Формирование региональной системы
педагогического образования
Тюменский вариант
На пороге XXI века мы наблюдаем переход от
концепции единой централизованной системы
педагогического образования к формированию
региональных систем.
Опираясь на анализ существующего опыта и
возникающие педагогические инновации, мы
предложили организационную структуру
педагогического образования, состоящую из
многоуровневой иерархии взаимосвязанных
подсистем, интегрированных на условиях
«взаимодействия», «взаимопроникновения» и
«органического слияния». На этом основании были
разработаны региональные многоуровневые и
ступенчатые модели педагогических учебных
заведений.
Первая модель представляет традиционную систему
подготовки педагогических кадров. В ее структуру
входят: по вертикали – педагогические классы
(допрофессиональный уровень), педагогические
училища или колледжи (I уровень), педагогические
институты (II уровень), магистратура, аспирантура
(III уровень); по горизонтали – дополнительная
специализация (в рамках профессионального
образования), повышение квалификации,
переподготовка, получение второй специальности
(в процессе непрерывного образования).
Содержательной основой деятельности учебных
заведений, созданных на основе этой модели,
является реализация интегрированных
образовательных программ среднего и высшего
профессионального педагогического образования,
где образовательные и профессиональные
составляющие имеют равные соотношения на всем
протяжении профессиональной подготовки.
Интеграция происходит и в процессе
научно-методической и исследовательской
деятельности профессорско-преподавательского
корпуса и студентов высших и средних
педагогических учебных заведений.
Звенья структуры модели имеют самостоятельное
финансирование, учебно-материальную базу,
кадровый и научный потенциал.
Новизна здесь заключается в том, что выпускники
получают интегрированную фундаментальную
подготовку по специальности и широкую
дополнительную специализацию, что позволяет им
быть конкурентоспособными и социально
защищенными. Данная модель реализует
потребность в педагогических кадрах начальной,
общей и средней школы.
Предложенная модель на уровне взаимодействия
используется в практике работы Ишимского
государственного педагогического института им.
П.П.Ершова, колледжа № 1 г. Тюмени,
Голышмановского педагогического училища,
Тобольского педагогического института им.
Д.И.Менделеева, Салехардского и
Ново-Уренгойского педагогических колледжей,
Нижневартовского педагогического института,
Ханты-Мансийского педагогического колледжа.
Вторая модель подготовки специалиста
предполагает более тесную интеграцию до уровня
взаимопроникновения. Она предусматривает
создание учебно-педагогического комплекса –
многоуровневого, многофункционального учебного
заведения, имеющего гибкую образовательную
структуру открытого типа: педагогические классы,
среднее профессиональное образование (базовый
уровень), среднее профессиональное образование
(повышенный уровень), высшее педагогическое
образование, магистратура и аспирантура.
Интеграция в данной модели также происходит в
процессе разработки и реализации сквозных
единых учебных планов, программ, в объединении
научно-исследовательской и методической
деятельности. На условиях кооперации
используются материально-техническая база,
кадровый и научный потенциал, многоканальное
финансирование. Звенья комплекса имеют
самостоятельные юридические права и
обеспечивают кадровые потребности всех типов и
видов образовательных учреждений.
Такая модель используется в практической
деятельности Тобольского государственного
педагогического института им. Д.И. Менделеева и
Тобольского педагогического колледжа,
Нижневартовского педагогического института и
Нижневартовского педагогического колледжа.
Третья модель подготовки педагога обеспечивает
еще более высокий уровень интеграции –
органического слияния (синтеза).
Содержательной основой третьей модели является
углубление подготовки, предполагающее
дальнейшее повышение профессиональной
компетентности, достижение более высокой
образованности в конкретной области знаний,
решение более сложных профессиональных задач на
базе усиленной теоретической подготовки
(социальный педагог, логопед, дефектолог,
психолог). Интеграционные процессы углубляются и
на организационном уровне. В единой структуре
объединены финансовый, материально-технический,
кадровый и научный потенциалы. Подготовка
педагога основана на потребностях в
высококвалифицированных специалистах новых
типов образовательных учреждений (гимназии,
лицеи, колледжи, специальные школы). Данная
модель прошла экспериментальную проверку в
Тюменском государственном университете, его
Высшей педагогической школе, колледжах № 2, 3 г.
Тюмени, в Сургутском педагогическом институте,
последовательно прошедшем путь от училища до
вуза субъекта Федерации.
Практика убеждает, что для эффективного развития
региональной системы необходимы все типы
интегрированных моделей, которые обеспечивают
целенаправленность, целостность, управляемость
системы.
Так, принципы опережающего непрерывного
педагогического образования, интеграция уровней
подготовки позволили значительно улучшить
материально-техническую базу учреждений
педагогического образования, повысить уровень
кадрового потенциала. Если в 1994 году в
педагогических учебных заведениях работали 36
докторов наук и 408 кандидатов, то сегодня – 131
доктор и 485 кандидатов наук, причем 47 из них
защитили диссертации в рамках региона, где за
последние годы только в педагогических учебных
заведениях открыты восемь аспирантур, совет по
защите кандидатских и докторских диссертаций в
Тюменском государственном университете.
Интеграция уровней профессиональной подготовки,
дополнительная специализация, особенно
культуротворческого направления, введение
регионального компонента в учебные планы дали
возможность повысить качественный уровень
выпускников, их общекультурный кругозор, умение
решать научно-исследовательские задачи в
процессе педагогической деятельности, что
подтверждает рост числа инновационных учебных
заведений. Выросло число студентов
педагогических учебных заведений, принимающих
участие в научно-практических конференциях,
студенческих олимпиадах, в инновационной
деятельности педагогических коллективов.
Конкурс в педагогические учебные заведения
вырос почти в 2 раза, план приема увеличен за счет
многоканального финансирования.
Функционирование и развитие региональной
системы способствуют профессиональному росту
педагогических кадров, что выражается в
увеличении процента учителей, имеющих категории,
в увеличении числа учителей, награжденных
правительственными наградами, и в целом – в
увеличении с 66,7 % в 1994-м до 69,1 % в 1998 году
количества учителей с высшим образованием.
Сокращается число выбывших педагогов, особенно
молодых специалистов. Вместе с тем в регионе
по-прежнему имеются вакансии, особенно по таким
предметам, как валеология, экология, краеведение,
русский язык и литература, иностранный язык,
математика.
Таким образом, полученные нами результаты по
развитию региональной системы педагогического
образования свидетельствуют не только об
уменьшении негативных тенденций, проявляющихся
при подготовке педагогических кадров, но и
позволяют проследить динамику эффективных
процессов в педагогическом образовании: рост
творческого и профессионального уровня
педагогических кадров, их адаптацию и
закрепление, что выразится в накоплении
культурно-образовательного потенциала региона.
Валентина ХУДЯКОВА,
начальник отдела педагогического образования и
кадров
Департамента образования и науки
администрации Тюменской области,
кандидат педагогических наук
|