О пользе противоречий
Образовательное сообщество сможет
поддержать реформу лишь тогда, когда нас
перестанут привлекать старые, проверенные пути
Вместе с воспоминаниями о
«благополучии» прошлой жизни к нам возвращаются
самые дремучие педагогические идеи. Призрак
авторитарной унифицированной школы стал
появляться в самых неожиданных местах.
Неприятный для педагогического
сообщества вопрос заключается в том, может ли оно
поддерживать реформу образования.
– Как, а кто же тогда может ее поддерживать, если
не профессиональное сообщество? Вы же сами...
Да, конечно, мы же сами столько раз писали и в
каждом номере газеты «Первое сентября» пишем о
том, что без поддержки учительства, а еще больше
– директорства никакая реформа не пойдет.
Но само сообщество развивается так активно и
быстро, что простыми утверждениями оно уже не
удовлетворяется.
Объясню, в чем здесь дело.
На последней «Эврике» – фестивале «Авторская
школа-2000», который, кстати говоря, отныне будет
называться конференцией «Авторская школа»,
потому что теперь это больше разговор о новом
содержании образования, чем праздничная форма
общения единомышленников, время от времени
вспыхивали очень серьезные дискуссии. На меня
самое большое впечатление произвели споры о том,
может ли школа черпать содержание образования из
реальных социальных отношений, которые
развиваются за ее стенами.
Эту линию всегда и очень активно проводил в
«Эврике» ижевский директор Михаил Черемных, и в
этот раз у него оказалось очень много союзников
– Ольга Леонтьева из московской школы
самоопределения А.Тубельского, Игорь Федоренко и
Вера Бедерханова из Краснодара и многие другие.
Но оказалось, что новый этап развития
инновационного сообщества – это уже не
убеждение друг друга в той или иной идее, а
дискуссия по проблематике этой идеи. Не
увещевание друг друга в том, как это замечательно
и важно, а наоборот – проблематизация и поиск
ответа на вопрос: «А как это возможно?»
Развитие инновационного сообщества счастливо
пережило тот этап своего становления, когда
педагогический мир и педагогическое сознание
легко делилось на две противоположные части:
плохая педагогика и хорошая педагогика. И
вступило в ту пору, когда мир, прежде всего
школьный мир, перестал быть линейным и
предсказуемым. Оказалось, что педагогика
развивается сомнением и рефлексией больше, чем
убеждением и согласием.
Особенно остро я почувствовал это во время
жестких дискуссий относительно
дифференцированного обучения. Вдруг оказалось,
что в этом году на конкурс
культурно-образовательных инициатив на статус
«Федеральная экспериментальная площадка»
подано особенно много проектов,
предусматривающих деление учеников по разным
основаниям и обучение их на разных уровнях
трудности материала. А вся традиция «Эврики»,
выросшей на педагогике сотрудничества и
ценностях обучения всех, поддерживает
индивидуальное образование, отрицательно
относится ко всякому делению детей по уровням.
А были очень грамотные проекты, с
формально-научной точки зрения очень
обоснованные и защищенные званиями и степенями
авторов.
И вот во время одной общей на пленарном заседании
дискуссии прозвучали две реплики, которые я
постараюсь здесь привести, хотя за дословность
не ручаюсь.
Известный педагог и философ Александр Лобок,
объясняя свою позицию, сказал примерно так:
– Дело не в технике деления детей по группам, а в
том, что авторы не рассматривают дифференциацию
как проблему, а принимают ее как данность, как
неизбежное обстоятельство нашей жизни и на этой
основе, не проблемной, строят технологии и
параметры разделения детей.
И действительно, было довольно много людей,
весьма уважаемых и достойных, которые говорили:
«Но ведь так или иначе, дети же разные, они
по-разному усваивают программу, так что же их
мучить – надо их разделить и тем, кто плохо
усваивает, дать программу полегче». Это
соображение настолько очевидно, настолько
бесспорно, что, я уверен, у большинства педагогов
оно не вызывает ни малейшего не то что
сопротивления, а даже и сомнения.
Ну конечно – дети разные.
Ну конечно – все усваивают программу по-разному.
Ну конечно...
А вот здесь остановимся.
Бесспорность, внешняя очевидность, банальность
этого хода рассуждений уже сама по себе
подозрительна.
Вот об этом и говорил А.М.Лобок –
непротиворечивость суждения, как правило, не
содержит материала для развития.
– Вы противоречите сами себе, – я часто получаю
такие письма или люди звонят по телефону, чтобы
мне это сообщить.
– Конечно, я же пытаюсь мыслить во время своего
общения с вами, мышление порождается
противоречиями и отражает их. Наоборот, я и хочу,
чтобы эти противоречия были ясно представлены и
читатели могли выбрать свою позицию сами, а не с
моей подсказки.
Потому что если человеку все время давать
подсказки, у него атрофируется способность
думать – а зачем, если можно открыть свежий номер
и прочитать правильный ответ.
Или дождаться министерского письма или приказа и
там посмотреть, как правильно.
Если какой-то орган не тренировать, он просто
атрофируется, вот и все. Поэтому, конечно,
разговаривать с учениками и читателями надо на
языке противоречий, а не жестких, бесспорных
аргументов.
Но вернемся к дискуссии на «Эврике».
Было еще одно запомнившееся мне выступление
известного специалиста Александра Либермана,
который в ответ на критику дифференциации
обратил внимание на то, что эта критика во многом
строится на ценностных основах. Даже на
идеологии, а не на содержательных аргументах.
Поскольку я был одним из самых резких критиков
дифференциации, особенно в том виде, в котором
она была представлена, то это замечание во многом
относилось ко мне лично. И, подумав, я решил
признать правоту этого замечания.
Действительно, уж если наше инновационное
сообщество переросло этап идеологического
единства и борьбы с чиновниками за торжество
инновационной идеи, значит, даже очевидно
неприемлемые подходы необходимо обсуждать на
предметном уровне.
Спасибо товарищу Либерману за справедливое и
очень своевременное замечание.
О чем оно нам говорит?
Это замечание нам говорит о том, что из праха и
небытия, из дремучих глубин педагогического
подсознания всплывают сегодня самые
консервативные идеи и от них просто так не
отмахнешься.
Потому что бедность и житейская беспросветность
учительской жизни, школьная и общая нищета
привели к тому, что для многих учителей и
директоров прошлая, хоть в какой-то степени
благополучная жизнь выглядит сегодня
привлекательной. Да, у нас есть ощущение, что
жизнь медленно налаживается, экономически
прежде всего. Но это еще только финансовые
показатели, это еще не сама жизнь, это еще только
ее предпосылки становятся лучше. А сама жизнь,
особенно школьная, еще не один год будет очень и
очень тяжелой. Поэтому снова материализуются и
так манят отжившие свой век педагогические
подходы и технологии: дифференциация, проблемное
обучение, единство педагогических требований,
уровень воспитанности, даже гармонически
развитая личность маячит то тут, то там на
педагогическом горизонте.
И поскольку отношение учителей к этим
направлениям и подходам определяется не их
содержанием, а тем, что на них переносится
ностальгия по прошлым относительно
благополучным временам, то и не заметить этого, в
общем-то, закономерного явления нашей школьной
жизни нельзя.
...Поэтому и появился этот, казалось бы, странный
вопрос: «А может ли профессиональное сообщество
поддержать реформу?»
Мой ответ таков: «Может, если образ новой жизни
станет более привлекательным, чем образ старой».
|