Этика нужна, когда нет любви
Так считает известный
психолог и психотерапевт Маргарита Жамкочьян
– Вы считаете лицемерие и ханжество
характерными чертами уходящей культуры?
– Весь ХIХ и весь ХХ век человек усиленно
избавлялся от отрицательных эмоций. Подавлял их.
Вытеснял. Я категорически не признаю, что
способен испытывать гнев, желать зла другому, что
в принципе я способен на насилие или неглубокую
обиду. Я должен соответствовать некоему
одобряемому в моем кругу эталону, иначе не могу
себя уважать. Если же я “разрешу”
разрушительным силам вырваться наружу, я могу
потерять все, выпасть из своего круга, пасть на
самое дно общества – раньше только там, в
люмпенском и преступном мире, человек мог
позволить себе не скрывать осуждаемые эмоции.
Но между тем эмоции неустранимы и попытка изъять
их, подавить в себе приводит порой к огромному
психическому напряжению. Классический пример
для психиатра – “Странная история доктора
Джекиля и мистера Хайда” Стивенсона: ощущение в
себе злобы, агрессии оказалось настолько
разрушительно для личности, что человек был
вынужден дать выход этим эмоциям в своем втором
“я” и физически отделить его от первого.
– Мы стоим на пороге новой эпохи?
– Отношение ко всей эмоциональной сфере
человека, в том числе и к тревожным, негативным,
разрушительным эмоциям, принципиально меняется.
Новая культура принимает человека таким, каков
он есть. Это моя боль, мой гнев, это часть моего
мира, я не хочу от них отрекаться, как не хочу
отрекаться от себя самого. Я имею на это право,
потому что я живой человек. И другие имеют такое
же право.
– Право на что? На разрушение и насилие?
– На насилие, на агрессию в принципе способен
человек и старой, и новой эпохи. Я говорю о другом
– о том, насколько он в состоянии признать в себе
эту способность.
“Лицемерие есть дань порока добродетели” –
Ларошфуко прав, это тоже способ регулировать
поведение человека, способ испытанный и
доказавший свою эффективность. И все же человек,
уверивший себя, что он вообще не способен на
ненависть, не может адекватно себя воспринимать,
а значит – и от других не будет получать
адекватные реакции, лишится полноценной
обратной связи.
Фрейд открыл множество отрицательных эмоций,
связанных с табу, которое общество накладывало
на либидо, на сексуальные влечения, особенно для
женщин. И связал с этим разного рода истерии,
имевшие вполне определенные симптомы. Фрейд
первым и начал их лечить, успешно освобождая
сознание своих пациентов. Но как только мы
вступили в общество, которое сняло многие такие
табу, разрешило женщине испытывать влечение,
признало ее право на это, признало в ней
равноправного сексуального партнера,
классические истерии просто исчезли. Их теперь
нет, что зафиксировано во всех учебниках
психиатрии.
Конечно, женщины и ведут теперь себя по-другому, и
трудно сказать, человечество больше выиграло или
проиграло. Но я не берусь оценивать и судить
глубокие процессы, меняющие культуру, я чувствую
мощные сдвиги, и я принимаю их и пытаюсь понять,
“не плача и не смеясь”.
Вся сфера чувств, ощущений, сенсорного
восприятия жизни – кожей, движением,
прикосновением – приобретает особое значение,
которого она была лишена в рациональной картине
мира. Вот в этом я вижу наступление новой эры.
Я думаю, эволюция психического мира человека
продолжается. В древности, да и в средние века
тонкая пленка “рацио” была еще тоньше, а во
многом вообще не сформирована, зато чувственное
восприятие в мифологизированном сознании играло
огромную роль. Сейчас мы возвращаемся к себе, к
человеку не только мыслящему, но и чувствующему
– через столетия царства “рацио” и здравого
смысла.
Этот новый виток эволюции – постепенный, но
неуклонный сдвиг от нормативного внешнего
регулирования к внутреннему, как бы идущему
изнутри. На самом деле человеку вполне
достаточно двух-трех заповедей, чтобы выстроить
себя во благо себе и ближним.
– Прежде не хватало и десяти... А что заставит
нынешнего раскрепощенного подростка опять себя
закрепостить двумя-тремя заповедями?
– Любовь. Человек, который принял себя таким,
каков он есть, который сам себя любит, не может
нести разрушение, зло другим. Вслушайтесь:
рок-культура полна любви, и подростки
проникаются ею, еще не зная, что это любовь, не
умея любить. Посмотрите, как они тянутся друг к
другу. И когда в зале под песню гнева, которую
исполняет их лидер, они все вскакивают,
двигаются, выбрасывают вверх руки, дают выход
своей эмоции, обретшей символическое выражение,
приобретшей форму, эстетику, – они счастливы тем,
что нет больше необходимости подавлять в себе
тот же гнев, что эмоция как бы легитимизирована в
этом общем действе и можно не стыдиться себя.
– Это насыщенное эмоциями единение напоминает
мне знаменитые факельные шествия немецких ночей,
коллективное пение, вся площадь покачивается в
такт, главное – мы вместе, и никаких мыслей –
“рацио” скомпрометировано...
– Единство в фашизме было единством своих против
остальных – недочеловеков, предназначенных для
рабства и уничтожения. Это знак внутреннего
раскола, если хотите, страха перед собой. Когда
человек не занят изнурительной борьбой с собой,
подавлением эмоций, когда он любит себя даже на
кожно-мышечном уровне, бессознательно, он всегда
сможет на этом же уровне подстроиться к другому,
принять другого как себя, войти в его чувства. И
никогда не воспользуется этим во зло, как не
принесет зла и себе.
Этика – это свод рациональных правил, как вести
себя человеку, будто он всех любит, даже если он
на самом деле не любит никого. Этика нужна, когда
нет любви. “Не укради” – подави в себе желание
взять чужое. А если подобного желания нет и в
помине? Если есть желание отдать, поделиться – не
вещами даже, а собой?
Но внутренним ощущениям нужны язык, символика,
форма, чтобы выйти из внутреннего мира в
пространство смысла. Начинается поиск новой
эстетики. Это попытка заполнить разрыв между
“рацио” и миром эмоций, точнее – восстановить
их связь. По этому пути двинулась и психотерапия:
искать выход в сознание через ощущение. Люди
ходят по кругу и прислушиваются к себе – как
босой ногой они ощущают пол, с закрытыми глазами
воспринимают слабые токи от идущего рядом, они
вслушиваются в мышечную пластику своего тела,
вступают в контакт с ним. Когда приходит гармония
тела и мыслей, человек меняется. Это состояние
психологического подъема, интереса к себе, к
своим необычным ощущениям.
Есть еще один пласт, более глубинный, чем эмоции.
Есть ощущения, постоянно не выводимые в сознание:
комфорт – дискомфорт, тяжесть – легкость, тепло
– холод. То есть мы их осознаем, только когда
возникает проблема. Мы, по сути, выкинули из
культуры радость от вкусного, от быстрых или,
наоборот, замедленных движений; а все, что, как
говорят, “ниже живота”, вообще табу. А у молодых
огромный интерес ко всей стороне жизни,
связанной с физиологией, – мне по крайней мере
так кажется. И их любимые песни, по-моему, часто
адресованы таким ощущениям.
– К зверю в человеке?
– Может быть. Но для того и нужна культура, чтобы
дать форму таким проявлениям, которые все равно
есть в человеке. Можно это давить, чем мы и
занимались как минимум несколько веков, а можно
выпустить наружу, только в окультуренном и
потому безопасном для окружающих виде. Можно
агрессию выразить и выплеснуть в танце, в песнях,
в ритуалах. И вернуть жизни какие-то утраченные
нами краски.
|