Чтобы учителя были нужны не только
школе
Необходимо предметное обучение
дополнить образованием
В самом деле: для чего нашим детям так
необходимо образование и имеет ли связь школьное
предметное обучение с реальной жизнью?
Инициативная группа: социальный педагог,
психолог и старшеклассники-активисты провели
исследование ценностных ориентиров подростков
из двух школ станицы Владимирская
Краснодарского края. Анкеты заполнили более 150
старшеклассников. Им предложили проранжировать
главные ценностные ориентиры.
Распределение ценностей оказалось таким:
здоровье – 23 балла, счастливая семейная жизнь –
18 баллов, материальная обеспеченность – 15,
образованность – 12, интересная профессиональная
деятельность – 14, свобода – 13 баллов. У
одиннадцатиклассников (87 респондентов) – также:
на первом месте здоровье, на втором – счастливая
семейная жизнь, на третьем – образование, на
четвертом – материальная обеспеченность.
Старшеклассники хотят быть физически здоровыми,
хотят в будущем построить счастливую семейную
жизнь, быть богатыми и образованными. А мы чему их
учим? В школах и институтах ученики и студенты
осваивают стандарты образования, а не нормы и
стандарты жизненных ситуаций. Мы обучаем ребят
математике, физике и другим школьным учебным
дисциплинам, материал которых редко бывает
востребованным в жизни. Пример этому – изучаемые
интегралы и дифференциалы в старших классах.
На вопрос, к кому подростки обращаются за советом
при решении жизненных личных проблем, ответы
ребят распределились следующим образом: к
родителям – 54%, к друзьям – 34%, учителям – 10%,
другим взрослым – 2%.
А на вопрос, к кому обращаются школьники при
решении трудных учебных задач, выяснилось, что к
учителям обращаются – 58% опрошенных, к
одноклассникам – 27%, к родителям – 12%, к другим
взрослым – 3%.
Оказывается, учителя нужны только в школе. А
жизнь подростков с их проблемами остается где-то
за ее пределами.
В системе образования города вроде все протекает
нормально. Освоили Базисный учебный план, ввели
новые учебные курсы. А результаты неутешительны.
По-прежнему почти треть ребят не имеют интереса к
учебе, дети совершают преступления. Причин тому
много: социальные, культурные, но и
педагогические, образовательные. По-видимому, в
школе пока нет образования, а есть обучение
старым нормам и образцам, примерно третья часть
которых не имеет связи с реальной жизнью. Большая
часть подростков желает иной, не учебной
деятельности. Они хотят заниматься серьезными,
социально значимыми делами.
К сожалению, часто взрослые забывают о том, что
ребенок действует соизмеримо своему образу.
Каков его собственный образ “я”, таковы и его
действия. Нам необходимо учить детей строить
свои образы “я”, а затем воплощать их в реальных
делах.
Образование – процесс постоянного стремления
человека к меняющемуся своему образу. По сути, в
классах и кружках нет образования, а есть лишь
обучение. Ученики выполняют задачи, поставленные
педагогами, часто не осознавая, для чего это надо
делать.
Понятно, что не может быть общей программы
образования. Программа образования всегда
индивидуальна. И она особенно ярко проявляется в
неформальных, внеурочных условиях, когда задачи
формулируются, решаются и оцениваются самими
ребятами.
Во многих школах города Лабинска есть детские и
юношеские организации. В гимназии – научное
общество, школьный театр, пионерская
организация, в сельских школах – клубы экологов,
друзей природы, в реальном училище – объединение
“Патриот Кубани”.
Реальное училище – это школа, в которой
обучаются только старшеклассники. В основном это
юноши и девушки, которым учиться в обычной
общеобразовательной школе по разным причинам не
хочется. Это дети в основном из малообеспеченных
семей, для них важнее учебных повседневные
житейские проблемы. Попытки педагогов реального
училища повышать успеваемость так, как это
делается в обычной школе, оказались
безуспешными.
Тогда учителя решили принципиально изменить
подход к конструированию образовательных
программ и организации учебно-воспитательного
процесса.
Начали подбирать программы под учеников,
учитывать уровень их
подготовки, ценностные ориентиры и интересы.
Сейчас реалисты сочетают изучение школьных
учебных предметов с профессиональной
подготовкой по одной-двум выбранным
специальностям, а всего их 12 – связанных с
работой на предприятиях города. Кроме того,
реалисты выполняют и социально значимые дела.
Когда у ребят спрашивают: “Что значит для вас то
или иное дело?” – они отвечают: “Мы учимся
выполнять дела, нужные людям, а это значит, что
наши знания и умения будут востребованными в
нашей дальнейшей жизни”.
Проблему своей социализации подростки хотят и
пытаются решить самостоятельно. Таким образом
социально значимая деятельность становится
средством образования. Для взрослых важное здесь
– оказать помощь в составлении программ
образования, где главными действующими лицами
стали бы дети, где они самостоятельно оценят свои
дела по тому, какую пользу они принесут обществу
и близким и как они сами изменятся.
|