Дневник импровизаций
От представления об учениках – к
театральному представлению вместе с ними!
Вначале всегда трудно. Наверное, поэтому
редкий педагог отваживается описывать
собственные эмоции ожидания первой встречи с
классом. Жаль. Будучи сохраненными, они о многом
помогают подумать. О том, например, как
сталкиваются представление взрослого о природе
детей и дети реальные. И о том, какую внутреннюю
работу приходится проделать учителю, чтобы опыт
разочарования становился в конце концов опытом
понимания.
День первый: знакомство
Объяснюсь сразу: я театровед, занимаюсь научной
работой и уже несколько лет преподаю в Свободном
университете предмет, который кратко
определяется так – “Театр”. Мой семинар
ориентирован на углубленное изучение истории и
теории театра. Занятия проводятся в течение
первых трех лет обучения. Моя задача –
“завести” свою студенческую группу на
свободное обсуждение. Естественно, мои ученики
должны много заниматься, читать большое
количество пьес и теоретических работ. И вот
руководство Свободного университета решило
провести эксперимент: за три года подготовить
старшеклассников одной московской школы к учебе
на нашем втором курсе. Таким образом, на первом
году обучения (девятый класс) мы будем осваивать
античность, на втором (десятый класс) – средние
века, на третьем (одиннадцатый класс) –
Ренессанс.
Возможность работы в школе для меня самой с
первого момента представлялась чистой авантюрой
– ведь у меня нет специального педагогического
образования, а возраст самый что ни на есть
сложный – подростки. Но, с другой стороны, многим
моим студентам первого курса –
шестнадцать-семнадцать, очень часто они совсем
еще дети. Словом, решаюсь: эксперимент так
эксперимент.
С самого начала я стала вести записи –
хронологию нашей совместной с ребятами работы.
Конечно, при этом мне пришлось соблюсти
некоторые необходимые условия этического
характера. Во-первых, зашифровать реальные имена.
И еще – даже с учетом шифра – не публиковать
ничего такого, что могло бы унизить или оскорбить
моих учеников. Да! Если все пойдет хорошо, то есть
наш “роман” со школой не сорвется, то на каком-то
этапе я обязательно признаюсь своим ученикам,
что они герои моих записей.
Собираюсь на первое занятие. Боюсь страшно.
Заведомо представляю себе гомонящую, хором
бубнящую ребячью массу, от меня закрытую
принципиально и наглухо. Я уже говорила с
классным руководителем – она, кстати, мама
одного из учеников. По телефону впечатление
самое приятное: Ирина Борисовна класс аттестует
честно (знаний – никаких), но и успокаивает меня:
ребята активные и учиться хотят. И все же я все
равно боюсь. Прежде всего того, что не сумею
сообразоваться с их возрастом. Насколько я,
конечно, этот возраст себе представляю. По
собственному отроку и его приятелям (им уже
восемнадцать) знаю, что общая инфантильность
сегодняшних нормальных детей не только
беспредельна, но и крайне специфична. Какие
персонажи живут в их детском мире как
полноправные товарищи, даже не рискую гадать.
Боюсь, что не Бильбо с Фродо и Гэндальфом и уж,
конечно, не мушкетеры! Предполагаю, что читают
они, как правило, крайне мало. В большинстве своем
вообще не умеют читать. То есть складывать буквы
в слова и слова в буквы – пожалуйста, но не
больше! Эстетические (прошу прощения!)
представления у них наверняка самые дикие и
анархичные. И все они принципиально и агрессивно
ориентированы на стандарт. Самой противно, но
примерно такими я представляла своих новых
учеников перед первым уроком.
И вот они. Их десять человек. Первое ощущение
сложное. Внешне и в целом они, безусловно,
симпатичные ребята: мордахи славные, глаза
любопытные. Им только 14 лет, но девочки – внешне
– совсем уже барышни. Знакомимся. Стараюсь сразу
удержать первое впечатление, потом все время
буду к нему возвращаться.
* * *
Начинаем беседу: что читали, какой театр
предпочитают, что думают о происхождении театра
и т.д. Так вот, при видимой раскрепощенности
впечатление самое дикое. Что такое театр – не
представляют. То есть в театре-то все они были
когда-то, но ни один не способен сказать, на каком
спектакле и уж тем более в каком именно театре.
Лида: “Как этот театр называется – возле
Большого?” Я: “Малый? Детский?”. Лида: “Ой, ну вот
или Малый, или Детский...” Блеск. Под конец угрюмо
спрашиваю, что они думают о специфике театра как
вида искусства. После минутного смятения (не
конфузливого, а определенного прежде всего
желанием первым угадать, назвать “правильное
слово”) Андроник пытается определить эту
специфику так: действующий человек. Не знаю, чего
конкретно я ожидала от них для первого раза, но я
рада. Будем плясать от “действующего человека”!
Объясняю, как мы будем заниматься. Предупреждаю,
что много придется не только читать (тихий
откровенный вой), но и писать (бурный протест), что
каждый день я буду выставлять им три отметки –
две за письменные работы по пройденному
материалу (домашнюю и классную, небольшой на
десять минут экспромт). Очень важно также активно
работать на занятиях, то есть дискутировать,
задавать вопросы и отвечать на них, потому что я
не только буду рассказывать, объяснять, учить
анализировать и т.д., но и тут же проверять, что
они поняли. Мордахи у большинства вытянулись. Но,
говорю я, это еще не все. Самое главное, историю
театра мы будем изучать на собственном актерском
(!) опыте. Поэтому придется много играть. Ура-а-а!!!
Актерами хотят быть все, даже мальчики. Мое
предложение “поиграть” уже сейчас принимается
с восторгом. Для начала я предлагаю по группам
после очень небольшой самостоятельной
подготовки разыграть сценки на предложенные
сюжеты. Задача у меня здесь комплексная. Прежде
всего раскрепостить ребят, которые – что
естественно – все-таки стесняются. Но гораздо
важнее постепенно предоставить им возможность
самим оценить различие между игрой, даже
театрализованной, и театром. Пока же таких слов,
как “эстетика” или “художественность”, я
просто даже не отваживаюсь произнести. Так вот,
хоть и с некоторым смущением, но с явным
удовольствием большинство ребят, получив от меня
по группкам задания для “этюдов”, ринулись
репетировать. Через десять минут (все это время я
металась между отдельными мини-труппами в разных
концах класса на очередной вопль “Елена
Григорьевна, а можно мы...”, “Елена Григорьевна,
помогите нам!”, “Елена Григорьевна, скажите
ей...”) начался наш первый
спектакль-импровизация. Конечно, как только
большинство из ребят оказались на сцене
(небольшое пространство между доской и столами),
выяснилось, что ноги у всех ватные, двигаться они
свободно не могут, а голоса не слушаются...
День второй: начало
Рассказываю о версиях происхождения
древнегреческого театра, о подготовке
спектаклей трагедии и комедии, рисую сценическую
площадку: оркестра, театрон, алтарь. Слушают
хорошо, живо, переспрашивают постоянно. Делаю
важный методологический вывод: к лекции надо их
приучать, постепенно увеличивая лекционный
материал в его пропорциональном отношении к
тому, что условно можно определить как
семинарский, то есть построенный на диалоге,
беседе, в идеальном случае – на дискуссии. Даю
задание: прочесть “Персов” Эсхила и пролистать
учебники по тем вопросам, что я сегодня
затронула. Литературу – список пьес и учебных
пособий, а также план занятий на первое полугодие
– я заранее передала классному руководителю для
ксероксного копирования. Диктую вопросы для
домашней работы – один должен быть выполнен
письменно, остальные – продуманы.
В конце немножко импровизации. Лучшая сценка –
“нищий” (Андроник – очевидные актерские
способности!) и “добрый” (Полина) и “злой” (Таня)
прохожие. Андроник замотался в куртку, скрючился,
скулил, выл, хватал за ноги “прохожих” – словом,
был вполне убедителен. Забавны в сценке “уличной
торговли” Люда и Мила: Мила предлагает
чудо-терку вдвое дешевле, чем в магазине, очень
весело и нагло-радостно. Самое удачное – ее
собственная выдумка с “реквизитом”. Теркой
служил пенал на молнии, манипулируя которой Мила
показывала “эффективность работы” своей
чудо-терки. Меня выдумка восхищает, но за общим
гамом забываю ей об этом сказать – не забыть в
следующий раз!
Продолжение учительского дневника Елены Мухиной
в следующем выпуске рубрики “Из заветной
тетрадки”
|