Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

Депутаты выходят за границы школьной программы

15 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении Закон «О дополнительном образовании»

Законопроект был представлен Комитетом по образованию и науке и принят единогласно, а Правительство РФ накануне отозвало свой альтернативный законопроект «О дополнительном профобразовании», обосновав это тем, что важно решить вопрос о правовом регулировании дополнительного образования не только взрослых, но и детей.
Законопроект достаточно детально рассматривает виды правовых отношений, сформировавшиеся в сфере дополнительного образования, и уделяет больше внимания проблемам организационного характера. Примечательно, что понятие дополнительного образования раскрыто в тексте закона как оказание образовательных услуг за пределами основных образовательных программ. Таким образом, можно предположить, что с введением нормативного финансирования и государственных стандартов общего образования углубленное изучение предметов в гимназиях и лицеях постепенно перейдет в разряд дополнительного образования.
Неясность возникает и в определении организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования (ст. 1, абзац 11) в свете правительственных планов по смене статуса образовательных учреждений на статус образовательных организаций. В законе сказано, что организация, предоставляющая только услуги дополнительного образования, не является образовательным учреждением. В п. 2 ст. 9 и п.2 ст. 10 помимо этого говорится о том, что дополнительные образовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях за пределами определяющих статус этих учреждений основных образовательных программ.
Законом гарантируется возможность бесплатного получения дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей и молодежи до 21 года. Одновременно в п. 9 ст. 28 записано, что государство гарантирует получение бесплатного дополнительного образования детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям из многодетных семей, что создает некоторую путаницу. Закон устанавливает понятие дополнительных общеобразовательных программ и десяти направлений для дополнительных образовательных программ детей: научно-техническое, спортивно-техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое и естественно-научное. Не совсем понятно, в каком из этих направлений «затерялось» обучение иностранным и родным языкам и литературное творчество детей.
Законопроектом также определяются виды дополнительных учреждений образования детей: это центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, лагерь. В связи с недавним инцидентом, когда детский дворец был отдан под резиденцию представителя федеральной власти, выгодно выглядит сформулированное в ст. 25 законопроекта преимущественное право организаций дополнительного образования на приобретение или аренду ранее занимаемых ими помещений. Что же касается п. 4 ст. 25, регламентирующего безвозмездное предоставление помещений общественным организациям, осуществляющим бесплатное дополнительное образование, то это может стать благодатной почвой для расцвета идеологически ориентированных детских организаций, тем более что это направление не ограничено законом (п. 5 ст. 5).
И наконец, работающие граждане старше 21 года согласно закону будут иметь право один раз в пять лет повышать квалификацию или проходить переподготовку за счет средств работодателя.
Работа по внесению поправок в законопроект только началась, и, вероятно, к третьему чтению текст закона будет значительно уточнен и доработан.



Рейтинг@Mail.ru