Живите, растите, цветите...
Воспоминания о поющей деревне
На снимке:
Анна Дмитриевна Евдокимова, август 2000 года.
Фото Дмитрия Табуркина
(внука Анны Дмитриевны)
Анна Дмитриевна Евдокимова живет на
Урале в маленьком поселке Красногвардейский. На
девятом десятке лет она здесь всем советчица,
помощница, утешительница. Пишет стихи и столь же
поэтичные воспоминания, отрывок из которых мы
сегодня публикуем.
Судьба у Анны Дмитриевны – и обыкновенная, и
удивительная. В 1937 году Аня Евдокимова училась в
Ирбитском педагогическом училище, прочитала
роман «Овод» и дала себе клятву бороться за
справедливость. Однажды после политинформации о
раскрытии очередного «контрреволюционного»
заговора и об арестах его участников Аня вышла
перед своим курсом и сказала: «А может, мы,
студенты, потребуем освобождения невинных
людей?» Через два дня Аню арестовали прямо в
общежитии. После обыска к делу был приобщен даже
портрет Николая Васильевича Гоголя с Аниными
стихами на обратной стороне. Ей было тогда всего
16 лет.
В тюрьме Аня объявила голодовку, пока ей не
разрешили свидание с отцом. «Чтоб мои родные не
переживали очень-то, – вспоминает Анна
Дмитриевна, – я писала им письма, полные радости
и оптимизма. Ежедневно выводили на прогулку. О,
как я хотела быть тогда птицей небесной –
синичкой, галкой или сорокою...»
После ирбитской и свердловской тюрем Аню как
несовершеннолетнюю приговорили к трем годам
ссылки. Что было потом? Работала техничкой,
пекарем, бухгалтером, страховым агентом...
Родилась дочка, стала врачом, сейчас уже внуки
учатся в аспирантуре.
Посылая нам свою фотографию, Анна Дмитриевна
пишет: «Почему я дарю ее вам? Чтобы вы увидели
меня такую старенькую и так любящую природу. Вот
эта березка дает мне радость бытия... Сейчас
тяжело не работаю, но никак не могу прожить и дня,
чтобы не взять в руки лопату. То землю порыхлю, то
травинку сорву, то цветочек приласкаю... Так бы
вот и жить до конца дней своих. Остаюсь Ваша,
очень уважающая всех Анна Дмитриевна...»
Дмитрий ШЕВАРОВ
Поле боронила лет с шести, восседала, как
на троне, в широком, удобном седле. Нелегко и
нескоро это поле заборонить. Надо было долить,
ломать и опять долить, и опять ломать до тех пор,
пока не останется ни одного комочка земли и след
бороны получится, как причудливый рисунок на
поле, чем-то напоминающий ткань вельвет.
Запах этой земли помню до сих пор.
Лошадь моя пегая, тяжеловоз по кличке Тихая, сама,
без моего управления шла до края поля,
запряженная в борону, а за нею еще две-три лошади
тоже с боронами.
Посев и обработка поля начинались в мае и длились
почти целый месяц, до июня. Баловали меня мои
двоюродные братья. Дмитрий и Тихон сами садились
в седло, а мне говорили: “Беги, в лесу собирай
цветочки и поиграй, а мы сами побороним за тебя”.
Мне это и надо было. Забираюсь на цветущую
черемуху, дышу чистым ароматным запахом
белоснежного цветения. Или смотрю, восхищаюсь
первыми цветами полевыми, от легкого ветерка
качающимися соцветиями. Но никогда ни одного
цветочка я не сорвала и букетов из цветов не
держала в руках своих, а иногда, наклонившись над
цветами полевыми, луговыми и лесными, шептала им
пока еще несовершенными детскими
стихотворениями:
Живите, растите, цветите,
Нектар для шмелей берегите...
Помню, как мне хотелось обнять все поля и луга, да
руки еще были так малы, а сама тоже малютка,
Анютка-малютка. Подойду к полю нашему, а братья
мои боронят, все ломают и долят. Прошу их
подсадить на седло, и опять работаем,
соединившись в одно целое с моей трудолюбивой
лошадью.
А вечером в субботу или перед каким-нибудь
праздником из Шмакова несется мелодичный звон
колокола, зовущего односельчан к вечерне. И такая
радость в душе, что хорошо поработали мои братья.
А когда едем домой, они начинают петь свои
самые-самые любимые песни.
Ох, поля, вы поля, вы широки, поля,
Как на вас, на полях, урожай-то немал,
Только выросла я, курчавая верба...
Они поют, а я смотрю на поля. Недалеко от дороги
растет верба. И мне кажется, вот именно под этой
вербой солдат убитый лежит.
Он убит не убит, весь изранен лежит...
А когда начинали петь:
Уж ты конь, ты мой конь,
Конь, товарищ ты мой,
мне чуть ли не виделся этот конь, стоящий у вербы.
Песня неслась далеко-далеко, и кто ехал впереди
нас, останавливал лошадей своих, чтоб дождаться
нас, а кто ехал позади, догонял, и тогда получался
как бы сводный хор. Пели все одну и ту же песню,
все были жизнерадостны, хотя и устали за день.
Одна песня сменялась другой. Особенно мои братья
любили песню:
При той, при той, при темной ночке
Скрывался месяц в облаках.
На то зеленое кладбище
Пришла красавица в слезах...
Я не могла слушать эти песни без слез, пела и
плакала. Да и как же не заплачешь, коли запоют
“Ехали солдаты”, “У колодичка” или “Ой, да ты
калинушка”!
Зеленый пояс из соснового леса окружал нашу
деревню Якшино. Заезжая в сосновую рощу, песни
становились еще звучнее, мелодичнее, и так до
самого дома. Как легко дышалось в лесу, и
радостно, и отрадно было на душе у всех. А вот и
река Ирбитка, многоводная и широкая была она
тогда. Недалеко от дороги журчал родничок,
лошадей останавливали и спешили напиться
вдосталь холодной свежей воды. Если было у
кого-то ведро, поили и лошадей. Через реку был
мост, а на берегу – наша деревня.
Недавно была я в деревне. Река Ирбитка стала, как
ручеек. Нет и моста, нет и того родника, у которого
почти каждая семья останавливалась, чтоб
напиться родниковой воды.
Когда появлялись всходы пшеницы, ржи, ячменя,
овса, наша большая семья спешила на прополку.
Чтоб не утоптать землю, снимали обувь и заходили
на поле босыми. После прополки не оставалось ни
одного сорняка, никакой химии не применяли.
Когда наступала пора сенокоса, на двух или трех
телегах ехали с литовками и граблями, и опять же с
песнями утром, когда солнце только что вставало,
птички наполняли сосновую рощу своим пением, и
все сливалось в общий гимн природе. По моей
просьбе меня усаживали на лошадь Тихую в седло, и
я негромко повторяла стихотворения, которым
научила меня мама. Откуда она их столько знала?
Она и грамоте-то научилась только в ликбезе в 1928
году. Вероятно, от своих братьев, которые учились
в школе. Помню, когда подъезжали к сосновой роще,
я декламировала “Сосны”:
Нахмурились старые сосны,
Как будто они вспоминают
Давно пролетевшие весны
И плачут, и плачут, и плачут.
И с ними б я плакать хотела
О том, что ушло мое лето,
Что радость моя отлетела.
Когда капельки росы висели на ветках сосен, мне в
самом деле казалось, что это и есть слезы природы.
Работали очень дружно, с литовками друг за
другом, стараясь не отстать. Семья-то большая, до
обеда большой покос подкосили. А в обед просили
мою маму: “Расскажи стихотворения”. И она
рассказывала “Сенокос” (Машкова), “Зажгло
грозою дерево”.
Вот сейчас, на семидесятом году жизни, мне стало
ясно, откуда у меня такая большая любовь к поэзии.
Появившись в раннем детстве, осталась на всю
последующую жизнь, до самой глубокой старости.
Красота природы, доброжелательность друг к другу
всей нашей семьи, труд с песнями и шутками, смехом
заполнили впечатлительную душу мою. Отец был
библиотекарем, и все лучшие книги библиотеки
были в нашем доме. С первого класса я читала
Гоголя “Вий”, “Страшную месть” и другие. Я
стала бояться оставаться в доме одна, только
тогда папа решил, что читать такие книги мне еще
рановато.
Немного привлекали меня и к ткацкому делу –
“скать цефки”, “подавать ниченку”, “продевать
бёрдо”. Может быть, вы никогда не услышите таких
наименований работ. А полвека тому назад в каждом
доме были ткацкие станки и в обиходе было: мять
лен, мочить лен, дубить холсты, мочить холсты,
молотить коноплю.
Зимой я пряла, но без песен не садилась за эту
работу, да и все в доме вечерами снова пели
старинные русские народные песни. Всю зиму
гостили у нас гостюшки из Репрево, из Фролово, из
Килачево, из Лебедкино, из Шмаково. Наша семья –
девять человек да гостей человек шесть-семь. Это
пятнадцать человек и более в одном доме, и всем
хватало пищи, места и удобства. Да иногда зырян
приглашали, которые зимой шили для семьи верхнюю
одежду.
Электричества не было, и в часы сумерничания все
слушали нашего дедушку Георгия, который
рассказывал сказки, разные побывальщинки, и
каждый вечер все новые. Сколько много он их знал!
Помню, тихо рассказывал, что деревня наша
называлась ранее Мала-Малаково и в честь
татарина Якши названа Якшино. Может быть, Якша –
это было прозвище татарина, так как по-татарски
это – “хорошо”. И что похоронен этот Якша на
татарском кладбище между деревнями Якшино и
Буланово. И что нашему дедушке Георгию
рассказывал его дед, что Якша приводил в деревню
лошадей, отдавал их безлошадным крестьянам без
оплаты и что погиб при очередном нападении на
купца, который ехал на Ирбитскую ярмарку, у
которого были товары и ехал на тройке, а Якша
отобрал у него двух лошадей. У купца был с собой
пистолет, вот тогда-то оборвалась жизнь
легендарного Якши. Крестьяне с почестями
похоронили Якшу, в честь его назвали свою
деревню.
Рассказывал дед и о том, что наши предки были
садоводами у помещика в Центральной Руси.
Принесли они за Урал не только трудолюбие, но и
песни. В летние праздники Троицы выходили на луга
зеленые и, когда солнце клонилось к вечеру,
начинали свои старинные русские народные песни
– то грустные, тревожные, то веселые, шуточные, с
притопыванием и прихлопыванием в ладоши. На этих
же лугах молодежь танцевала кадриль под
гармошку. А мы, маленькие, были вместе с
родителями, бабушками. Кто постарше (бабушки и
дедушки) становились в круг – так, наверное, было
им лучше подбирать голоса. А позднее, когда
прошло раскулачивание и выслали некоторых в
Конду, таких луговых праздников уже не было,
никто не выходил на луга зеленые, никто не пел
песен. Замолчали... Тишину деревень нарушало
только радио, громкоговоритель, установленный
около сельского клуба.
|