Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Сергей БОГДАНОВ

Чтобы учителя были нужны не только школе

Необходимо предметное обучение дополнить образованием

В самом деле: для чего нашим детям так необходимо образование и имеет ли связь школьное предметное обучение с реальной жизнью?
Инициативная группа: социальный педагог, психолог и старшеклассники-активисты провели исследование ценностных ориентиров подростков из двух школ станицы Владимирская Краснодарского края. Анкеты заполнили более 150 старшеклассников. Им предложили проранжировать главные ценностные ориентиры.
Распределение ценностей оказалось таким: здоровье – 23 балла, счастливая семейная жизнь – 18 баллов, материальная обеспеченность – 15, образованность – 12, интересная профессиональная деятельность – 14, свобода – 13 баллов. У одиннадцатиклассников (87 респондентов) – также: на первом месте здоровье, на втором – счастливая семейная жизнь, на третьем – образование, на четвертом – материальная обеспеченность. Старшеклассники хотят быть физически здоровыми, хотят в будущем построить счастливую семейную жизнь, быть богатыми и образованными. А мы чему их учим? В школах и институтах ученики и студенты осваивают стандарты образования, а не нормы и стандарты жизненных ситуаций. Мы обучаем ребят математике, физике и другим школьным учебным дисциплинам, материал которых редко бывает востребованным в жизни. Пример этому – изучаемые интегралы и дифференциалы в старших классах.
На вопрос, к кому подростки обращаются за советом при решении жизненных личных проблем, ответы ребят распределились следующим образом: к родителям – 54%, к друзьям – 34%, учителям – 10%, другим взрослым – 2%.
А на вопрос, к кому обращаются школьники при решении трудных учебных задач, выяснилось, что к учителям обращаются – 58% опрошенных, к одноклассникам – 27%, к родителям – 12%, к другим взрослым – 3%.
Оказывается, учителя нужны только в школе. А жизнь подростков с их проблемами остается где-то за ее пределами.
В системе образования города вроде все протекает нормально. Освоили Базисный учебный план, ввели новые учебные курсы. А результаты неутешительны. По-прежнему почти треть ребят не имеют интереса к учебе, дети совершают преступления. Причин тому много: социальные, культурные, но и педагогические, образовательные. По-видимому, в школе пока нет образования, а есть обучение старым нормам и образцам, примерно третья часть которых не имеет связи с реальной жизнью. Большая часть подростков желает иной, не учебной деятельности. Они хотят заниматься серьезными, социально значимыми делами.
К сожалению, часто взрослые забывают о том, что ребенок действует соизмеримо своему образу. Каков его собственный образ “я”, таковы и его действия. Нам необходимо учить детей строить свои образы “я”, а затем воплощать их в реальных делах.
Образование – процесс постоянного стремления человека к меняющемуся своему образу. По сути, в классах и кружках нет образования, а есть лишь обучение. Ученики выполняют задачи, поставленные педагогами, часто не осознавая, для чего это надо делать.
Понятно, что не может быть общей программы образования. Программа образования всегда индивидуальна. И она особенно ярко проявляется в неформальных, внеурочных условиях, когда задачи формулируются, решаются и оцениваются самими ребятами.
Во многих школах города Лабинска есть детские и юношеские организации. В гимназии – научное общество, школьный театр, пионерская организация, в сельских школах – клубы экологов, друзей природы, в реальном училище – объединение “Патриот Кубани”.
Реальное училище – это школа, в которой обучаются только старшеклассники. В основном это юноши и девушки, которым учиться в обычной общеобразовательной школе по разным причинам не хочется. Это дети в основном из малообеспеченных семей, для них важнее учебных повседневные житейские проблемы. Попытки педагогов реального училища повышать успеваемость так, как это делается в обычной школе, оказались безуспешными.
Тогда учителя решили принципиально изменить подход к конструированию образовательных программ и организации учебно-воспитательного процесса.
Начали подбирать программы под учеников, учитывать уровень их
подготовки, ценностные ориентиры и интересы. Сейчас реалисты сочетают изучение школьных учебных предметов с профессиональной подготовкой по одной-двум выбранным специальностям, а всего их 12 – связанных с работой на предприятиях города. Кроме того, реалисты выполняют и социально значимые дела.
Когда у ребят спрашивают: “Что значит для вас то или иное дело?” – они отвечают: “Мы учимся выполнять дела, нужные людям, а это значит, что наши знания и умения будут востребованными в нашей дальнейшей жизни”.
Проблему своей социализации подростки хотят и пытаются решить самостоятельно. Таким образом социально значимая деятельность становится средством образования. Для взрослых важное здесь – оказать помощь в составлении программ образования, где главными действующими лицами стали бы дети, где они самостоятельно оценят свои дела по тому, какую пользу они принесут обществу и близким и как они сами изменятся.



Рейтинг@Mail.ru