Продвинутое образование в Иркутске:
плюсы и минусы
В Иркутске работают 268 муниципальных
образовательных учреждений, в том числе 77
общеобразовательных школ. Среди них 9 лицеев и
гимназий, 6 школ с углубленным изучением ряда
предметов и 32 школы, где приказом городского
Департамента образования были открыты классы с
углубленным изучением предметов без придания
учебному заведению повышенного статуса. Таким
образом, получается, что образование повышенного
уровня в том или ином объеме предоставляется в
более чем половине школ.
Неудивительно, что число выпускников,
поступающих в вузы, в последние годы постоянно
растет. На сегодня эта цифра составляет около 70
процентов. Правда, при этом достаточно сложно
отследить соотношение поступающих по бюджетному
набору и на договорной основе: родители
абитуриентов часто не горят желанием давать
такую информацию. В отдельных наших
государственных вузах – например, Экономической
академии, некоторых факультетах ИрГУ, ИрГТУ,
Лингвистического университета и
медуниверситета – бюджетных мест уже
практически не осталось. Проще говоря, самые
модные направления становятся почти целиком
коммерческими.
К большому сожалению, успехи в учебе нередко
оборачиваются для школьников серьезным ущербом
их здоровью. Когда учащиеся наших инновационных
школ выходят на награждение – по результатам
олимпиады, конкурса, викторины, – невооруженным
глазом видно, что большинство из них испытывают
проблемы со здоровьем. Опять-таки удивляться
здесь особенно нечему: у нас только в прошлом
учебном году был приведен в соответствие с
нормативными требованиями и СанПинами Базисный
учебный план Иркутской области. Прежде учебная
нагрузка была завышена, и я неоднократно ставила
этот вопрос на различных совещаниях.
В прошлом году Главное управление образования
Иркутской области разработало достаточно
интересный учебный план: он имеет три профиля –
гуманитарный, математический и основной.
Департамент образования Иркутска, не увеличивая
объем нагрузки, установил наполняемость классов
городских лицеев и гимназий в размере 20 человек,
а для изучения профильных предметов вариативной
части учебного плана мы поделили классы на
группы по 5 человек. Таким образом, дети
углубленно изучают предмет в более комфортных
условиях. Конечно, кто-то может сказать, что это
крайне неэффективное расходование бюджетных
средств, но нам удалось отстоять свою позицию
перед мэром города. А вот вводить в школьные
расписания отдельный предмет типа москвоведения
мы не собираемся: на наш взгляд, вполне
достаточно интегрировать информацию об Иркутске
в инвариантную часть учебного плана.
Мэр Иркутска утвердил для лицеев и гимназий
отдельное типовое штатное расписание: там
появились должности психолога, социального
педагога, педагога дополнительного образования,
инструктора по физической культуре, инструктора
по трудовому обучению, педагога-организатора. И
мы постепенно вводим эти должности в штаты
«продвинутых» учебных заведений. Мы надеемся,
что это также позволит сделать учебу в
инновационных школах более комфортной.
Безусловно, особая роль здесь принадлежит
школьным психологам. Их работу координирует
Иркутский центр информационно-методического и
психологического обеспечения деятельности
муниципальных образовательных учреждений. Семь
штатных психологов центра в обязательном
порядке являются членами городской
психолого-медико-педагогической комиссии,
которая работает на постоянной основе и
разбирает конфликтные вопросы. Кстати, за
последние три года в городских школах
практически не было конфликтных ситуаций, в
которые пришлось бы вмешиваться Департаменту
образования…
Валентина МАРМОЗОВА,
первый заместитель
начальника
Департамента образования администрации
г. Иркутска
|