Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Елена ИВАНИЦКАЯ

Эй, мутанты типа меня!

Какие послания направляют своим читателям
«Молоток», «Птюч», «Cool», «Башня», «Ровесник», «Yes», «Штучка», «ОМ»

«Я молод!» – «Я тоже!» – «Твое счастье!
Старики – свиньи и дураки». – «Ты прав.
Кому за тридцать, надо повесить».
Клаус Манн. На повороте

Когда я попросила в «Союзпечати» молодежный еженедельник «Молоток», бабушка-киоскерша растерялась:
– Вам? «Молоток»?
– Да.
– М-м-м... Вы его сами... э-э... изучаете или ребенку берете?
– Мне для работы.
– Слава Богу, а то я испугалась, что вы на самом деле это читаете или для ребенка покупаете.
Киоскершу можно понять. Вот свежий «Молоток» сообщил своим друзьям-читателям, что на почве конфликта с муренами возникает депра и гнилые контакты с отстойными челами, а секс будет зашибенным, если цепляться не только в Инете, что черепа и преподы совсем оборзели, что ДеЦл забил на учебу и соскочил из школы, а Эя Кулятова ждет голые фотки на конкурс «Ну и Ню»... Так как редакция сама понимает, что требуется перевод с «молоточного» на русский, то помещает внизу каждой странички толкования отдельных слов. Выясняется, например, что жральня – это школьная столовая, врезальщик – «чел, который любит бухнуть без повода», дурдимобиль – старое авто... и так далее. Слово «черепа» считается понятным без перевода. Поинтересовавшись, что это такое, я узнала, что сама – череп. Черепа – это родители. Они же родаки и шнурки. Великое горе – шнурки в стакане. Перевод: родители дома. Смысл: при родителях жизни нет, ни по телефону поговорить, ни с друзьями пообщаться, ни вообще ничего: достали.
Конфликтный, задорно-драчливый, эпатажный по отношению к миру взрослых настрой молодежных изданий так резко бросается в глаза, что напрашивается закономерный вопрос: что скрывается за этим и какое в действительности послание направляют своим читателям «Молоток», а еще – «Птюч» и «Cool», «Башня», «Ровесник», «Yes», «Штучка», «ОМ» и прочие?
Один молодежный «идеолог», как он сам себя аттестует, Илья Шерстобитов, обращается к ровесникам со страстным письмом «О наболевшем»: «Чуваки! Тем, что на нас всем начхать, я никого не удивил. Люди, управляющие нашей страной, на самом деле ничего не сделали для молодежи и не сделают. От того, что поменялось первое лицо в государстве, ничего не изменится. Мои сверстники либо становятся частью системы, либо продолжают быть инфантильными. У нас нет не только молодежной культуры, у нас нет молодежи как таковой! А молодежь – это вечное стремление вперед, к победе над всем окружающим, вечное отсутствие гармонии жизни, очень много энергии. Складывается впечатление, что идет планомерное уничтожение той молодежи, которая своими порывами несет в себе опасность перемен для состоявшегося строя. Если взрослые не дадут нам возможности выражения, то мы просто перегорим от переполняющей нас энергии. Только мы можем сделать эту страну великой! Именно мы. Мы должны стать классом молодежи и быть хозяевами своей страны. Только от нас зависит, кто встанет у руля. Черт возьми, если эти яхты, джипы, мерседесы, офисы, банки, квартиры, деревья и воздух не для нас, то на кой черт они? Если молодежь так и будет нищим классом, то зачем мы вообще нужны, зачем мы существуем – чтобы обеспечить себе старость не с протянутой рукой? Э-э-эй! Есть здесь еще мутанты типа меня?»
Логично предположить, что подобные «мутанты» есть, и даже в большом количестве. Ведь молодежные «идеологи» в действительности не говорят ничего такого, чего от них не хотела бы услышать их аудитория. Так что агрессивной и одновременно беспомощной абракадаброй, выплеснувшейся в письме-манифесте, переполнены многие юные головы. Основные положения манифеста входят в противоречие между собой, но «идеолог» и его читатели этого не замечают – логику, вероятно, учили плохо: забили на нее.
Что же получается? С одной стороны, молодежи у нас в стране вообще нет, с другой – молодежь у нас уничтожают. С одной стороны, молодые должны стать хозяевами страны, с другой – старшее поколение должно о молодежи заботиться. С одной стороны, молодость – это вечное стремление вперед, с другой – подайте молодым джипы, мерседесы и яхты, иначе они вообще не понимают, зачем существуют. С одной стороны, молодежь должна сломать существующую систему, с другой – если взрослые позволят...
Вышедший ныне из моды основоположник социалистического реализма Максим Горький устами своего революционно настроенного героя говорил истинную правду: права не дают, права берут. Права неразделимы с ответственностью, но как раз ответственности-то молодежи и не хватает, поэтому пафос манифестов, подобных вышеприведенному, инфантилен: мама с папой, учитель с директором, дайте нам права! ( А в скобочках: и помогите материально!)
А зачем? Зачем, собственно, тинейджерам права и деньги? Если искать ответ на этот вопрос в молодежных журналах, то реакция взрослых должна быть категоричной: ни прав, ни денег подросткам давать нельзя.
Журнал «Башня», например, ничтоже сумняшеся обучает шестнадцатилетних мальчишек, где, как и за сколько следует снимать ночную бабочку: «Не будьте брезгливыми! Не ешьте печений с мамой! Идите поскорее в папин гараж. Берите тачку. Отправляйтесь прямиком в места дислокации «бабочек»... Не стесняйтесь торговаться и вообще ничего не стесняйтесь. Отныне вы в мире бесстыдства, разврата и удовольствий». Понятно, что если подобные поучения имеют отношение к этике или эстетике, то исключительно от обратного. Но как показателен тут «папин гараж»...
Права и деньги необходимы тинейджерам еще для многого: для ночных клубов, для прикида из магазина «Census» и «Джотто», для «Manhattan cosmetics», для того, чтобы «порубиться в Свалке» (не смогла узнать, что это такое), завести дома анаконду, купить диски ДеЦла и т.д. и т.п.
Судя по «меню» молодежных журналов, учиться и работать молодежи вообще не нужно. «В первой половине октября забей на все и будешь веселиться по полной».
Но веселящаяся по полной молодежь, внушают тут же все эти птючевые башни, – это наиболее глубоко страдающая часть человечества. Молодые вдруг поняли ужасную правду, от которой прячутся вечно лгущие взрослые: «Не стоит терять драгоценное время на поиски призрачного смысла бытия. Смысл в том, что его нет. Все впустую! Взгляните на своих родителей, просто на взрослых. Они лгут – и они несчастны. Они рабы индустрии. Они привязаны к нелюбимой работе и надоевшим семьям. Не лучше ли свобода? За свободу и умереть не жалко».
Остается только спросить, что же такое свобода и как молодежь может ею распорядиться? «Прожить эти секунды так, как хочется. Верить сердцу, а не мозгу. Наплевать на одежду, на моду, на капризы подружки. Наплевать на мораль и правила, на опыт и на ложь. Забыть обо всем. Плотно зажмурив глаза, открыть их и швырнуть бутылку в проезжающую мимо машину. Расхохотаться в лицо красотке, намекающей на свидание. И не забыть, что из апельсинового сока и бензина можно приготовить напалм».
В манифесте идеолога джипы приравниваются к деревьям и воздуху и перечисляются через запятую. Мода и капризы подружки приравнены к морали.
Что и говорить, несъедобную кашу хотят заварить в головах читателей все эти журналы. Опять же, зачем?
Если верить тем же журналам, роман Виктора Пелевина «Generation П» стал для молодых культовым произведением. Но записные молодежные критики и идеологи, по-видимому, плохо прочли роман. Задумавшись над тем, кто и куда его вовлекает, герой романа отвечает себе, что в мире радикальной молодежной культуры лучше всего продается хорошо расфасованный бунт против мира, где все расфасовано.
«Вы жертвы рекламы! – хлещут читателей журналы радикальной молодежной культуры. – Вы нелюбимые дети монстров, породивших вас. Не позволяйте выбирать за вас! Плюйте на все!» А что помещается рядом с этими истерическими строчками? Как что – реклама, разумеется. «Стильная одежда неоклассик. STREET ONE». «Коже твоей поможет природа. Запомни: «Роллер» – это свобода». Итак, свобода – это плевать на все, а также «Роллер».
Разумеется, реальная молодежь, ее проблемы, интересы, стремления отражаются в подобных журналах, как в кривом зеркале. Но небезосновательно опасение, что какой-нибудь доверчивый молодой читатель может поверить отражению.
Если общество действительно переживает нравственный кризис, в центре которого находится молодежь, то радикальные молодежные издания не только не прилагают никаких усилий к его преодолению, но объективно раскачивают лодку...

Словарик: мурена – девочка, депра – депрессия, отстойный чел – нехороший человек, зашибенный – хороший, цеплять(ся) – флиртовать, ДеЦл – юный певец, препод – учитель, забить на что-либо – наплевать.



Рейтинг@Mail.ru