Такая разная Карелия
Особенности образования у финской
границы
Стереотипный образ европейской
провинции: все чистенько, аккуратно, рационально,
в меру демократично; культура давно одержала
решительную победу над природой – как вокруг,
так и внутри человека. Стереотипный образ
российской глубинки: расхристанные деревеньки,
затерявшиеся на необъятных просторах, такая же
расхристанность во всем – начиная с семейного
быта и заканчивая местной политической жизнью.
Почувствовали разницу? А теперь попробуйте
совместить два стереотипа: если получилось –
считайте, что начинаете понимать Карелию.
Когда одна моя знакомая из небольшого
карельского райцентра рассказала, что родом она
из Ивановской области, сюда же попала случайно –
приехала летом отдохнуть и познакомилась с
будущим мужем, я немедленно поинтересовался: «А
не жалеете?» Действительно, там неподалеку
Москва, а тут неподалеку, пардон, Медвежьегорск,
да и климат посуровее будет… Ожидал в ответ
услышать что-нибудь о красивой северной природе
и чистой северной душе, но не тут-то было:
«Нисколько не жалею – здесь все-таки Европа, нет
той сермяжности, что в центральных областях…»
Интересно, а я, значит из Азии приехал?
Еще одну зарисовку на ту же тему мне предложила
карельский министр образования Галина
Разбивная. В Богом забытую маленькую сельскую
школку по жуткой раздолбанной дороге везут
делегацию Мирового банка. По пути иностранные
гости несколько раз выходят из машины: им слегка
не по себе. Наконец добрались. На опушке леса
стоит маленькое здание, покрашенное в ярко-синий
цвет, уже накрыт стол: черника, малина, брусника –
полный ассортимент даров карельской природы. И
среди всего этого великолепия – бананы: дескать,
мы тут не в отрыве живем от мировой цивилизации.
Глава делегации, уроженец Африки, говорят,
испытал сильное эмоциональное потрясение…
Представление о Карелии как о «клюквенной
республике» – туристическом рае, где
«остроконечных елей ресницы над голубыми
глазами озер», где по пути из деревни в школу
запросто можно встретить медведя, в общем-то
частично верно. Но не полно. Да, от далекого
райцентра типа Лоухов или Калевалы до
Петрозаводска – те же двенадцать часов езды, что
от Петрозаводска до Москвы. Зато от
Петрозаводска до границы с Финляндией можно
добраться часа за четыре, и хотя безвизового
обмена со страной Суоми пока нет, к жителям
Карелии на финской таможне относятся куда
лояльнее, нежели к москвичам или петербуржцам. Да
бог с ней, с таможней. Пока отечественные
интеллектуалы, которых забыли позвать на Запад,
стонут об утечке мозгов, на базе Петрозаводского
университета создается Открытый университет
стран Северной Европы: петрозаводчане
разворачивают «утечку мозгов» в обратную
сторону, привлекая в республику
интеллектуальные ресурсы своих западных
соседей. Это вам не фургон с гуманитарной
помощью…
Разбивная и ее команда
Двадцать пять лет назад секретарь
Петрозаводского горкома комсомола Галина
Разбивная на совещании старших вожатых сказала,
что неплохо бы комсомольским работникам слушать
иногда западные радиоголоса: школьники задают
разные вопросы, а нам нечего им ответить… Потом
был звонок из КГБ, разнос в горкоме партии – и
«праздник непослушания» на отчетно-выборной
конференции, когда вычеркнутую из бюллетеней
Разбивную практически все шестьсот делегатов
вписали от руки. Естественно, это не помогло: на
комсомольской карьере был поставлен жирный
крест…
Опыт юных лет не пошел впрок: Галина Анатольевна
сохранила склонность к «несвоевременным»
высказываниям и за полтора года пребывания в
министерском кресле уже успела осложнить свои
отношения с федеральным министром образования.
Так, на одном из высоких совещаний она попросила
г-на Филиппова не козырять копеечным повышением
учительской зарплаты – это, мол, лишь запоздалое
возвращение педагогам небольшой части того, что
им задолжало государство. Г-н Филиппов, как
известно, воспринимает такие замечания крайне
болезненно…
Вообще весьма сомнительно, чтобы Разбивная
смогла стать членом регионального правительства
где-либо кроме Карелии с ее демократическими
традициями. Творческий, увлекающийся человек,
очень открытый в общении, непосредственно и
эмоционально реагирующий на происходящее вокруг
– довольно типичная характеристика педагога
дополнительного образования, но никак не
руководителя республиканского ведомства. В
карельское Министерство образования Разбивная
принесла живую атмосферу Дворца детского
творчества: контраст с казенным духом
большинства подобных учреждений здесь
чувствуется сразу. При этом новый министр
сменила не более трети работников аппарата. В
итоге получилось весьма продуктивное разделение
ролей: одни генерируют идеи (подчас довольно
безумные), другие их критически оценивают, третьи
вырабатывают технологию реализации – и вся
команда работает достаточно слаженно.
Вот лишь «сухой остаток» полутора лет работы
новой старой команды: детально разработана и
воплощается в жизнь очень перспективная модель
управления образованием через систему
образовательных округов, «центральных» и
«магнитных» школ (подробнее см. рубрику «Взгляд
из региона»); выигран объявленный Фондом Сороса
тендер на участие в мегапроекте «Развитие
образования в России» (цена вопроса – порядка $ 300
000, которые должны поступить в республиканскую
систему повышения квалификации работников
образования); заключено соглашение с
Петрозаводским университетом о целевом приеме
абитуриентов по заказам местных администраций
(200 человек в год); весной принят региональный
Закон «О государственных минимальных социальных
стандартах, социальных и финансовых нормативах
Республики Карелия», признанный одним из лучших
в Северо-Западном округе; в прошедшем учебном
году впервые появилась тенденция снижения
долгов в системе образования на 7 млн рублей,
прежде всего по выплате учителям
книгоиздательских компенсаций; бюджет
образования выполнен на 94 процента.
Естественно, остаются и нерешенные проблемы. Так,
в новом учебном году карельские школы
по-прежнему будут работать по республиканскому
базисному учебному плану, принятому еще в 1998
году: региональный компонент в Карелии
разработан пока лишь пунктирно и слабо обеспечен
методически. Отсутствует четкий механизм
обеспечения школ учебниками. В республиканском
Институте повышения квалификации работников
образования еще слишком многое осталось от
Института усовершенствования учителей:
сохранена кабинетная система, всего шесть
кафедр, слабая учебно-материальная база. 27
процентов карельских учителей – люди
пенсионного возраста, и пока приток в школы
молодых кадров не намечается; особенно остро
проблема учительских вакансий стоит на селе. Не
создана единая программа развития образования в
республике, а целевая программа
«Профессиональное образование» до сих пор не
согласована с местным Минфином. Так что сделать
Разбивной и ее команде предстоит еще немало.
Дополнительное, ставшее основным
Бывшие коллеги в системе
дополнительного образования сейчас упрекают
Галину Разбивную в том, что она «изменила» своему
родному дополнительному с общим средним: все
внимание министра, дескать, приковано к школам,
которым в первую очередь достаются компьютеры и
прочие материальные блага, а внешкольные
учреждения перебиваются чем Бог послал. Однако
это не мешает тем же коллегам гордо заявлять, что
в Карелии вообще-то все наоборот: основное
образование здесь является дополнительным, а вот
дополнительное – основным. Чтобы не путаться в
терминах, скажем проще: грань между тем и другим
здесь действительно во многом стерта.
Для начала немного статистики. В 1975 году в
Карелии на шесть школ приходилось одно
учреждение дополнительного образования, сейчас
– два. В этих учреждениях реализуется более 500
различных образовательных программ. При
уменьшении количества школьников процент охвата
детей дополнительным образованием ежегодно
увеличивается: в прошлом году – 61,2%, в этом – 65,3%
(средняя цифра по России – 38%). В общей сложности
дополнительным образованием занимаются 72 тыс.
детей, из них 20 тыс. – в кружках, открытых
учреждениями ДО на базе школ, причем число
последних постоянно растет. А вот результат: в
этом году впервые за много лет кривая детских
правонарушений в Карелии пошла на спад!
Приведенная цифирь отражает одно существенное
обстоятельство: востребованность тех программ,
которые предлагают детям карельские
педагоги-внешкольники. Ведь насильно в Дом
творчества никого не загонишь! Так, во многих
учреждениях дополнительного образования сейчас
создается психологическая служба, организуются
группы для детей по развитию коммуникативных
навыков, творческих способностей,
эмоционально-волевой сферы. Вроде бы это
направление деятельности никак не связано с
основным профилем того или иного учреждения,
например, республиканского Детского
эколого-биологического центра, однако
пользуется высоким спросом у детей и родителей.
Поэтому сейчас в карельском Министерстве
образования уже готовится Положение о психологе
в учреждении дополнительного образования.
Дети хотят заниматься экономикой,
юриспруденцией, менеджментом? Нет проблем: в
республиканской школьной академии еще два года
назад открыли отделение экономики на 25 мест,
сейчас собираются открыть вторую группу юных
менеджеров. Дети хотят получить хлебную
профессию и возможность заработать руками?
Пожалуйста: воспитанники республиканской
школы-студии народных художественных ремесел
уже в тринадцать-четырнадцать лет становятся
едва ли не главными добытчиками в семье,
изготовляя на продажу всевозможные сувениры. В
маленьких селах и поселках непросто получить
хорошую работу, но эти ребята находят себя и в
сфере туризма, и в торговле сувенирной
продукцией…
Одной из особенностей Карелии является
неравномерная концентрация образовательных
услуг. По большой территории размазано, как
непочтительно выразился один мой собеседник,
порядка семисот населенных пунктов, большая
часть из которых – малые села и поселки,
отстоящие друг от друга на весьма приличном
расстоянии. Образовательный потенциал районов
существенно отличается в силу неравномерного
экономического развития. Именно поэтому в
республике возникло своеобразное «ноу-хау» –
очно-заочное дополнительное образование. Его
развивают три структуры: республиканская
школьная академия, возникшая на основе
школы-клуба для одаренных детей, Малая академия
природы, существующая при республиканском
Детском эколого-биологическом центре, и
республиканская школа-студия народных
художественных ремесел.
Именно дополнительное образование в Карелии
стало источником большинства программ по
региональному компоненту. Так, республиканский
Центр детского и юношеского туризма уже
несколько лет проводит семинары по краеведению
для учителей, методистов и воспитателей детских
садов. Но наиболее интересное явление в этой
сфере – республиканский Детский музейный центр,
учрежденный пять лет назад республиканскими
министерствами образования и культуры,
управлениями по образованию и культуре
Петрозаводска, Державинским лицеем и
музеем-заповедником «Кижи».
РДМЦ ведет целый ряд культурно-образовательных
программ и проектов, отличительной особенностью
которых является объединение усилий нескольких
заинтересованных ведомств и многоканальное
финансирование. В разных микрорайонах
Петрозаводска РДМЦ имеет несколько базовых
образовательных учреждений: уже упоминавшийся
Державинский лицей, средняя школа № 43, основная
школа № 26, детский сад № 108, педучилище № 1. Во
всех этих учебных заведениях созданы
музейно-образовательные комплексы, в штат
включены освобожденные организаторы музейной
работы, а в расписание – занятия по программам,
объединенным концепцией «Образование
культурой». Кроме того, каждое такое учреждение
одновременно играет роль социокультурного
центра своего микрорайона: так, через
музейно-образовательный комплекс детского сада
№ 108 за год проходят около двух тысяч детей, школа
№ 43 через одну только выставку пропускает более
полутора тысяч ребят.
Интеграция основного и дополнительного
образования развивается не только через
деятельность РДМЦ и работу в области
краеведения. Так, практически все
республиканские учреждения дополнительного
образования занимаются каждое в своей области
повышением квалификации учителей. А перед
республиканским Центром технического
творчества сейчас поставлена задача выстроить
всю систему детских исследовательских
конференций в Карелии. Но наиболее самобытным
путем пошел Петрозаводский дворец детского и
юношеского творчества: еще в то время, когда его
возглавляла Галина Разбивная, в структуре дворца
была создана Петровская школа – среднее
общеобразовательное учреждение, в котором
учатся дети с 1 по 11 класс!
«Особое» образование
По официальным данным, около 4,5 процента
российских детей составляют дети с
ограниченными возможностями развития, или, как
принято выражаться на Западе, с особыми
образовательными потребностями. В Карелии доля
таких детей несколько выше – 6 процентов. Однако,
по мнению столичных экспертов, изучавших
положение дел в республике, карельская цифра
ближе к реальной ситуации в стране, чем
федеральная статистика: в маленьком пограничном
регионе, насчитывающем всего 760 тыс. жителей,
гораздо лучше поставлена система выявления и
учета «особых» детей.
Постоянно действующая
психолого-медико-педагогическая комиссия была
создана в Карелии восемь лет назад, на сегодня
свои ПМПК открыты в девяти районах. После этого
качественно изменилось обследование детей: дети
с легкими формами отклонений и разного рода
пограничными задержками развития перестали
попадать в специализированные учреждения. Один
только факт: в 1992 году в Карелии было 11 учреждений
для детей с умственной отсталостью, сейчас их
осталось только 6. И это при том, что для России в
целом характерна обратная проблема –
специалисты только что не криком кричат об
избыточной диагностике умственной отсталости у
детей.
Два года назад республиканская ПМПК была
преобразована в Карельский республиканский
психолого-медико-педагогический центр. Помимо
собственно комиссионной работы ПМПЦ теперь
занимается также консультированием и
коррекционной помощью тем категориям детей,
которым больше некуда обратиться. Это дети со
сложной структурой дефекта, для которых нет
специальных учреждений, дети, родители которых
хотят, чтобы они обучались в обычной школе, а
помощь специалиста получали амбулаторно. Сейчас
в ПМПЦ открыт кабинет ранней диагностики и
коррекции, рассчитанный на работу с детьми в
возрасте до трех лет: чем раньше ребенку оказана
необходимая помощь, тем больше шансов на то, что
помощь будет успешна. Это чрезвычайно актуальное
и, увы, новое направление в российской
коррекционной педагогике: опыт такой работы
имеет только Институт раннего вмешательства в
Санкт-Петербурге.
Еще сейчас в Карелии вплотную занимаются
развитием системы профессионального
образования «особых» детей. Так, воспитанники
интерната для незрячих и слабовидящих детей
получают специальность массажиста и
устраиваются на работу в медицинские учреждения.
Учащиеся школы-интерната № 21 г.Петрозаводска
(для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата) могут получить допрофессиональную
подготовку по швейному делу, резьбе по дереву,
ремонту бытовой техники, пользованию
персональным компьютером (информатика здесь
ведется с 4 класса!). А в Медвежьегорском районе
сейчас реализуется масштабный международный
проект по созданию на базе профессионального
училища № 11 и специальной коррекционной
школы-интерната № 18 (для детей с умственной
отсталостью) первого в республике специального
профессионального коррекционного училища.
Помощь медвежьегорцам оказывает финское училище
«Морской порог», которое развивает услуги для
детей с ограниченными возможностями по всей
Финляндии.
Очень важной особенностью карельского подхода к
реабилитации «особых» детей и – шире – к
социальной политике в целом является
объединение усилий различных ведомств,
учреждений, общественных организаций и
привлечение международного опыта. Так, начальник
отдела специального образования и защиты
детства республиканского Министерства
образования Галина Григорьева одновременно
является координатором проекта «Развитие
социально-медицинского обслуживания населения в
Республике Карелия», партнером которого
является научно-исследовательский институт
«Хедер» (Хельсинки). Естественно, в проекте также
задействованы и республиканские ведомства
здравоохранения и социальной защиты.
А вот пример такой интеграции на уровне
отдельного учреждения. В штате детской
поликлиники № 2 Петрозаводска есть социальный
работник, социальный педагог, кабинет
медико-социальной помощи и профилактики. По
словам главного врача Олега Юнилайнена,
основными клиентами этой службы являются семьи
социального риска. Структурное подразделение
поликлиники № 2 – центр реабилитации
детей-инвалидов, в котором открыт кабинет
медико-психолого-логопедической помощи, тесно
сотрудничающий с Московским центром лечебной
педагогики. Сюда приходят дети в возрасте от двух
месяцев с самыми разными проблемами – от легких
задержек до тяжелых речевых патологий.
Коррекционные курсы включают в себя занятия с
психологом, логопедом-дефектологом, педагогом,
музыкальную терапию, рисование, лепку,
развивающие игры, массаж и лечебную
физкультуру…
Но первыми в Карелии установили связь с Центром
лечебной педагогики в Петрозаводском дворце
детского творчества, когда его директором была
Разбивная. Дворец стал пионером среди учреждений
дополнительного образования по работе с
«особыми» детьми и детьми-инвалидами. Сегодня
это широко распространено и в других
учреждениях, а республиканский
Эколого-биологический центр по заказу
министерства разрабатывает положение об оплате
труда педагога дополнительного образования,
занимающегося надомным обучением
детей-инвалидов. А детский садик № 108 «Снежинка»,
являющийся базовым учреждением Детского
музейного центра, одновременно открыл группы для
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. На сегодня «Снежинка» выпустила свыше
двухсот таких ребят, и практически все – в том
числе дети с очень серьезными нарушениями –
поступили в обычные школы. Неудивительно, что в
рейтинге ста лучших детских садов России журнала
«Карьера» «Снежинка» заняла 16-е место, пропустив
вперед только элитные столичные садики. Кстати,
по словам заведующей Елены Шиловой, огромную
помощь в работе с инвалидами оказывает именно
музейно-образовательная программа…
Сейчас довольно много говорят о создании модели
единого реабилитационно-развивающего
пространства, в котором «особые» дети получали
бы шанс не только на выживание в прямом смысле
слова, но и на нормальное вхождение в общество.
Разработчикам этой гуманной теории можно смело
посоветовать ехать на учебу в Карелию: там такое
пространство успешно создается.
Пряжа
В 1719 году Петр I неподалеку от
Петрозаводска основал курорт Марциальные Воды,
откуда ему периодически доставляли минеральную
воду. Обоз с императорским грузом шел до
Петербурга четверо суток, и деревня, где первый
раз перепрягали лошадей, получила название
Пряжа. Сегодня Пряжа – типичный центральный
поселок типичного карельского района: население
– 19 тысяч человек, основные источники дохода
бюджета – сельское хозяйство и лес, 24 учреждения
образования, на которые ежегодно тратится около
20 млн рублей.
Район считается национальным карельским,
большой миграции сюда нет – за исключением
поселков Матросы и Челна, которые находятся
рядом с Петрозаводском и куда приезжают
маргинальные семьи из республиканской столицы,
продавшие городские квартиры. В Челне школа уже
начинает осваивать функции социального приюта
(тема эксперимента так и звучит: «Школа –
социальный приют»): они всех кормят, нянчат, ввели
должность замдиректора по защите прав детей. В
Матросах школа раньше всех занялась специальным
образованием, открыв коррекционные классы. Еще
одна головная боль начальника Пряжинского
отдела образования Татьяны Сеппянен – маленькие
лесные поселочки, которые появились в 30–50-х
годах на волне индустриализации и
восстановления разрушенного войной хозяйства и
обслуживали лесную отрасль. Там нет ни сельских
традиций, ни опыта городской жизни – их жители
привыкли все получать от государства, которому
они сейчас оказались абсолютно не нужны.
Остальные населенные пункты – карельские
деревни с огромной историей, где проживает
оседлое население. Поэтому и криминальная
хроника в местной газете весьма небогата.
В Пряжинском районе лишь четыре школы считаются
большими: их посещают от 300 до 700 учеников.
Остальные – малокомплектные. Причем разбросаны,
как правило, они на большом расстоянии друг от
друга – до 100 километров, так что «оптимизировать
сеть» Татьяне Павловне непросто. Большие школы
расположены в четырех крупных поселках, ставших
центрами муниципальных округов: путем такой
реформы глава района Александр Щербаков
рассчитывает консолидировать скудные ресурсы
маленьких деревень, сделать более эффективным
управление и среди прочего поддержать
малокомплектные школы.
Пряжинская средняя школа, где до назначения на
ответственный пост трудилась учителем истории
Татьяна Сеппянен, самая большая: 730 детей и 50
учащихся филиала петрозаводского профучилища №
14. Сюда со всего района подбирают трудных
подростков, закончивших девять классов, и
обучают их профессиям водитель транспортных
средств, тракторист и слесарь. «Теперь думаем о
том, как бы еще подобрать таких же девочек: есть
кандидатуры, которые того и гляди выйдут на
трассу», – делится Татьяна Павловна планами на
будущее. Помимо сотрудничества с профучилищем в
Пряжинской школе накоплен интересный опыт
психологической поддержки детей: на протяжении
семи лет здесь проводятся систематические
обследования учащихся на переломных моментах
жизни (поступление в первый класс, переход в
основную школу и старшие классы), мониторинг
сформированности знаний и умений по
образовательным областям. Сейчас школьный
психолог стала директором – случай нечастый.
Три учебных заведения имеют статус школы с
этнокультурным компонентом образования, хотя
карельский язык преподается в большем числе
школ. Пряжинский район находится на разделе
между двумя диалектами – южнокарельским и
северным, и когда преподаватели карельского
языка собираются на какое-то совещание, они часто
начинают спорить, у кого произношение
правильнее: например, ведлозерские карелы не
понимают святозерских. Сеппянен говорит, что
получает большое удовольствие, наблюдая эти
дискуссии.
Одна из школ с этнокультурным компонентом –
Крошнозерская основная. Здесь учатся всего 60
ребят плюс еще десять малышей посещают детский
сад, вошедший в школу в качестве структурного
подразделения. Из-за этого садика директор
Галина Саволайнен уже готовится к проблемам с
аттестацией: типовыми положениями не
предусмотрено учреждение основная школа – сад, и
ей уже указали, что этого не может быть. «Как не
может быть, если по-другому в бедном селе
невозможно? – задается риторическим вопросом
начальник роно. И сама себе отвечает: – Будем
работать с министерством…» Помимо изучения
родного языка, большой краеведческой работы,
школьники успевают трудиться на приусадебном
участке – охват питанием здесь стопроцентный, а
некоторые еще углубленно занимаются историей и
биологией за счет часов школьного компонента.
Результат: все выпускники благополучно идут в
старшие классы других школ либо поступают в
техникумы.
В Святозерской основной школе показатели
поступаемости не хуже. Кроме того, она является
лауреатом Всероссийского конкурса
учебно-опытных участков: заготовленных
собственными силами овощей здесь хватает на
полгода. Деревня Святозеро сейчас переживает не
лучшие времена: зверосовхоз практически
развалился, люди сидят без работы, многие пьют;
из-за тяжелой обстановки в семьях и частых
стрессов у сельских детей (!) резко участились
желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые (!!)
заболевания. Поэтому директор школы Зинаида
Матикайнен считает главной задачей своего
учебного заведения научить ребят жить в селе,
сохранить угасающие на глазах традиции
сельского уклада. Здесь хорошая столярная
мастерская, кабинет обслуживающего труда: заказы
на мягкие игрушки поступают даже из Швеции. Более
десяти лет в школе работает группа, которая ищет
останки неизвестных солдат, погибших во время
советско-финской войны, и хоронит их на
деревенском кладбище. «Наверное, дети не должны
этим заниматься, – говорит Зинаида Викторовна, –
но как быть, если больше никого в стране это не
интересует? И родители нас поддерживают, говорят,
что это дело святое…»
В маленьких сельских школах Пряжинского района
нет компьютеров; их ученики не поступают толпами
в вузы. Но будущее карельского села
закладывается именно там. И, признаться, у меня
сложилось впечатление, что это будущее не такое
уж безнадежное…
Сергей ПОЛЯКОВ
Петрозаводск – Москва
|