Моя замечательная двоечница
Как мы воспринимаем плохие отметки
ребенка? Как заслуженное наказание или просто
предупреждение о том, что нам есть еще над чем
поработать?
Кусочек бумаги, с рисунком красными
чернилами. Что же родитель так дико вздрагивает?
Не землетрясение, не вывихнутый палец, не поджог
ребенком школы… Мне кажется, что исток
содроганий в нашем школьном детстве, в нашей
боязни двоек, последующих попреков и наказаний.
Уже не помню, где прочла фразу: «Все, что
взрослый делает, чтоб наказать ребенка, на самом
деле он делает для того, чтоб его унизить». Это
высказывание ударило меня в сердце.
Оказывается, двойка – унижение. Вот сколько
стоят твои знания. Вот какой ты лентяй. Ущемление
тем сильнее, что происходит оно на виду у всего
класса, перед лицом друзей.
Учитель выводит пару три секунды. Ребенок ходит
угнетенным весь остаток школьного дня. Потом,
оббивая портфелем стволы деревьев, неохотно
плетется домой. Несет в душе лягушку. Дома ничем
толком заняться не может, ожидает прихода
родителей с работы, гадает, какая последует кара.
Орать будут? Выдерут? Отберут магнитофон? Не
пустят на день рождения? Или и того страшнее –
сядет мама и начнет плакать.
Мой ребенок – большой любитель принести в
портфеле гроздь «бананов».
Счастье, если в школе двоечки рисуют не как
наказание за болванство, а как сигнал родителю,
дорожный знак: «Внимание! Опасный участок!».
Собралась мать в школу на родительский день. Это
не классное собрание, а возможность встретиться
и поговорить с интересующим тебя педагогом.
Учителя-предметники вызывают в этот день нужных
им родителей. «Ох, – вздыхала мать двоечницы, –
на мордобой иду!» Предвкушала Великую Вежливую
Ругань. И ничего страшного не произошло!
Математик обрадовался, увидев родителя: «Вам
надо проработать деление дробей. Займитесь также
уравнениями с двумя неизвестными. А на
дополнительные занятия я жду детей в субботу
после уроков».
Русичка лично для одной мамы провела урок у
доски, сорок минут объясняя все то, чем надо
укрепить ребенкину голову.
А за двойки никто не ругался! И каждый учитель
нашел добрые слова похвалить ребенка!
Мать шла домой, окрыленная общением со светлыми
людьми, блестящими профессионалами. Гордая,
какой у нее хороший ребенок-двоечник. Полная
энергии немедленно заняться закрашиванием белых
пятен в детской голове.
А теперь представьте себе, что прочувствовал
ребенок один дома, пока мама была несколько часов
в школе. Что было у него в душе? Не страх – ужас.
Угнетение. Гадость.
Механизм получения многих неудов за один
школьный день заинтересовал меня. Я попросила
Алиску записать неудачный день. Вот что
получилось.
«По пути в школу мне грело сердце то, что сегодня
я все сделала: параграфы прочитала, на вопросы
ответила, выполнила работу над ошибками. Но вот
по русскому поленилась написать упражнение. Ни
не успела, ни забыла, а просто было лень. И на
первом же уроке получила «два» за несделанное
домашнее задание. Вот попалась! А мне так
хотелось именно сегодня ни одной плохой оценки
не получить. Ну ладно, это я объяснить маме смогу,
чтобы она не очень расстраивалась. Придумаю
какое-нибудь оправдание: мол, извини, мамочка, я
не успела, не смогла, что-нибудь в этом роде.
Вторым уроком у нас была алгебра, здесь все
прошло нормально, без всяких двоек. А вот на
третьем уроке, который был геометрией, я получила
еще одну пару за неправильно решенную задачу на
доске.
Ну, это чересчур, Алиса! Очнись! Ты думаешь, что
делаешь? День, который по всем правилам должен
был быть без двоек. А ты уже получила две, очнись,
что скажет мама!
На последнем уроке, буквально перед звонком, меня
спрашивают, причем на ту тему, которую в
параграфе я сочла ненужной. Подумала, что вряд ли
такой вопрос задаст наша училка. Но она все-таки
спросила. Это была моя третья двойка за день.
А вот теперь думай, Алиса, как объяснить все маме.
Ну что же, заварила сама кашу, самой надо и
расхлебывать. И иду я из школы с мыслью, что
сейчас будет!
На счастье золотая мама, увидев пары, не стала
орать, биться башкой об стенку, а просто сказала,
чтобы впредь такого не было. А я пообещала больше
никогда не приносить столько двоек. По крайней
мере за один день».
Вот такие выводы: ребенок, как правило, четко
знает свои промашки и пробелы. Дает адекватные
оценки причинам двоек: поленилась, не сочла
нужным.
Неуд пугает не отсутствием знаний по предмету, не
учительской печалью. Главное расстройство и
забота – как маме объяснить, чтоб она не
огорчилась (не топала ногами, не падала под стол,
не хваталась за плетку).
Сразу возникает позыв на вранье! Придумать
оправдание: не успела, не смогла. Почему так, при
«золотой»-то матери? Пожалуй, этот пункт напугал
меня больше всего.
Для меня лично дневник Элис – бортовой журнал.
Старинное правило штурманов: пишем то, что
наблюдаем, чего не наблюдаем, того не пишем. Мне,
родителю, важно знать маршрут полета и
температуру воздуха за бортом. А сокрушаться
из-за температуры воздуха – тщетное занятие.
Нужно ли родителю предпринимать демарши против
двоек? Каждый решает для себя.
Знаю только, что несчастного, который долго и
тоскливо шел из школы, неся тяжеленный портфель
плохих отметок, пожалуй, все-таки стоит сначала
пожалеть. Потом спросить: «А чем я могу тебе
помочь?» И сесть разбираться с одурительно
непонятным делением дробей.
Одна журналистка сказала: «Дети, воспитанные по
системе Соловейчика, всегда двоечники». Сначала
я надулась. Вот еще! А потом подумала: ну и
славненько. Свободные дети. И двойка для них не
указатель – ты отвратителен, а сигнал:
«поработай потщательнее здесь!».
Так я и сказала Алиске очень непедагогично:
«Начхать мне на твои двойки! Люби знать! Наполняй
голову! Шпиль МГУ тебе путеводной звездой! Не
замутняй сердце! Не ври! И, умоляю, только не
вылети из этой школы!»
|