Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Марина ГОРДОН,
бывшая учительница английского языка

Долгий путь
узнавания и взаимного приручения

Няня – тот же педагог. Только урок длится почти весь день, не прерываясь ни на миг

Приходя из школы домой, учителя становятся мамами-папами, бабушками-дедушками, дядями-тетями, крестными или соседями. Но перестают ли они при этом быть учителями? Ведь оно как бывает: то сыну надо помочь с домашним заданием, то соседской дочке – с подготовкой в вуз, то внука пора учить читать, то родственники просят подтянуть племянника, то кума – присмотреть за малышом... Казалось бы, где как не дома можно отдохнуть от учительских забот. Ан нет! Нескончаемый урок. Да еще какой – за дверь не выставишь, родителей не вызовешь, двойку не поставишь (разве что самому себе). От досады и бессилия порой просто слезы на глаза наворачиваются: ну почему они не слушаются? почему не ценят? Понятно, что нет пророка в своем отечестве, – но ведь так обидно! Что же делать – глотать валерьянку? Оно не помешает. А еще можно, решив, что проблемы с домашними – это «издержки производства» (учительского), попробовать понемножку этот производственный стиль менять. А там, глядишь, и в классе проблем поубавится.
Учитель – он и дома учитель. И раз так, то сегодняшние материалы, может быть, помогут кому-то из вас в ваших семейных заботах? Ведь родителю так трудно отойти от школьных штампов и устроить ребенку по-настоящему домашний праздник знаний.
Надеемся, что эта страничка окажется полезной и тем учителям, кому приходится подрабатывать то няней, то гувернером.

Я тоже “иду с урока”. На автобусной остановке меня поджидает отчаянный ветер. По-моему, здесь самое промозглое место в Москве. Это окраина, где когда-то я жила в детстве. Это здесь, в парке, меня бабушка за ручку выгуливала. А теперь я приезжаю сюда на работу, хотя не переступаю порога ни одной из местных школ. В руке у меня портфель с учебниками, в голове – проблески завтрашнего дня и завтрашнего урока. Я думаю о том, какой книжкой привлечь одного-единственного ребенка и как лучше затеять с ним игру, используя новые английские слова. Я работаю няней.
“Тоже мне, работа!” – можете подумать вы, дорогой читатель, и будете не правы.


Когда финансовый вопрос встал во всей своей сермяжной правде, мне пришлось оставить любимую, но почти бесплатную работу и искать заработка. Заработок сам нашел меня в лице знакомых маминой знакомой, которым понадобилась няня для их четырехлетнего сына.
Вот и первая характерная черта, отличающая мою новую работу от старой, – махровый протекционизм. Ни диплом, ни курсы гувернеров, ни опыт не помогут при трудоустройстве, если вас никто не порекомендует. И это вполне обоснованно. Няня, гувернантка, домашний учитель – это в первую очередь прислуга. И не надо падать в обморок от такой идейно чуждой формулировки. Просто замените слово служба на служение – и выйдет образ добросовестного и честного работника, относящегося к своим хозяевам непременно с уважением, умеющего терпеть критику и способного трудиться не жалея сил. А для работы с детьми есть еще одно необходимое условие – умение любить. Конечно, никакое ваше высшее образование не гарантирует названных качеств. Вот и нужен посредник.
Отличие второе – многофункциональность. Поскольку ребенка надо не только учить, но еще и играть с ним в его игры и игрушки, гулять, кормить, а иногда и спать укладывать, то приходится быть и учителем, и подружкой, и немножко мамой и бабушкой. И все – на пределе искренности. Иначе ребенок не будет слушаться чужую тетю. Можно угрозами загнать заниматься, но играть – никогда.
Отличие третье – предельная плотность общения. Для ребенка няня должна быть такой же неизбежной и необходимой частью мира, как мама, папа, бабушка и дедушка. Про всех этих людей ребеныш говорит: “Мое”. Они незыблемый гарант безопасности, и у каждого есть отличительные, архетипические черты, свойственные только паповой, бабушковой или няневой любви. Но для того чтобы посторонняя женщина стала своей няней, необходим долгий процесс узнавания и взаимного приручения.


Мы с Игорем начинали с машинок. Милый лопоухий мальчик с глазами-незабудками был совсем не искушен в науках: печатный знак для него не нес ровным счетом никакой информации, рисунки тоже не имели образа – чисто стихийное каля-маля цветной палочкой по белому шуршащему. Зато он знал все марки машин. Я-то, темная, “вольву” от “ауди” сроду не отличу. Вот мы и играли первый месяц в дальнобойщиков и гаишников. Я постигала разницу между старым “фордом” и новой “Ладой”, а Игорек узнавал, что у дороги есть свой язык, общий для всех, есть знаки, которые предупреждают об опасном повороте, заставляют сбросить скорость или приглашают перекусить. И все эти важные вещи изображаются с помощью цифр, букв и специальных картинок. Переход к азбуке был впоследствии довольно безболезненным – через картинки типа “сравни-запомни-сосчитай”.
А еще мы гуляли в лесу, пускали кораблики, преодолевали страх перед ужасными московскими волками, собирали маме чудесные букеты, лепили настоящее печенье, делали икебану и учились слушаться. Няня – это мамина тень. Материнские требования и запреты должны соблюдаться неукоснительно.
Примерно в начале второго месяца Игореша привык ко мне, своей новой игрушке, и на смену восторгу пришло желание попробовать, можно ли заставить эту классную тетю подчиняться. И здесь необходима твердость и верность родителям, которые доверили мне самое драгоценное. Заповедь “не навреди” – не только для врачей, к педагогам она также относится в полной мере. Не приведи Бог нарушить отношения в семье. Нельзя допустить, чтобы ребенок разрывался между противоречивыми требованиями взрослых, с одной стороны, и своими желаниями – с другой. Я думаю, что ситуация с безглазым дитем у семи нянек возникла именно из-за того, что каждая допекала бедное дитя по-своему. Итак, послушание и тактичность.



Отсюда вытекает еще одна, весьма непростая, черта моей работы – подотчетность. Не всегда приятно чувствовать на себе постоянно оценивающий взгляд родителей. Все воздушные замки, построенные нами совместно с Игоряшкой, в любой момент могут быть взвешены и измерены, причем не так, как мне хотелось бы.
Например, мама, придя с работы, решает внезапно проверить, как обстоят дела с чтением, а ее ребенок, только что вполне сносно складывавший по слогам слова, тупо смотрит в книжку и путает буквы. Он ведь тоже устал, а наш урок давно окончен! Мама в недоумении, а мне каково? Не отрабатываю, выходит, хозяйских денег. Кроме того, чем мы будем заниматься, как мы будем играть, где мы будем гулять, если будем вообще, – решают родители. Рамки моих действий устанавливаю не я, и ничего с этим не поделаешь.


В классе, в группе работать проще благодаря разному уровню, разному восприятию детьми и учителя, и предмета. Дети дополняют друг друга и корректируют. Здесь ты один на один и с ленью, и с непониманием, и если твой ученик сегодня двоечник, то рядом нет отличника, который удержит планку, и если ребенок капризничает, то борьба за внимание отнимает много сил и времени.
Одно я знаю точно: не надо бояться выглядеть нелепо, не надо слишком волноваться за авторитет. Дети простят и нечаянные ляпы, и раздражение, и резкость. Бояться надо одного – неправды. Если я, стоя на ушах, сама не знаю, зачем я это делаю, – все. Сфальшивлю сейчас – солгу завтра. Ребенок не станет мне верить и не захочет со мной играть. И тогда научить его читать станет куда труднее…


Малыши – такой интересный народ! Сколько у них энергии, как неистощимы они на выдумки – и, с другой стороны, какие консерваторы. Им ничего не навяжешь, пока они сами не убедятся.
Игорев грузовик возил пиво и магнитофоны, но не желал возить цветы: они же легкие – разве это груз?
В младшем возрасте закладываются основные представления о мире. Поэтому так характерны игры, отображающие главные взрослые дела: работу, семейную жизнь, войну и любовь.
Игорь влюбчивый и ревнивый. “Поженились” (это отдельная тема. Жаль, что в педагогической литературе в отличие от психологической об этом так мало пишут. – Прим. ред.) мы с ним почти сразу. Если я, забирая его из сада, узнаю, что он обижал девочек, – все! – “сегодня замуж за тебя не пойду – ты дерешься”.
Самая интимная часть игры в мужа и жену выглядит так: мы вдвоем укладываемся на диван – “как будто с пивом” – и смотрим телек.
Еще я бываю мамой-собакой. Игорек из хорошей семьи и, к счастью, пока не знает, как такая мама называется. Иногда я пытаюсь лаять по-английски.
Что ж, мы теперь читаем по слогам, пробуем складывать и вычитать, можем рассказать стишок про плачущего Вилли, моем руки (чтоб микробы сдохли!) и знаем про Рождество и Сретение, а также что нельзя запивать апельсины молоком, что неприлично заставлять взрослых ждать у телефона, пока ты закончишь рисовать свои офигенные машины, и что мама бывает усталой и ей надо дать немножко отдохнуть…
Об усталости. В мои обязанности входит ставить родителей в известность обо всем, что было, – в том числе и о шалостях, лени или грубости. И это правильно. Но после рабочего дня взрослые бывают в разном настроении, и, когда Игорьку влетает под горячую руку, я чувствую себя предательницей. К счастью, его никогда не лупят.


Мне кажется, главная задача няни – не нянькаться. И даже не научить читать-писать, а помочь ребенку выстроить взаимоотношения с миром и сохранить для него как единое целое садик и дом, осень и Пасху, утро и вечер, учение и развлечение, маленьких друзей и друзей-взрослых. Современный ритм жизни крушит и ломает связи, не щадя ни старого, ни малого, и безумно важно защитить от разрушения то, что только-только начало расти. Тех, для кого любовь и безопасность необходимы как воздух, – наших дошколят.
А вообще работа няни – та же педагогическая работа. Только урок мой длится по нескольку часов каждый день, не прерываясь ни на миг. Хотя и оплата соответствующая.

А раньше, во времена наших прабабушек, няни водились сплошь и рядом. Конечно, няня няне рознь. Вот у Малыша была Фрекен Бок. Зато у Пушкина – Арина Родионовна.


Публикация статьи произведена при поддержке агентства «English Nanny». Агентство «English Nanny» предоставляет услуги подбора элитного квалифицированного домашнего персонала из Великобритании. Няни из Англии, от агентства «English Nanny» - это опытные профессионалы своего дела, которые уделят максимум внимания Вашему ребенку, помогут развить его таланты и потенциал, и обеспечат изучение английского с пеленок. Специалисты агентства дадут подробную консультацию и помогут подобрать самую подходящую Вам няню или гувернантку из Англии. Узнать больше о предложении агентства «English Nanny» и отправить онлайн заявку на подбор няни с английским можно по адресу http://www.englishnanny.ru/



Рейтинг@Mail.ru