“Пусть они и дальше так учатся!”
Ведь говорят, что в этой школе есть
особая атмосфера, аура, дух.
И, значит, там присутствует удивительное,
необъяснимое единение детей и взрослых
Мама играет,
директор – поет
На семинары в 313-ю московскую школу учителя едут,
чтобы подробно узнать о способах решения самых
сложных проблем: как работать с неблагополучными
семьями, куда устроить ребенка пьющих родителей,
каким образом бороться с наркоманией и
токсикоманией?.. Приезжают и удивляются, как
четко отлажена тут жизнь, кажется, ни единого
сбоя нет. Невольно напрашивается мысль: наверное,
все отрепетировано заранее. Но постепенно гости
присматриваются к лицам, к поведению детей и
понимают: нет, не в репетиции дело...
А в чем?
Секретов особых нет.
Уклад – это устоявшийся порядок жизни, который
создается не директивами сверху, а как бы сам
собой.
Если люди приходят в учреждение, чтобы отбыть
положенное время, выполнить определенные
обязательства и получить зарплату, – это одна
ситуация. Когда самая высокая ценность
организации – профессионализм, а остальные не
столь важны, – другая. А если главное – то, что
происходит между людьми, и мне хорошо, когда
хорошо тем, кто рядом со мной, – третья. В этом
случае я заинтересован не только в выполнении
формальных обязанностей, но и во многом другом,
что ими не предусмотрено, тогда мне до всего есть
дело – будь то проведение ремонта или праздника.
Скажем, идет праздник, и директор Борис
Евгеньевич Корольков поет в одном хоре с детьми,
учителями и родителями, как это было на дне
рождения школы. А чья-то мама подыгрывает им на
фортепьяно.
Все во всем вместе. Пожалуй, эта общность – самое
ценное в образовательном учреждении.
Конечно, в каждой школе уклад имеет свои
особенности. Для одной школы очень важно
отличаться от других, быть ни на кого не похожей,
в другой – явно ощущается стремление быть
первой, лучшей в регионе по определенным
критериям. Но без ценности человеческих
отношений уклад вряд ли может сложиться, во
всяком случае, в положительном смысле этого
слова. Потому что уклад – это культура школы. А
культура и есть то, что нас объединяет и
возвышает над природным миром, то есть
очеловечивает.
Часто педагоги не верят, что родители могут
оказать значительную помощь. И действительно,
родители им не помогают.
Потому и не помогают, что чувствуют это, мягко
говоря, беспристрастное отношение школьной
администрации к себе и детям.
Заведующий лабораторией
государственно-общественного управления
образованием РАО Вениамин Бочкарев убежден:
когда родители видят, что учителя действительно
обеспокоены судьбами ребят, они сами начинают
активно включаться в школьную жизнь.
Папы и мамы учеников 313-й школы даже объединились
в секции: юридическую, врачебно-консультативную,
учебную, культмассовую.
Зачем? А чтобы общие дела продвигались более
организованно и результативно.
Врачи дают бесплатные консультации детям и
родителям, помогают пройти обследование в
больнице, получить медицинское заключение.
Группа юристов оказывает содействие в правовых
вопросах: опеки, возвращения квартир, которые
родители продали в ущерб интересам детей,
лишения родительских прав, прописки.
Москва – “Васюки”
Скажем, такой случай. Мама продала квартиру и
уехала с детьми в мордовское село, в котором ей по
договору с покупателями достался дом. Приезжает:
дом действительно стоит, но крыши и окон нет.
Значит, надо возвращаться обратно в Москву. А
куда в Москву? Из своей бывшей квартиры новых
хозяев она выселить не может.
Мама стала искать выход вместе со школьной
администрацией родителями-юристами. Они и
помогли сначала устроить детей в интернат, а
потом получить жилье.
313-я школа находится в районе, где много
неблагополучных семей. Бывает, например, так:
отца нет, мама пьет, нигде не работает и детьми не
занимается. Иногда сын или дочь живет в другом
месте с дальними родственниками или даже совсем
чужими людьми. В прошлом году при аналогичных
обстоятельствах встал вопрос о лишении матери
родительских прав и направлении ребенка в приют.
В конце концов мать устроилась на работу, и вроде
бы проблема разрешилась. Но начался новый
учебный год, проходит неделя, а девочки в школе
нет и нет. Где она может быть? Пришлось поднять на
ноги милицейских оперативников. В конце концов
ученицу нашли в Ростове, в квартире, хозяин
которой был в таком состоянии, что не мог ключом
попасть в замок двери.
В общем, работа эта кропотливая. Часто ведь что
происходит? Предположим, месяц прошел – ученика
нет. Кто-то сказал: он у бабки. Сунулись к ней, а
бабка в деревню уехала. И оборвалась ниточка.
Переходит такой ребенок в другую школу, его
спрашивают, где он учился. А он даже вспомнить не
может: он не знает, какая это школа.
В 313-й подобное просто невозможно. А вот когда
человеку, что называется, некуда идти, кроме как в
школу, – случается.
Вот реальная история. Мама ученика должна была
выписаться из одного района и прописаться в
другом. Но она к этому отнеслась несерьезно, и
семья жила без прописки. Потом мама умерла,
пришло время сыну получать паспорт, и
обнаружилось, что он нигде не прописан. В милиции
все проверили: он нигде не числится – только в
общежитии, которого уже нет.
С того времени как парень перестал быть учеником,
прошло два года, а все равно за помощью пришел в
школу. И родители смогли найти необходимые
документы.
Казачье войско против токсинов
Распространено мнение, что школа в очень
небольшой степени влияет на воспитание детей.
Что учебное заведение может противопоставить
неблагополучному климату в семье, авторитету
дворовых “королей”, подростковому влечению к
“запретным плодам”? Оказывается, очень многое,
особенно если действовать сообща с другими
социальными институтами.
Несколько лет назад на район обрушилась эпидемия
токсикомании. В школах дети стали нюхать клей.
Прошел слух, что ученики собираются в подвалах и
принимают наркотики.
Как быть?
Тамара Петровна начала с откровенного разговора
с ребятами: «Ходите в подвалы?» – «Да». – «Если мы
придем к вам в гости, покажете, где собираетесь?»
– «Покажем».
И вот Козырева вместе с сотрудником городской
управы Людмилой Игнатовой спустились в подвал. И
там в сыром помещении при тусклом свете
электролампочки перед их глазами предстала
целая лаборатория: различные приспособления для
получения наркотиков из мака, из медпрепаратов...
«Что будем делать?»
Ребята отвечают, что согласны лечиться, только
чтобы родители не знали.
Тогда в школу пригласили нарколога, который
ответил на все вопросы о наркомании и
токсикомании. Те, кто уже чувствовал зависимость
от «кайфа», стали ездить в наркодиспансер на
лечение.
Однако главная защита от вредных привычек, по
мнению директора, – вовлечение ребят в активную
деятельность. Например, в московское казачье
войско “Вальтижор”. Все ребята, которые были
уличены в пристрастии к “Моменту”, в конце
концов оказались в “Вальтижоре”. А там верховая
езда на лошадях, фехтование, стрельба, рукопашный
бой, метание ножей. Представьте, приходит
подросток в класс, а ребята спрашивают: ну и чем
вы там занимаетесь?.. Тут-то у них рты и
пораскрываются! А если еще они увидят, как их
одноклассник разъезжает на лошади в настоящей
казачьей форме...
В общем, ребятам теперь не до наркотиков. У них
есть настоящее мужское дело. Каждую субботу
чья-нибудь мама отвозит в войско своего ребенка и
еще пять человек. И даже самые неблагополучные
родители приходят трезвыми, чтобы не краснеть
перед чужими детьми.
Уклад держится на традициях. А сердцевина
традиций – праздники.
И вот сколько праздников в 313-й: День знаний, День
учителя, грандиозный, по выражению директора,
праздник 8 Марта, вечер встречи выпускников, КВН
учеников, КВН учеников и учителей (который,
кстати, всегда проходит на «бис», учительская
команда даже вызывала на соревнование
близлежащие школы), Масленица с аттракционами,
блинами и сжиганием чучела.
Во время праздников происходит отстранение от
житейских забот и приобщение к всеобщему, к
главному. Но есть у праздников и еще одна важная
функция.
По предложению родителей отстающих учеников в
школе произошло разделение классов на три типа:
гимназический – с повышенной мотивацией,
общеобразовательный и
коррекционно-развивающего обучения. В последних
занимаются 12–15 человек. И там действительно идет
индивидуальная работа.
Изначально задумывалось, что эта дифференциация
остановится на начальной школе. Но родители
увидели, что в классе сложилась психологически
комфортная атмосфера, что дети радуются успехам
друг друга, а не завидуют, и сказали: пусть они и
дальше так учатся.
Дети не делят друг друга на “умных” и тех, кто
учится в классе коррекции. Ведь то, что
происходит на уроках, ребята из других классов не
видят. А все внеурочные мероприятия проходят по
параллелям, а не по классам. И здесь номера
коррекционного класса нередко бывают самыми
интересными и творческими.
При всем этом, как говорит директор, в школе
полностью финансируются только зарплата и
питание. Ремонт делаем своими силами.
Откуда средства и материалы на это? Откуда хотите
– оттуда берите. И находим. В прошлом году четыре
классные комнаты полностью отремонтировали
родители: сами красили, мыли, белили. Хотите
покажу, что в холле на втором этаже сделали
учителя русского языка и литературы? По
собственной инициативе договорились с мужьями,
пришли, протравили стену, покрасили. Так что, как
говорит директор, на душе тепло.
|