Федеральное Собрание – парламент
Российской Федерации
Государственная Дума
Комитет по образованию и науке
Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
О концепции реформирования образования
в проекте программы Правительства Российской
Федерации «Основные направления
социально-экономической политики Правительства
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу»
Рассмотрев в Государственной Думе на
парламентских слушаниях 14 ноября 2000 года вопрос
о концепции реформирования образования в
проекте программы Правительства Российской
Федерации «Основные направления
социально-экономической политики Правительства
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу», участники парламентских слушаний
отмечают, что обсуждение основывалось на
утвержденном распоряжением Правительства
Российской Федерации от 26 июля 2000 года № 1072-р
«Плане действий Правительства Российской
Федерации в области социальной политики и
модернизации экономики на 2000–2001 годы» (далее
План действий), и считают рассматриваемый вопрос
чрезвычайно актуальным.
Участники парламентских слушаний обеспокоены
тем, что:
– государственная политика в сфере образования
не полностью исходит из законодательно
закрепленного приоритета. Систематически не
исполняются федеральные законы в части
финансирования образования, прежде всего по
увеличению заработной платы работников сферы
образования. Имеется диспропорция в
финансировании образования на федеральном и
региональном уровнях. В то время как увеличение
финансирования образования, предусмотренное
федеральным бюджетом, составляет около 50%,
региональные бюджеты предусматривают
существенно меньшее увеличение;
– одновременно с бюджетом на текущий год не
вносится законопроект о нормативах
финансирования образовательных учреждений,
напротив, Правительство Российской Федерации
вносит законопроект о приостановлении действия
или признании утратившим силу ряда норм
законодательства об образовании, касающихся
вопросов финансирования;
– непрерывно увеличивается объем платного
обучения и платных образовательных услуг в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
– по данным Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, систематически нарушаются права
детей на получение образования;
– не урегулированы межбюджетные отношения,
которые не дают возможности до конца решить
проблему задолженности по заработной плате
работников образования и оплаты коммунальных
платежей;
– остается неудовлетворительным
материально-техническое оснащение
образовательных учреждений всех уровней;
– не отрегулирована проблема соучредительства
образовательных учреждений органами
исполнительной власти различных уровней;
– отсутствуют механизмы поддержки
работодателей, которые инвестируют средства в
образование;
– содержание школьного образования излишне
перегружено второстепенными сведениями, которые
не могут быть использованы ни для дальнейшего
образования, ни для приобретения опыта решения
социальных задач;
– недостаточно решается проблема доступа к
образованию лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Участники парламентских слушаний полагают, что
мероприятия по реформированию системы
образования в части реализации Плана действий
содержат ряд положений, которые заслуживают
одобрения и поддержки. В их числе:
– главной целью социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации на
долгосрочную перспективу является
последовательное повышение уровня жизни
населения, снижение социального неравенства,
сохранение и приумножение культурных ценностей
России, восстановление экономической и
политической роли страны в мировом сообществе;
– безусловность приоритета инвестиций в
человека;
– обеспечение увеличения расходов на
образование и существенное повышение их
эффективности;
– обеспечение софинансирования на конкурсной
основе инвестиционных проектов в сфере
образования;
– выделение средств на информационное
обеспечение в сфере образования;
– формирование независимой системы аттестации и
контроля качества образования.
Ряд положений обсуждаемых материалов требует
дальнейшего широкого обсуждения и апробации в
экспериментальных регионах. Среди них:
– проведение структурной реорганизации учебных
заведений профессионального образования на
основе их интеграции;
– переход на контрактную основу финансовых
взаимоотношений образовательных организаций с
государством;
– введение подушевого нормативного
финансирования и реализация финансирования
профессиональных учебных заведений одной
строкой: «Исполнение государственных именных
финансовых обязательств»;
– финансирование инвестиционных проектов
высших учебных заведений независимо от их
организационно-правовой формы;
– введение единого государственного экзамена;
– формирование новой системы стипендиального
обеспечения студентов;
– реструктуризация малокомплектных сельских
школ.
Участники парламентских слушаний считают
неприемлемым для реализации ряд положений. В их
числе:
– установление особого статуса образовательных
организаций вместо существующего статуса
государственных учреждений;
– введение конкурсного порядка размещения
государственного заказа на подготовку
специалистов в высших учебных заведениях
независимо от их организационно-правовой формы.
Участники парламентских слушаний подчеркивают,
что:
– главной целью модернизации образования должно
стать увеличение доступности качественного
образования для всех слоев населения вне
зависимости от места жительства и уровня
доходов;
– недопустимы поспешные действия при
реформировании образования, особенно по
реструктуризации сельской школы. Активные
действия по данному вопросу должны быть отложены
до решения проблемы межбюджетных отношений:
– в Плане действий и мероприятиях по его
осуществлению содержатся положения, обоснование
которых допускает неоднозначность их толкования
(реструктуризация малокомплектных сельских
школ; государственные именные финансовые
обязательства, подушевое финансирование, единый
государственный экзамен и другие).
На основании изложенного участники
парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
Президенту Российской Федерации:
1. Создать общенациональный Совет по развитию
образования.
2. Обратить внимание Правительства Российской
Федерации на недопустимость принятия
постановлений и распоряжений, противоречащих
Конституции Российской Федерации и действующим
федеральным законам.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Не принимать законодательных актов, снижающих
уровень гарантий прав граждан на образование.
2. При обсуждении и принятии налогового
законодательства обратить особое внимание на
сохранение действующих льгот для
образовательных учреждений, а также на вопросы
урегулирования межбюджетных отношений
федеральных, региональных и местных бюджетов.
3. Разработать и принять федеральный закон «Об
утверждении национальной доктрины развития
образования» с учетом рекомендаций
Всероссийского совещания работников
образования 14–15 января 2000 года, поддержанных
Правительством Российской Федерации 17 февраля
2000 года.
4. Предусмотреть при распределении
дополнительных доходов федерального бюджета на
2001 год с учетом п. 1 «Основных мероприятий
Правительства Российской Федерации в области
социальной политики и модернизации экономики на
2000–2001 годы» выделение на нужды образования 10%
дополнительных доходов, но не менее 6 млрд руб.
Правительству Российской Федерации:
1. При реализации Плана действий исходить из
необходимости строгого соблюдения Конституции
Российской Федерации и действующих федеральных
законов, обеспечения установленных
законодательством прав граждан в области
образования.
2. Внести в налоговое законодательство поправки,
предусматривающие налоговые льготы для
образовательных учреждений в соответствии с
законодательством Российской Федерации об
образовании.
3. Разработать конкретные меры по определению
дополнительных источников бюджетного
финансирования образования с целью выполнения
законодательства об образовании.
4. Считать возможным осуществление мероприятий,
предусмотренных Планом действий, только на
основе анализа результатов экспериментов и
внесения соответствующих изменений и дополнений
в действующие федеральные законы.
5. По вопросам реформирования образования
проводить широкое обсуждение возникающих
проблем; не допускать келейности в разработке и
утверждении концептуальных документов,
затрагивающих функционирование системы
образования.
Органам законодательной власти субъектов
Российской Федерации:
1. В соответствии со статьей первой Закона
Российской Федерации «Об образовании» обсудить
на депутатских слушаниях проблемы
реформирования образования на региональном
уровне, вытекающие из «Плана действий
Правительства Российской Федерации в области
социальной политики и модернизации экономики на
2000–2001 годы».
2. Обратить внимание на необходимость ликвидации
диспропорции в приросте региональных бюджетов
образования по сравнению с приростом
федерального бюджета.
Средствам массовой информации:
Опубликовать материалы настоящих парламентских
слушаний и организовать дискуссию по указанным
проблемам с широким участием общественности.
Председатель Комитета по образованию и
науке И.И.Мельников
14 ноября 2000 года
|