентября 1991 г. № 463, а периоды работы после
указанной даты – в соответствии со Списком и
Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего
постановления”. В списке, утвержденном
постановлением № 463 (см. “Документы” № 3, с. 4),
имеется наименование должности “военный
руководитель (руководитель допризывной
подготовки молодежи)”. Таким образом, работа
вашего мужа в 1973–1976 гг. должна быть включена в
стаж. Что касается периода после 1 ноября 1999 г., то
наименование должности должно было быть
соответственно изменено, тем более что должность
“преподаватель-организатор (основ безопасности
жизнедеятельности, допризывной подготовки)”
введена еще в 1995 г. по согласованию с Минтруда
России (см. “Документы” № 3, с. 5–6). Если
почему-либо должность не переименована,
изменения в трудовую книжку можно внести в
установленном порядке.
Какие льготы или привилегии дают “Премии
президента в области образования” и “Премия
Правительства России в области образования”? К
какой категории наград они относятся?
Указанные вами премии являются разовым
поощрением работника за определенные достижения
в работе. Поэтому никаких отдельных льгот или
привилегий они не дают. В то же время присуждение
таких премий должно учитываться пи проведении
аттестации работника.
Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН
Разрешается ли вести
предпринимательскую деятельность
образовательному учреждению?
Образовательному учреждению разрешается вести
предпринимательскую деятельность,
предусмотренную его уставом. Если эта
деятельность идет в ущерб образовательной, то до
решения суда по данному вопросу она в
соответствии с п. 5 ст. 47 Закона Российской
Федерации «Об образовании» может быть
приостановлена учредителем образовательного
учреждения.
Как вам известно, образовательная деятельность
может осуществляться только при наличии
лицензии. В ней указываются контрольные
нормативы и показатели, нарушение которых может
повлечь за собой изъятие лицензии у
образовательного учреждения.
Орган, выдавший лицензию, предупреждает
образовательное учреждение в письменной форме
об изъятии у него лицензии в случае неустранения
учреждением нарушений, на что дается месячный
срок. Если в установленный срок нарушения
образовательным учреждением не будут устранены,
то лицензия на право ведения образовательной
деятельности изымается. Об изъятии сообщается
учредителю образовательного учреждения, самому
учреждению, в налоговую службу и в орган
управления образованием по месту нахождения
образовательного учреждения.
Так как без лицензии образовательная
деятельность осуществляться не может, а
остановить образовательный процесс невозможно
(если, допустим, это случилось в середине года), то
всех обучающихся в этом учреждении с согласия их
родителей переводят в другие учреждения того же
типа для продолжения обучения.
Существуют ли какие-либо способы ликвидации
образовательных учреждений?
В соответствии со ст. 34 Закона Российской
Федерации «Об образовании» ликвидация
образовательного учреждения может
осуществляться: по решению его учредителей либо
органа юридического лица, уполномоченного на то
учредительными документами; по решению суда в
случае осуществления деятельности без
надлежащей лицензии (например, без лицензии на
право ведения образовательной деятельности),
либо деятельности, запрещенной законом, либо
деятельности, не соответствующей его уставным
целям.
Ликвидировать образовательное учреждение
вообще довольно трудно, а общеобразовательное –
еще труднее.
Так, чтобы ликвидировать общеобразовательное
учреждение, расположенное в сельской местности,
необходимо получить согласие схода жителей
населенных пунктов, которые обслуживает данное
учреждение. Причем заметьте, что речь идет о
согласии не только родителей, дети которых
посещают общеобразовательное учреждение, что
было бы вполне оправдано, так как они являются
участниками образовательного процесса, но
вообще всех жителей населенного пункта.
Ликвидация всех государственных и муниципальных
образовательных учреждений осуществляется
только с согласия соответствующего органа
законодательной (представительной) власти или
представительного органа местного
самоуправления муниципального образования, на
территории которого находится образовательное
учреждение (ст. 4 Федерального закона «О
сохранении статуса государственных и
муниципальных образовательных учреждений и
моратории на их приватизацию» в редакции
Федерального закона от 12.04.99 № 71–ФЗ).
До принятия решения о ликвидации
государственного и муниципального
образовательного учреждения должна быть
проведена экспертиза, дана экспертная оценка
последствий принятого решения для обеспечения
жизнедеятельности, образования, воспитания и
развития детей. Если такая экспертная оценка
отсутствует, а решение о ликвидации
образовательного учреждения принято, то оно
признается недействительным с момента его
принятия (ст. 13 Федерального закона «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Предварительная экспертная оценка, как сказано в
указанном Федеральном законе, дается
уполномоченным органом исполнительной власти,
органом местного самоуправления. К сожалению, из
текста закона неясно, что же это за
уполномоченный орган. Если, например,
Министерство образования Российской Федерации,
являясь федеральным органом исполнительной
власти, принимает решение, как учредитель
образовательного учреждения, о его ликвидации,
то кого министерство должно уполномочить дать
такую экспертную оценку?
Здесь можно пожелать нам всем, чтобы принимаемые
законы были понятны не только тем, кто их пишет,
но и тем, кто их читает.
Необходимо также отметить, что условия
ликвидации, реорганизации и (или) изменения
статуса государственного, муниципального
образовательного учреждения и (или) изменения
состава его учредителей должны быть определены
договором, который заключается в соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании»
между учредителем и образовательным
учреждением. Содержание этого договора может
быть предметом рассмотрения одного из органов
самоуправления образовательного учреждения, так
как компетенция этих органов определяется
уставом образовательного учреждения. Таким
образом, родители, обучающиеся старших классов
как участники образовательного процесса и
входящие в состав органа самоуправления
образовательного учреждения могут принимать
активное участие в судьбе образовательного
учреждения.
В любом случае при прекращении деятельности
общеобразовательного учреждения орган
управления образованием, которому
подведомственно данное учреждение, обеспечивает
перевод обучающихся с согласия их родителей в
другие общеобразовательные учреждения.
|