Пока слышится шорох этих голосов
Есть фильмы, которым можно ставить
памятники. Или отмечать их юбилеи. “Сказка
сказок” Юрия Норштейна – из их числа. Выставка в
Музее кино, что на Пресне, посвящена
двадцатилетию этого фильма
Но это вовсе не выставка-монумент.
Скорее выставка-исповедь. На стенах музея –
рисунки режиссера Юрия Норштейна и художника
фильма Франчески Ярбусовой. От самых первых
набросков на клочках бумаги до больших
великолепных композиций. Поиски характеров
персонажей фильма, построения кадра – и
трехмерные пространственные макеты ключевых
сцен. Множество фотографий, смешных шаржей,
воссоздающих атмосферу в съемочной группе. И
“подготовительные материалы”. Среди них –
увеличенная фотография мокрого котенка с камнем
на шее, которого хотели утопить, но кто-то вытащил
его из воды, спас. А история ее такова: один
мальчик шел по двору и вдруг остановился, увидев
около какой-то помойки смятую страницу,
вырванную из журнала. Остановился, потому что
оттуда на него смотрели глаза. Он поднял бумажку,
расправил ее и увидел этого котенка. Принес
домой, приколол на стенку.
Мама его поняла, потому что мимо этих
глаз нельзя было пройти. Один глаз был живой,
здешний, горящий, а другой – запредельный,
потусторонний, потому что котенок уже увидел то,
что ждало его там. И странные, необычные, чуть
разные глаза Волчка, которые в определенные
моменты фильма пребывают в двух разных мирах, –
они появились благодаря этому котенку, этому
мальчику и его маме.
Эту историю рассказал Норштейн. На стенах рядом с
картинками – его тексты. Простые, мудрые и очень
доверчивые. Как будто хорошему другу
рассказывает. О том, из чего рождаются его фильмы.
Например, о деревянном доме в Марьиной роще, где
вырос, о коммуналке с множеством звонков и
почтовых ящиков на двери, о подгнивших ступенях,
наличниках и палисаднике. О том, как его сносили,
этот дом. О большой-большой белой скатерти,
накрывшей во дворе разномастные столы,
вынесенные из коммуналок. О людях, севших за эти
столы перед тем, как разъехаться из этого дома
навсегда. Но уничтожить дом не удалось – он
существует теперь в “Сказке сказок”. Как и
старые деревья. Как и тени тех женщин, которые
когда-то провожали своих любимых на войну, как и
тени тех солдат в плащ-палатках, которые не
вернулись.
Если еще искать определение выставки в Музее
кино, то это выставка-память.
Война застала Юрия Норштейна ребенком, но он
помнит ее. И помнит не только то, что было с ним
или с его родными. Война – перелом жизни в каждой
семье. Рубеж. Поэтому на выставке есть особый
раздел – “черный кабинет”, где реют в воздухе
фронтовые письма-треугольники, а на стенах
фотографии той поры – мои соседи, мой класс после
войны. И письма с фронта молодого человека из
дома в Марьиной роще его дочке Дашеньке. Папу
убили, а письма продолжали приходить.
Война прошивает насквозь “Сказку сказок”. Как
прошила жизнь Норштейна. Но только выставка
наглядно свидетельствует об этом. А сколько еще
воспоминаний, сколько наблюденного, прожитого,
прочувствованного осталось за ее пределами. И с
какой абсолютной необходимостью возникает и в
фильме, и на выставке антитеза войны, то, что
названо автором Вечностью. Сколько бы ни длились
войны, не они – Вечность. Вы помните, конечно, как
и когда в “Сказке сказок” появляются совершенно
иные по стилистике и ассоциативному ряду
странно-прекрасные кадры (они почти лишены цвета,
легкая набросочная и вместе с тем классически
завершенная графика) вечного мира, вечного покоя.
Вечно пребывающее море, на берегу которого
обозначаются вечные ценности: мать и дитя,
мужчины (рыбак и сети, мужская беседа за столом,
кувшин с вином). Символ Дома – кошка, следящая за
огромной Рыбой, пикассовский Бык, прыгающий
через скакалочку, дерево, которое хочется, но
нельзя назвать Древом. Абсолютный покой и
абсолютная гармония. И Поэт. Тот, что уходит по
вьющейся среди холмов дороге куда-то за горизонт.
Тут в фильме набегает цвет, и поэт вступает в ту
остраненную и узнаваемую жизнь, которой
пропитана “Сказка сказок”. Магическая сила этой
картины в том, что она постоянно расширяет и
расширяет круг ассоциаций, втягивает тебя в них и
возбуждает твои абсолютно личные воспоминания. А
происходит это, наверное, потому, что
побудительные толчки у Норштейна тоже
происходят из простых житейских воспоминаний.
Вот он пишет, как рождалась в фильме эта музыка
вечности, музыка тишины: “Я вспоминал нашу
дачную хозяйку тетю Феню и соседку тетю Нюру,
вспоминал позвякивание чашек, их вечерние глухие
разговоры, когда неразличимы слова, когда звуки
речи сливаются в единую ворожбу, как шелест воды
на речных перекатах в прохладных сумерках. Эта их
ворожба примиряет тебя с мирской скорбью, и пока
слышался шорох этих голосов, прочность мира
казалась незыблемой...” И неким таинственным
способом они с Ярбусовой переводят эти
воспоминания в совсем другие сюжеты. В
изображения иного ряда, добиваясь решения
невероятной задачи – “чтобы изображение
становилось чувством прежде самого изображения,
самой нарисованности...”
Однако выставка в Музее кино рассказывает и о
других фильмах Ю.Норштейна и Ф.Ярбусовой. Здесь
есть и прелестный “Ежик в тумане”, и не
оконченная пока “Шинель”, и “Журавль и Цапля”.
И эскизам к этому фильму режиссер предпослал
такие слова: “Физиологическое ощущение кадра
проявляется не в момент конкретно
изобразительной означенности где-то в тайниках
сознания, а когда изображение слышится...” В этом
фильме все определял шорох сухих камышей,
какое-то тревожащее дрожание. Звук. И в
творчестве композитора Михаила Мееровича (с ним
Норштейн сделал пять фильмов) дороже всего ему
было желание и умение композитора “слушать и
слышать изображение”.
Ни Михаила Мееровича, ни оператора Александра
Жуковского, с которым режиссер сделал все свои
фильмы, нет уже среди живых, и этим людям
посвящены слова глубокой признательности.
В залах выставки постоянно крутят “Сказку
сказок”. В этот раз ее смотрели дети. Второй или
третий класс. Хорошо смотрели. Дружно ржали,
когда жлоб лил себе пиво в глотку из бутылки или
когда Волчок ухватил и поволок младенца. И
затихали, когда звучало танго “Утомленное
солнце” и в никуда уходили тени в плащ-палатках,
и оставались одинокие женщины, и порхали в
воздухе фронтовые письма-треугольнички. Они,
наверное, не понимали, почему им становилось так
грустно. Но затихали так же дружно, как только что
смеялись. И память об этой грусти будет вновь и
вновь тянуть их, кое-что узнавших о жизни, на этот
фильм.
Думаю, что это тот редкий случай, когда, единожды
увидев, ты хочешь обязательно вернуться.
Эскизы Франчески Ярбусовой и Юрия
Норштейна
|