Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Мария Ганькина

Два урока в женевской школе

В одном из прошлогодних летних номеров был опубликован материал «По женевским улочкам уроков и перемен» («ПС» № 55/1999 г.). Автору удалось побывать на уроках в престижной женевской школе Флёранс. Сегодняшние рассказы – небольшая часть того, что осталось за скобками той публикации.

География в восьмом

Мы попали уже где-то на середину урока. Оказалось, что это библиотека...
Восьмиклассники как восьмиклассники. Я обрадовалась, увидев, что они сидят группами вокруг сдвинутых парами столов и сами ковыряются с какими-то книжками.
Учительница, мадам Жанетт:
– Каждый из ребят выбирает для себя какой-то определенный аспект изучения страны (в данном случае – России): физическая география или экономическая. И они объединяются в группы в зависимости от того, кто чем хочет заниматься. Но группа может выбрать себе для изучения и более узкую тему – пожалуйста! В группе обычно человек 5–6. А бывает, что в группе один человек, сам по себе. Сидит и своей какой-то темой занимается.
Тут я, конечно, стала расспрашивать у нее про работу в группах более подробно.
– Работа по группам появилась у нас недавно. И с ней связана вот какая проблема. Если иметь в виду целый учебный год (в общем, долгий период времени), то способ групповой работы дает свои результаты, потому что дети изучают материал более глубоко. Но если ориентироваться на четверть, то получается, что, работая по группам, дети на первых порах начинают неизбежно отставать от программы.
И если один учитель работает по такой методике (беря на себя всю ответственность за это), а другой – по обычной классической, то получается, что тот класс, где работают в группах, вроде бы отстает. И это сначала немножко сдерживает рвение других учителей брать с него пример. Но только сначала. Потом, в конце года, выясняется, что именно эти дети глубже всех отработали материал.
У меня дети работают только по группам. Это развивает у них чувство ответственности за другого, умение помогать другому (для нас это очень важно). Таким образом создается хороший климат в классе...
Одной из групп попались реки России. А эти сами выбрали тему “Туристские маршруты России”...
За пол-урока каждая группа наковыряла в библиотеке массу конкретных сведений по своей теме.
Жанетт предложила детям: воспользуйтесь тем, что к вам в гости пришли настоящие русские, и спросите у них что-нибудь эдакое, специфическое, секретное, чего в книжках нет.
Я французского не знаю, поэтому приходилось глупо улыбаться. А у переводчицы они таки что-то спрашивали (какая ж я дура – впопыхах на перемене забыла у нее узнать, что именно).
– Вторая половина урока, – продолжает дальше Жанетт, – это как бы конференция, на которой группы рассказывают друг другу, чему научились. Но надо сказать, что это мотивированный класс, здесь есть интерес к географии. В классах, где он гораздо меньше выражен, работа строится совсем по-другому.
Как же она строится, я выяснить не успела, поскольку мы быстренько-быстренько, чтобы не опоздать, побежали на следующий урок.
...Я бежала и думала о том, почему это Жанетт считает, что работа по группам хороша только в сильном, мотивированном классе. По-моему, как раз наоборот: в немотивированном групповая работа идет еще лучше. Мотивированные и так будут заниматься – хоть в лекционном режиме, хоть как. А вот в классе, где нет a priori интереса к предмету (а соответственно и с дисциплиной на таком уроке могут быть большие проблемы), работа по группам просто необходима.

Рисование в десятом

Вот мы с переводчицей спешим на занятие по рисованию... в десятый. Опаздываем. Входим – и видим совершенно неприглядную картину. Они и так-то, видать, были на взводе, эти дети. А когда мы появились, они просто стали из кожи вон лезть, чтобы обратить на себя наше внимание.
Я было приготовилась поснимать, потихоньку достала фотоаппарат... Тут же пожалела. Заметив фотоаппарат, они и вовсе с катушек съехали: начали кривляться, выкрикивать что-то бравурное, бросать портфели в воздух. Сумасшедшие совершенно. Мало того – они вели себя цинично и нагло.
Учитель, довольно крепкий дядечка, делал вид, что всего этого не замечает. Мне было перед ним очень неловко, что он никак не может унять распоясавшихся молодых людей. Как будто мы присутствуем при его провале. Но нет, он и бровью не ведет, спокойненько стоит в сторонке...
Я тихонько задала ему какой-то вопрос по поводу этого класса. Он говорит: «Да, класс тяжелый, потому что, во-первых, всего три девочки. (Кстати, эти три девочки сидели и мирно там что-то чертили. – М.Г.). А во-вторых, это сильный класс, им не до рисования – слишком умные»...
Я все больше не знаю, куда себя девать. Невольно вспоминается собственное ощущение бессилия, когда деловой настрой на уроке из-за какого-нибудь разгильдяя рассыпается, а я не смею при этом прикрикнуть, что-то такое резкое позволить себе, потому что стыдно; и тем не менее я это делаю – краснея и прислушиваясь, не стоит ли за дверью класса случайный свидетель моего позора, чтобы потом уличить меня в авторитаризме...
И я говорю переводчице на ухо:
– Давай-ка уносить отсюда ноги, потому что сейчас ситуация просто выйдет из-под контроля. Уйдем – и тогда, без свидетелей, он их быстренько утихомирит.
– Мне кажется, – шепчет она в ответ, – он вовсе не хочет ситуацию контролировать. Просто у них так принято – что «умные» на таких уроках, как рисование, должны расслабляться.
...А я бегу по коридору женевской школы на очередной урок и думаю: имеет ли право учитель вот так, своим равнодушием, поощрять наглость учеников? Даже если они сильные! Даже если им «предписано» расслабляться! По-моему, это чистой воды халтура.

В швейцарской школе не могу не думать о своей. Сижу на уроках – и не могу не думать о своих собственных уроках, проблемах, учениках. Учитель – где бы он ни был и чем бы ни занимался – всегда на работе, всегда в раздумьях о профессии, всегда в оглядке на собственные уроки: так ли они хороши, как хотелось бы, и что нужно (или можно) сделать, чтобы лишний раз порадовать своих учеников.



Рейтинг@Mail.ru