Марина ГОРДОН,
бывшая учительница английского языка
Долгий путь
узнавания и взаимного приручения
Няня – тот же педагог. Только урок
длится почти весь день, не прерываясь ни на миг
Приходя из школы домой, учителя
становятся мамами-папами, бабушками-дедушками,
дядями-тетями, крестными или соседями. Но
перестают ли они при этом быть учителями? Ведь
оно как бывает: то сыну надо помочь с домашним
заданием, то соседской дочке – с подготовкой в
вуз, то внука пора учить читать, то родственники
просят подтянуть племянника, то кума –
присмотреть за малышом... Казалось бы, где как не
дома можно отдохнуть от учительских забот. Ан
нет! Нескончаемый урок. Да еще какой – за дверь не
выставишь, родителей не вызовешь, двойку не
поставишь (разве что самому себе). От досады и
бессилия порой просто слезы на глаза
наворачиваются: ну почему они не слушаются?
почему не ценят? Понятно, что нет пророка в своем
отечестве, – но ведь так обидно! Что же делать –
глотать валерьянку? Оно не помешает. А еще можно,
решив, что проблемы с домашними – это «издержки
производства» (учительского), попробовать
понемножку этот производственный стиль менять. А
там, глядишь, и в классе проблем поубавится.
Учитель – он и дома учитель. И раз так, то
сегодняшние материалы, может быть, помогут
кому-то из вас в ваших семейных заботах? Ведь
родителю так трудно отойти от школьных штампов и
устроить ребенку по-настоящему домашний
праздник знаний.
Надеемся, что эта страничка окажется полезной и
тем учителям, кому приходится подрабатывать то
няней, то гувернером.
Я тоже “иду с урока”. На автобусной
остановке меня поджидает отчаянный ветер.
По-моему, здесь самое промозглое место в Москве.
Это окраина, где когда-то я жила в детстве. Это
здесь, в парке, меня бабушка за ручку выгуливала.
А теперь я приезжаю сюда на работу, хотя не
переступаю порога ни одной из местных школ. В
руке у меня портфель с учебниками, в голове –
проблески завтрашнего дня и завтрашнего урока. Я
думаю о том, какой книжкой привлечь
одного-единственного ребенка и как лучше затеять
с ним игру, используя новые английские слова. Я
работаю няней.
“Тоже мне, работа!” – можете подумать вы,
дорогой читатель, и будете не правы.
Когда финансовый вопрос встал во всей своей
сермяжной правде, мне пришлось оставить любимую,
но почти бесплатную работу и искать заработка.
Заработок сам нашел меня в лице знакомых маминой
знакомой, которым понадобилась няня для их
четырехлетнего сына.
Вот и первая характерная черта, отличающая мою
новую работу от старой, – махровый
протекционизм. Ни диплом, ни курсы гувернеров, ни
опыт не помогут при трудоустройстве, если вас
никто не порекомендует. И это вполне обоснованно.
Няня, гувернантка, домашний учитель – это в
первую очередь прислуга. И не надо падать в
обморок от такой идейно чуждой формулировки.
Просто замените слово служба на служение – и
выйдет образ добросовестного и честного
работника, относящегося к своим хозяевам
непременно с уважением, умеющего терпеть критику
и способного трудиться не жалея сил. А для работы
с детьми есть еще одно необходимое условие –
умение любить. Конечно, никакое ваше высшее
образование не гарантирует названных качеств.
Вот и нужен посредник.
Отличие второе – многофункциональность.
Поскольку ребенка надо не только учить, но еще и
играть с ним в его игры и игрушки, гулять, кормить,
а иногда и спать укладывать, то приходится быть и
учителем, и подружкой, и немножко мамой и
бабушкой. И все – на пределе искренности. Иначе
ребенок не будет слушаться чужую тетю. Можно
угрозами загнать заниматься, но играть –
никогда.
Отличие третье – предельная плотность общения.
Для ребенка няня должна быть такой же неизбежной
и необходимой частью мира, как мама, папа, бабушка
и дедушка. Про всех этих людей ребеныш говорит:
“Мое”. Они незыблемый гарант безопасности, и у
каждого есть отличительные, архетипические
черты, свойственные только паповой, бабушковой
или няневой любви. Но для того чтобы посторонняя
женщина стала своей няней, необходим долгий
процесс узнавания и взаимного приручения.
Мы с Игорем начинали с машинок. Милый лопоухий
мальчик с глазами-незабудками был совсем не
искушен в науках: печатный знак для него не нес
ровным счетом никакой информации, рисунки тоже
не имели образа – чисто стихийное каля-маля
цветной палочкой по белому шуршащему. Зато он
знал все марки машин. Я-то, темная, “вольву” от
“ауди” сроду не отличу. Вот мы и играли первый
месяц в дальнобойщиков и гаишников. Я постигала
разницу между старым “фордом” и новой “Ладой”,
а Игорек узнавал, что у дороги есть свой язык,
общий для всех, есть знаки, которые предупреждают
об опасном повороте, заставляют сбросить
скорость или приглашают перекусить. И все эти
важные вещи изображаются с помощью цифр, букв и
специальных картинок. Переход к азбуке был
впоследствии довольно безболезненным – через
картинки типа “сравни-запомни-сосчитай”.
А еще мы гуляли в лесу, пускали кораблики,
преодолевали страх перед ужасными московскими
волками, собирали маме чудесные букеты, лепили
настоящее печенье, делали икебану и учились
слушаться. Няня – это мамина тень. Материнские
требования и запреты должны соблюдаться
неукоснительно.
Примерно в начале второго месяца Игореша привык
ко мне, своей новой игрушке, и на смену восторгу
пришло желание попробовать, можно ли заставить
эту классную тетю подчиняться. И здесь
необходима твердость и верность родителям,
которые доверили мне самое драгоценное. Заповедь
“не навреди” – не только для врачей, к педагогам
она также относится в полной мере. Не приведи Бог
нарушить отношения в семье. Нельзя допустить,
чтобы ребенок разрывался между противоречивыми
требованиями взрослых, с одной стороны, и своими
желаниями – с другой. Я думаю, что ситуация с
безглазым дитем у семи нянек возникла именно
из-за того, что каждая допекала бедное дитя
по-своему. Итак, послушание и тактичность.
Отсюда вытекает еще одна, весьма непростая, черта
моей работы – подотчетность. Не всегда приятно
чувствовать на себе постоянно оценивающий
взгляд родителей. Все воздушные замки,
построенные нами совместно с Игоряшкой, в любой
момент могут быть взвешены и измерены, причем не
так, как мне хотелось бы.
Например, мама, придя с работы, решает внезапно
проверить, как обстоят дела с чтением, а ее
ребенок, только что вполне сносно складывавший
по слогам слова, тупо смотрит в книжку и путает
буквы. Он ведь тоже устал, а наш урок давно
окончен! Мама в недоумении, а мне каково? Не
отрабатываю, выходит, хозяйских денег. Кроме
того, чем мы будем заниматься, как мы будем
играть, где мы будем гулять, если будем вообще, –
решают родители. Рамки моих действий
устанавливаю не я, и ничего с этим не поделаешь.
В классе, в группе работать проще благодаря
разному уровню, разному восприятию детьми и
учителя, и предмета. Дети дополняют друг друга и
корректируют. Здесь ты один на один и с ленью, и с
непониманием, и если твой ученик сегодня
двоечник, то рядом нет отличника, который удержит
планку, и если ребенок капризничает, то борьба за
внимание отнимает много сил и времени.
Одно я знаю точно: не надо бояться выглядеть
нелепо, не надо слишком волноваться за авторитет.
Дети простят и нечаянные ляпы, и раздражение, и
резкость. Бояться надо одного – неправды. Если я,
стоя на ушах, сама не знаю, зачем я это делаю, –
все. Сфальшивлю сейчас – солгу завтра. Ребенок не
станет мне верить и не захочет со мной играть. И
тогда научить его читать станет куда труднее…
Малыши – такой интересный народ! Сколько у них
энергии, как неистощимы они на выдумки – и, с
другой стороны, какие консерваторы. Им ничего не
навяжешь, пока они сами не убедятся.
Игорев грузовик возил пиво и магнитофоны, но не
желал возить цветы: они же легкие – разве это
груз?
В младшем возрасте закладываются основные
представления о мире. Поэтому так характерны
игры, отображающие главные взрослые дела: работу,
семейную жизнь, войну и любовь.
Игорь влюбчивый и ревнивый. “Поженились” (это
отдельная тема. Жаль, что в педагогической
литературе в отличие от психологической об этом
так мало пишут. – Прим. ред.) мы с ним почти сразу.
Если я, забирая его из сада, узнаю, что он обижал
девочек, – все! – “сегодня замуж за тебя не пойду
– ты дерешься”.
Самая интимная часть игры в мужа и жену выглядит
так: мы вдвоем укладываемся на диван – “как
будто с пивом” – и смотрим телек.
Еще я бываю мамой-собакой. Игорек из хорошей
семьи и, к счастью, пока не знает, как такая мама
называется. Иногда я пытаюсь лаять по-английски.
Что ж, мы теперь читаем по слогам, пробуем
складывать и вычитать, можем рассказать стишок
про плачущего Вилли, моем руки (чтоб микробы
сдохли!) и знаем про Рождество и Сретение, а также
что нельзя запивать апельсины молоком, что
неприлично заставлять взрослых ждать у телефона,
пока ты закончишь рисовать свои офигенные
машины, и что мама бывает усталой и ей надо дать
немножко отдохнуть…
Об усталости. В мои обязанности входит ставить
родителей в известность обо всем, что было, – в
том числе и о шалостях, лени или грубости. И это
правильно. Но после рабочего дня взрослые бывают
в разном настроении, и, когда Игорьку влетает под
горячую руку, я чувствую себя предательницей. К
счастью, его никогда не лупят.
Мне кажется,
главная задача няни – не нянькаться. И даже не
научить читать-писать, а помочь ребенку
выстроить взаимоотношения с миром и сохранить
для него как единое целое садик и дом, осень и
Пасху, утро и вечер, учение и развлечение,
маленьких друзей и друзей-взрослых. Современный
ритм жизни крушит и ломает связи, не щадя ни
старого, ни малого, и безумно важно защитить от
разрушения то, что только-только начало расти.
Тех, для кого любовь и безопасность необходимы
как воздух, – наших дошколят.
А вообще работа няни – та же педагогическая
работа. Только урок мой длится по нескольку часов
каждый день, не прерываясь ни на миг. Хотя и
оплата соответствующая.
А раньше, во времена наших прабабушек, няни
водились сплошь и рядом. Конечно, няня няне рознь.
Вот у Малыша была Фрекен Бок. Зато у Пушкина –
Арина Родионовна.
Публикация статьи произведена при поддержке агентства «English Nanny». Агентство «English Nanny» предоставляет услуги подбора элитного квалифицированного домашнего персонала из Великобритании. Няни из Англии, от агентства «English Nanny» - это опытные профессионалы своего дела, которые уделят максимум внимания Вашему ребенку, помогут развить его таланты и потенциал, и обеспечат изучение английского с пеленок. Специалисты агентства дадут подробную консультацию и помогут подобрать самую подходящую Вам няню или гувернантку из Англии. Узнать больше о предложении агентства «English Nanny» и отправить онлайн заявку на подбор няни с английским можно по адресу http://www.englishnanny.ru/
|