С 20 по 29 октября в
Москве проходил фестиваль «Авторская школа
“Эврика”»
ПРЕДСТАВЛЯЮ СВОЮ ШКОЛУ
Поразительно: сколько бы ни критиковали
учителей за своеволие, за стремление вести
педагогическую работу иначе, чем это принято в
нашей строгой системе, – они не сдаются. А иногда
собираются вместе, горячо обсуждают свои идеи,
спорят, требуют внимания и поддержки. Мы
предоставили страницу газеты руководителям школ
и образовательных учреждений, которые в этот раз
с особенным энтузиазмом, как нам показалось,
рассказывали о себе и представляли свои проекты
или отчитывались о сделанном. Наши журналистские
перья писали сами собой, и мы отчетливо понимали,
что, какие бы аттестационные штормы и бури ни
обрушились на этих учителей, как бы ни пытались
построить их всех в одинаковые шеренги,
эвриканские школы обязательно выстоят. И мы еще
услышим немало добрых, восхищенных слов об
авторах этих удивительных образовательных
проектов, их отважных школах, замечательных
учениках и учителях.
Урок всегда выигрывает в пересказе
друзей!
У нас обычная маленькая школа на окраине
промышленного городка. Триста детей, все друг
друга знают, пятнадцать человек в классе.
Проблемы те же, что и у всех. Главная среди них –
отсутствие интереса к учению. Пока маленькие –
еще учатся нормально год-два, а потом качество
знаний все ниже и ниже. Мы много лет пытались
усилить детскую мотивацию к учению, но, чтобы
давать качественный результат, учитель вынужден
был превращаться в курицу-наседку – сажать
вокруг себя детей и без конца растолковывать
параграфы учебника. А повседневная практика
показывала, что мимолетное объяснение приятеля
ребенок запоминает гораздо лучше. И тогда
взрослые решили: пусть ученик превратится на
время в учителя. Так в учебный процесс (правда,
пока только во второй половине дня) была введена
методика коллективного способа обучения (КСО),
придуманная в двадцатых годах нынешнего
столетия Александром Григорьевичем Ривиным. От
воспитателя требуется, чтобы он только
организовал работу групп, а не вел всех за собой.
Первое, с чего начинается работа, – ребята
делятся на группы примерно по пять человек.
Каждый выбирает, чем будет заниматься: кто-то –
литературой, кто-то – историей, кто-то –
математикой. Если в предметной группе собираются
ребята из разных классов, – каждый делает свое
задание. А потом спрашивают друг друга, проверяя,
кто что понял. Дальше происходит то, что Ривин
называл организованным диалогом. Один
представитель от группы сообщает свое знание,
приобретенное в математике, другой группе,
например географической. А они в обмен – свое.
Так все группы делятся информацией друг с другом.
Для того чтобы было легче объяснять, ребята
составляют конспекты своих выступлений. А у
воспитателя есть специальная тетрадь, в которой
фиксируются продвижение каждого ребенка в
освоении материала, скорость и объем работы. А
потом, после приготовленного таким образом
домашнего задания и спортивного часа, каждый
занимается любимым делом в одном из
многочисленных школьных клубов. Два раза в
неделю все собираются вместе на дискуссионные
собрания, где каждый высказывает свое отношение
к какой-нибудь возникшей проблеме. Воспитатель
вместе со всеми садится в круг, но никогда его
слово не бывает решающим.
Сейчас постепенно к взаимному обучению
подключаются ученики начальной школы, спрашивая,
например, друг у друга таблицу умножения или
диктуя и проверяя словарные диктанты. Пока по
утрам проходят обычные уроки. Но новая ситуация
начинает влиять и на учебный процесс первой
половины дня. Например, не все получают одно
задание на дом от учителя, а каждый ученик
выполняет свое.
Пытаемся ли мы распространить эти идеи на жизнь
всей школы? Конечно, только мы не хотим никого
приводить к свободе выбора и сотрудничеству
административным порядком. Пусть остальные
учителя сами решат жить так, понаблюдав работу
коллег. Мы не хотим никого переламывать. Так или
иначе, в классах все равно происходит
индивидуальная, групповая, парная работа детей. А
это значит, что каждый день мы немного
продвигаемся к цели.
Ханафи Гулиев,
директор средней школы № 2
г. Тырныауз, Кабардино-Балкария
Говорит и показывает... учебник
В нашей начальной школе мы составили очень
интересные компьютерные программы-тренажеры для
учеников. Идут они во время обычных уроков –
никакой специальной информатики. Очень хотим – и
у нас начинает получаться, – чтобы в среднюю
школу ребята переходили, овладев необходимыми
навыками с помощью этих наших компьютерных
тренажеров. И ребята, например, таблицу умножения
запоминают намного лучше, даже те, кто учится в
коррекционных классах. Контрольные работы стали
делать за 20–25 минут вместо 45.
Компьютерные программы, как правило, построены
по принципу “говорящий и показывающий учебник”.
Наши программы создавал человек, который и
программист, и преподаватель одновременно.
Посмотришь на программы – ничего особенного. А
все дело в их точечном эффекте, направленном на
формирование и оттачивание учебного навыка.
Лариса КРАСКОВА и
Радик ГУБАЙДУЛИН
г. Пермь, школа № 30
Профессиональный и жизненный
выбор начинается с серьезного дела
У нашего центра очень интересное
происхождение, потому что ведем мы свою
родословную от А.С.Макаренко. Дело в том, что
завод фотоаппаратов ФЭД, созданный трудами
Антона Семеновича и его сподвижников, на котором
в 30-е годы работали коммунары, производя
современнейшую для того времени фототехнику, в
годы Великой Отечественной войны был
эвакуирован в наш город Бердск. В 1946 году на его
базе был создан радиозавод, и мамы, папы, бабушки,
дедушки современных учеников танцевали под
звуки музыки, раздававшейся из динамиков наших
“вег” и “рекордов”. Так вот наш центр
образования, который совмещает в себе школу, УПК
и городскую психолого-педагогическую службу,
считает себя в первую очередь наследником той
экономической, производственной культуры,
которую в 30-е годы начинали разворачивать в
стране А.С.Макаренко и его команда. Я вообще
считаю, что Антон Семенович опередил свое время
на 100 лет, может быть, сейчас ему было бы интересно
закрутить новое дело.
Будете смеяться, но, честное слово, сегодня мы –
монополисты-полиграфисты Новосибирской области
по производству папок и раскладушек. Бердские и
новосибирские модницы носили этим летом
исключительно наши шляпки. Причем мы не ждем
никаких заказов школьному производству – их
никогда не будут давать. Просто мы поставляем на
рынок конкурентоспособную продукцию. Это
принцип, который применим и к нашему
производству светотехники.
Мы сейчас все больше уходим от профориентации
ученика – а начинали ведь как обычный УПК,
созданный на базе радиозавода, – в
профессиональное и жизненное самоопределение
подростка. Психологи отмечают, что у наших
выпускников уже нет комплекса зажатости и
непонимания того, что с ними будет дальше. Наши
ребята все больше становятся бойцами, которые
хотят, способны и умеют осуществлять свой
жизненный выбор. Мы считаем, что каждый из них в
нашей школе может утвердиться в желании браться
за дело, в умении делать дело и, главное, доводить
его до социально значимого результата. Вот
сейчас мы и работаем над тем, что называем
образовательной обстановкой, в которой такие
личности могут выращиваться.
Александр КИРИЛИН,
генеральный директор
центра образования “Пеликан”
г. Бердск, Новосибирская область
Наш проект “Человек”
начинается с интереса ребенка к миру и к себе
Базис культуры у ребенка формируется в
дошкольном возрасте. Сухомлинский говорил, что
мы учим ребенка всему: получается, он знает все об
Африке и ничего о себе. Рефлексия: кто я? как я
оцениваю свой поступок? Этому важно постепенно
начинать учить уже в дошкольном возрасте.
Для ребенка существует целостная картина мира. И
в нашем проекте “Человек” мы стараемся создать
в детском саду такие условия, чтобы эта картина
не разрушалась, не растаскивалась по разным
предметам и занятиям с их узкими целями, а чтобы
она, начинаясь с удивления маленького человека,
переходила в осознанный интерес к миру и к себе, а
потом в деятельность, направленную на
самосовершенствование.
Ольга МАРИМЬЯНИНОВА,
старший преподаватель кафедры
дошкольного образования г. Барнаул
Мы учим не только детей, но и
родителей
Наш Коткозерский сельский
социокультурный центр включает в себя
общеобразовательную школу, музыкальную,
эстетическую, спортивную, производственное
хозяйство, информационный центр, этнокультурный
центр и центр социальной помощи семье и детям. В
селе существует непрерывный цикл образования: в
детский сад принимаем детей с полутора лет, и
практически с этого возраста и в течение всей
жизни человек имеет возможность пополнять и
расширять свое образование в нашем центре.
В конце 80-х годов мы поняли, что возникла
потребность в образовании родителей, чтобы они
лучше понимали проблемы школы и своих детей.
Начали мы с того, что изучили образовательные
потребности взрослых и стали обучать их
культурным формам ведения сельского хозяйства:
нашли людей в Финляндии, которые согласились
приехать и учить наших односельчан сажать
картофель, например.
Затем мы поняли, что многим родителям не хватает
психологических знаний, что в селе необходимо
место для встреч и общения. Взрослые стали
приходить в школу, чтобы проводить свободное
время, занимаясь ткачеством, вязанием,
компьютером. Потом мы предложили родителям
изучать языки: карельский, финский, английский.
Следующим шагом были разнообразные
оздоровительные курсы и занятия с взрослыми
различными видами спорта.
За
годы существования школы мы приглашали многих
специалистов по образованию взрослых и из
России, и из европейских стран, чтобы они обучали
родителей наших учеников тем предметам и видам
деятельности, в которых возникает потребность.
А сейчас мы понимаем, что наша главная задача в
том, чтобы научить школьных педагогов работать
со взрослыми. Потому что многие наши
учителя-предметники, отработав утром с детьми,
проводят во второй половине дня курсы и занятия с
их родителями. А школа действительно стала
центром культурной и общественной жизни в селе,
тем местом, куда приходят люди самого разного
возраста, чтобы удовлетворить свои культурные и
образовательные потребности, разрешить
социальные и семейные проблемы, интересно и с
пользой провести свободное время.
Но в последнее время мы не ограничиваемся
масштабом одного села, а становимся региональной
образовательной организацией: в этом году,
например, провели курсы для учителей района по
биологии, химии, экологии.
Наталья Алешина,
директор Коткозерского сельского
социокультурного центра
Немецкий язык как родной?
А он и вправду родной
В нашем крае живут много людей, для
которых родной язык – немецкий. И мы задумали и
стали готовить учителей немецкого языка как
родного, а не иностранного. А это разные вещи. У
нас 130 тысяч российских немцев. Мы хотим
сохранять и развивать их культуру, чтобы учителя
были мощными носителями языка, традиций, обычаев
немецкого народа и могли вести
исследовательскую работу, направленную на
раскрытие и развитие культуры российских немцев.
Надежда КЛЕНОВА
Алтайский край
|