Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Продвинутое образование в Иркутске:
плюсы и минусы

В Иркутске работают 268 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 77 общеобразовательных школ. Среди них 9 лицеев и гимназий, 6 школ с углубленным изучением ряда предметов и 32 школы, где приказом городского Департамента образования были открыты классы с углубленным изучением предметов без придания учебному заведению повышенного статуса. Таким образом, получается, что образование повышенного уровня в том или ином объеме предоставляется в более чем половине школ.
Неудивительно, что число выпускников, поступающих в вузы, в последние годы постоянно растет. На сегодня эта цифра составляет около 70 процентов. Правда, при этом достаточно сложно отследить соотношение поступающих по бюджетному набору и на договорной основе: родители абитуриентов часто не горят желанием давать такую информацию. В отдельных наших государственных вузах – например, Экономической академии, некоторых факультетах ИрГУ, ИрГТУ, Лингвистического университета и медуниверситета – бюджетных мест уже практически не осталось. Проще говоря, самые модные направления становятся почти целиком коммерческими.
К большому сожалению, успехи в учебе нередко оборачиваются для школьников серьезным ущербом их здоровью. Когда учащиеся наших инновационных школ выходят на награждение – по результатам олимпиады, конкурса, викторины, – невооруженным глазом видно, что большинство из них испытывают проблемы со здоровьем. Опять-таки удивляться здесь особенно нечему: у нас только в прошлом учебном году был приведен в соответствие с нормативными требованиями и СанПинами Базисный учебный план Иркутской области. Прежде учебная нагрузка была завышена, и я неоднократно ставила этот вопрос на различных совещаниях.
В прошлом году Главное управление образования Иркутской области разработало достаточно интересный учебный план: он имеет три профиля – гуманитарный, математический и основной. Департамент образования Иркутска, не увеличивая объем нагрузки, установил наполняемость классов городских лицеев и гимназий в размере 20 человек, а для изучения профильных предметов вариативной части учебного плана мы поделили классы на группы по 5 человек. Таким образом, дети углубленно изучают предмет в более комфортных условиях. Конечно, кто-то может сказать, что это крайне неэффективное расходование бюджетных средств, но нам удалось отстоять свою позицию перед мэром города. А вот вводить в школьные расписания отдельный предмет типа москвоведения мы не собираемся: на наш взгляд, вполне достаточно интегрировать информацию об Иркутске в инвариантную часть учебного плана.
Мэр Иркутска утвердил для лицеев и гимназий отдельное типовое штатное расписание: там появились должности психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре, инструктора по трудовому обучению, педагога-организатора. И мы постепенно вводим эти должности в штаты «продвинутых» учебных заведений. Мы надеемся, что это также позволит сделать учебу в инновационных школах более комфортной.
Безусловно, особая роль здесь принадлежит школьным психологам. Их работу координирует Иркутский центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений. Семь штатных психологов центра в обязательном порядке являются членами городской психолого-медико-педагогической комиссии, которая работает на постоянной основе и разбирает конфликтные вопросы. Кстати, за последние три года в городских школах практически не было конфликтных ситуаций, в которые пришлось бы вмешиваться Департаменту образования…

Валентина МАРМОЗОВА,
первый заместитель
начальника
Департамента образования администрации
г. Иркутска



Рейтинг@Mail.ru