Эдуард ДНЕПРОВ,
академик Российской академии образования
Образовательная доктрина как
памятник эпохе
В контексте прошедших парламентских
слушаний, о результатах которых рассказано на
первой странице сегодняшнего номера, доработки и
изменения, внесенные в окончательный вариант
“Национальной доктрины образования в
Российской Федерации”, утвержденной
постановлением правительства в октябре этого
года, кажутся особенно симптоматичными. Неужели
власть действительно начинает более трезво и
взвешенно относиться к образовательной
политике? Изменения, внесенные в доктрину,
казалось бы, во многом это подтверждают. Однако,
прежде чем делать окончательные выводы, давайте
внимательно проанализируем этот документ и
постараемся оценить его реальное значение для
политики образования.
Каждый доктринальный документ –
памятник своей эпохи, зеркало создававших его
государственных или общественных сил. Посему
требовать от доктрины неизменного соответствия
каким-то вечным, абсолютным параметрам столь же
наивно, как не замечать смену времен года.
Первая доктрина перестройки школы – “Концепция
общего среднего образования”, принятая
Всесоюзным съездом работников народного
образования в декабре 1988 года, была памятником
мощного общественно-педагогического подъема,
расцвета гражданских образовательных инициатив
и социально-педагогической мысли, создававших
новую философию образования, намечавших
перспективные стратегические линии его
развития. Основные идеи этой доктрины получили
правовое воплощение в Законе РФ “Об
образовании” 1992 года, который был признан одним
из самых демократических в мире и стал последней,
финальной акцией общественного подъема в
российском образовании.
Прошло восемь труднейших лет. Ситуация в стране
коренным образом изменилась. От былого
общественного подъема не осталось и следа.
Сегодня мы живем в другую эпоху. В воздухе пахнет
“ледниковым периодом”.
Вдумайтесь, может ли быть у этой эпохи какой-либо
другой образовательный памятник, кроме той
“национальной доктрины”, что нам предложили?
Ответ очевиден: увы, не может.
Как бы ни работали над усовершенствованием
доктрины различные специалисты перед
утверждением ее правительством, которое
состоялось в прошедшем октябре (а поработали они
по-своему неплохо, о чем речь пойдет ниже), общий
характер сей доктрины не мог не остаться
неизменным. Ибо это плод деятельности не
социальных и образовательных философов, а
отраслевых прорабов, в лучшем случае –
социальных технологов. Причем технологов,
лишенных концептуального, системного видения
проблем образования, не способных выделить ни
главные ориентиры, ни приоритеты движения.
Образовательная доктрина так и не стала
социальной идеологией в образовании.
Правда, многие из этих тезисов претерпели весьма
существенную трансформацию. Правительственные
технологи, дорабатывавшие доктрину, в
социально-экономическом плане оказались много
трезвее и профессиональнее, чем ее
первоначальные ведомственные ваятели. Те были
склонны более к декларациям, чем к реальному
решению проблем, и к тому же выражали интересы
весьма определенной – наиболее консервативной
части образовательной номенклатуры.
Итак, что же изменилось в нынешнем, утвержденном
правительством тексте доктрины в сравнении с тем
ее вариантом, который оставил после себя
январский номенклатурный слет?
Первое. Из текста доктрины исчезли всхлипы о
нынешнем кризисе и ее изолированность от
современных социально-экономических задач
страны, в том числе и в области образования.
Доктрина вышла из социально безвоздушного
пространства и вошла в тесное взаимодействие с
принятыми правительством стратегией и
программой модернизации образования.
Второе. В доктрине существенно акцентированы ее
политическая и социально-экономическая
тональность, вектор движения – вперед, а не
назад, куда явно тянул январский текст доктрины.
А именно – направленность образования на
социализацию подрастающих поколений в условиях
гражданского общества, правового государства и
рыночной экономики. Более того, перед
образованием поставлена сверхзадача –
содействие созданию этих условий и
“противодействие негативным социальным
процессам”. Последнее говорит о появившемся
понимании роли образования и как фактора
стабилизации общества, и как одной из главных
направляющих его политического и
социально-экономического развития.
Третье. Не ослабляя государственного начала в
образовании, доктрина резко усилила в нем
общественное начало, общественное присутствие.
Если в прежнем тексте доктрины не было даже
упоминания самого слова “общество”, даже намека
на нечто “общественное” в образовательной
сфере, то в окончательном ее тексте четко
говорится о “расширении участия общества в
управлении образованием”, об “участии
профессиональных образовательных сообществ в
разработке образовательной политики на
федеральном и региональном уровнях”, об
“открытости системы образования и учебных
заведений для общественного контроля”.
Четвертое. При всем неуемном старании адептов
12-летней школы внести свое детище, хоть через
черный ход, в образовательную доктрину (прежний
ее текст содержал очевидное намерение увеличить
сроки школьного обучения), этого у них в итоге не
получилось. В принятом тексте доктрины нет ни
слова о 12-летке, равно как нет никаких упоминаний
о возможном пересмотре “сроков и объемов”
обучения. Ни слова о 12-летке нет и в
правительственной программе модернизации
образования. Так что “склейка” 12-летки и
образовательной реформы, чем до сих пор
запугивают обыденное сознание, мягко говоря,
искусственна, натужна. Эта “склейка” существует
лишь в воспаленном воображении нынешнего
руководства Российской академии образования,
которое растягиванием сроков обучения пытается
подменить реальное реформирование образования.
Пятое. Утвержденный правительством текст
доктрины ставит очевидный заслон и усилившемуся
накату “красных ректоров” государственных
вузов и ретивых ведомственных чиновников на
негосударственное образование. В доктрине
черным по белому написано о необходимости
создания “единого правового пространства
функционирования и развития образовательных
учреждений различных форм собственности”.
Шестое. Принятый текст доктрины в своей
социально-экономической части значительно более
трезв и реалистичен, чем текст предшествующий,
где за пределами “конституционного поля”
строились, например, воздушные замки бесплатного
среднего профессионального образования,
дополнительного образования детей и т.п. Сегодня
не тотальный “собес”, а адресная социальная
помощь учащимся из малообеспеченных семей и
другим учащимся и студентам, которые нуждаются в
такой помощи, – одна из ключевых установок
доктрины. Это касается и бесплатных учебников, и
стипендий студентам, и дополнительного
образования детей, и т.д.
Вместе с тем все сказанное выше вовсе не дает
оснований идиллически относиться к
утвержденному правительством тексту доктрины, и
не только в силу ее убого технологического
характера. Верное себе, наше правительство и
здесь уклонилось от каких-либо конкретных
обязательств, сняв в финансовой части доктрины
все “контрольные цифры”. Мало того, в этой же
части оно по-разному повело себя с патрициями в
образовании и с образовательным плебсом.
Вузовским преподавателям обещан удвоенный
размер средней зарплаты в сравнении с
промышленностью “уже на первом этапе”, т.е. до 2004
года. Что же касается учителей, то им в самой
абстрактной форме пообещали “поэтапно”
увеличивать зарплату до средней по
промышленности. Поскольку доктрина принята до 2025
года, можно представить себе эту “поэтапность”.
Не обещать ничего конкретного или обещать только
сильным – такова позиция нашего сегодняшнего
правительства. Позиция, равно далекая как от
нравственной, так и от социальной, политической
ответственности.
Подведем итоги. Если оглянуться на
парадно-цирковое начало нынешнего года в
образовании, то легко увидеть, что единственным
оставшимся сегодня в живых результатом
упомянутого ранее Всероссийского совещания
работников образования оказалась весьма
тщедушная образовательная доктрина. Но и она
потребовала восьмимесячной основательной
доработки. Другие продукты этого совещания –
предложенная РАО концепция 12-летки и профсоюзный
законопроект – развеялись как дым. Стоило ли
тратить на них силы и средства, потакать
непомерным амбициям их авторов, сотрясать воздух
и засорять этими околонаучными и околоправовыми
отходами образовательное пространство, в
котором уже и без того почти невозможно свободно
дышать?
Что же касается доктрины, то она, повторим, – дитя
нашего с вами времени. Доктрина – зеркало не
только нашей образовательной власти, но и нас
самих. Надо ли продолжать? И есть ли смысл пенять
на зеркало…
|