Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Федеральное Собрание – парламент
Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по образованию и науке

Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

О концепции реформирования образования в проекте программы Правительства Российской Федерации «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»

Рассмотрев в Государственной Думе на парламентских слушаниях 14 ноября 2000 года вопрос о концепции реформирования образования в проекте программы Правительства Российской Федерации «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», участники парламентских слушаний отмечают, что обсуждение основывалось на утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года № 1072-р «Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы» (далее План действий), и считают рассматриваемый вопрос чрезвычайно актуальным.
Участники парламентских слушаний обеспокоены тем, что:
– государственная политика в сфере образования не полностью исходит из законодательно закрепленного приоритета. Систематически не исполняются федеральные законы в части финансирования образования, прежде всего по увеличению заработной платы работников сферы образования. Имеется диспропорция в финансировании образования на федеральном и региональном уровнях. В то время как увеличение финансирования образования, предусмотренное федеральным бюджетом, составляет около 50%, региональные бюджеты предусматривают существенно меньшее увеличение;
– одновременно с бюджетом на текущий год не вносится законопроект о нормативах финансирования образовательных учреждений, напротив, Правительство Российской Федерации вносит законопроект о приостановлении действия или признании утратившим силу ряда норм законодательства об образовании, касающихся вопросов финансирования;
– непрерывно увеличивается объем платного обучения и платных образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, систематически нарушаются права детей на получение образования;
– не урегулированы межбюджетные отношения, которые не дают возможности до конца решить проблему задолженности по заработной плате работников образования и оплаты коммунальных платежей;
– остается неудовлетворительным материально-техническое оснащение образовательных учреждений всех уровней;
– не отрегулирована проблема соучредительства образовательных учреждений органами исполнительной власти различных уровней;
– отсутствуют механизмы поддержки работодателей, которые инвестируют средства в образование;
– содержание школьного образования излишне перегружено второстепенными сведениями, которые не могут быть использованы ни для дальнейшего образования, ни для приобретения опыта решения социальных задач;
– недостаточно решается проблема доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Участники парламентских слушаний полагают, что мероприятия по реформированию системы образования в части реализации Плана действий содержат ряд положений, которые заслуживают одобрения и поддержки. В их числе:
– главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе;
– безусловность приоритета инвестиций в человека;
– обеспечение увеличения расходов на образование и существенное повышение их эффективности;
– обеспечение софинансирования на конкурсной основе инвестиционных проектов в сфере образования;
– выделение средств на информационное обеспечение в сфере образования;
– формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.
Ряд положений обсуждаемых материалов требует дальнейшего широкого обсуждения и апробации в экспериментальных регионах. Среди них:
– проведение структурной реорганизации учебных заведений профессионального образования на основе их интеграции;
– переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством;
– введение подушевого нормативного финансирования и реализация финансирования профессиональных учебных заведений одной строкой: «Исполнение государственных именных финансовых обязательств»;
– финансирование инвестиционных проектов высших учебных заведений независимо от их организационно-правовой формы;
– введение единого государственного экзамена;
– формирование новой системы стипендиального обеспечения студентов;
– реструктуризация малокомплектных сельских школ.
Участники парламентских слушаний считают неприемлемым для реализации ряд положений. В их числе:
– установление особого статуса образовательных организаций вместо существующего статуса государственных учреждений;
– введение конкурсного порядка размещения государственного заказа на подготовку специалистов в высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовой формы.
Участники парламентских слушаний подчеркивают, что:
– главной целью модернизации образования должно стать увеличение доступности качественного образования для всех слоев населения вне зависимости от места жительства и уровня доходов;
– недопустимы поспешные действия при реформировании образования, особенно по реструктуризации сельской школы. Активные действия по данному вопросу должны быть отложены до решения проблемы межбюджетных отношений:
– в Плане действий и мероприятиях по его осуществлению содержатся положения, обоснование которых допускает неоднозначность их толкования (реструктуризация малокомплектных сельских школ; государственные именные финансовые обязательства, подушевое финансирование, единый государственный экзамен и другие).

На основании изложенного участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
Президенту Российской Федерации:
1. Создать общенациональный Совет по развитию образования.
2. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на недопустимость принятия постановлений и распоряжений, противоречащих Конституции Российской Федерации и действующим федеральным законам.

Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Не принимать законодательных актов, снижающих уровень гарантий прав граждан на образование.
2. При обсуждении и принятии налогового законодательства обратить особое внимание на сохранение действующих льгот для образовательных учреждений, а также на вопросы урегулирования межбюджетных отношений федеральных, региональных и местных бюджетов.
3. Разработать и принять федеральный закон «Об утверждении национальной доктрины развития образования» с учетом рекомендаций Всероссийского совещания работников образования 14–15 января 2000 года, поддержанных Правительством Российской Федерации 17 февраля 2000 года.
4. Предусмотреть при распределении дополнительных доходов федерального бюджета на 2001 год с учетом п. 1 «Основных мероприятий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы» выделение на нужды образования 10% дополнительных доходов, но не менее 6 млрд руб.

Правительству Российской Федерации:
1. При реализации Плана действий исходить из необходимости строгого соблюдения Конституции Российской Федерации и действующих федеральных законов, обеспечения установленных законодательством прав граждан в области образования.
2. Внести в налоговое законодательство поправки, предусматривающие налоговые льготы для образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
3. Разработать конкретные меры по определению дополнительных источников бюджетного финансирования образования с целью выполнения законодательства об образовании.
4. Считать возможным осуществление мероприятий, предусмотренных Планом действий, только на основе анализа результатов экспериментов и внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие федеральные законы.
5. По вопросам реформирования образования проводить широкое обсуждение возникающих проблем; не допускать келейности в разработке и утверждении концептуальных документов, затрагивающих функционирование системы образования.
Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации:
1. В соответствии со статьей первой Закона Российской Федерации «Об образовании» обсудить на депутатских слушаниях проблемы реформирования образования на региональном уровне, вытекающие из «Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы».
2. Обратить внимание на необходимость ликвидации диспропорции в приросте региональных бюджетов образования по сравнению с приростом федерального бюджета.

Средствам массовой информации:
Опубликовать материалы настоящих парламентских слушаний и организовать дискуссию по указанным проблемам с широким участием общественности.

Председатель Комитета по образованию и науке И.И.Мельников
14 ноября 2000 года



Рейтинг@Mail.ru