Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Степан ПЕРМИТИН

Весь мир в кармане

Карманный справочник искателя приключений

Атлас мира:
Справочник школьника:
Карты, статистика, фотографии. –
М.: Махаон, 1999

 

Когда-то в детстве я мечтал об Антильских островах. Мечтал, в общем, плохо представляя себе, где они находятся. Однажды мне даже показали их на глобусе. «Далеко», – подумал я, с трудом растягивая пальцы от Кремля до Саргассова моря. Прошло какое-то время, и на уроке географии мне пришлось определять координаты именно этого архипелага. А потом писать контрольную работу о его климате. Все эти учебные действия не приблизили, а скорее еще больше отдалили грезы моего детства. Острова стали настолько нереальны, что я даже перестал о них мечтать.

Чего хотят взрослые от ребенка, изучающего географию? Чтобы он наизусть знал высоту Эвереста и площадь Мадагаскара. Чтобы мог, проснувшись ночью, перечислить природные зоны Америки и экономические показатели стран Африки. Чтобы его не смущали мудреные термины вроде «относительной высоты» или «глубины залегания», а словосочетание «территориально-производственный комплекс» вызывало бы довольную улыбку. Чтобы он в конце концов мог отличать широту от долготы, горст от грабена, муссоны от пассатов, Урал от Алтая, а флору от фауны.
А чего хотел бы ребенок? Зачем ему могла бы понадобиться география? Большинству взрослых кажется, что тратить время на выяснение подобных вопросов бессмысленно. Мол, все равно в конце пути лежит не четкая программа действий, а какой-нибудь очередной парадокс. Напрасно они так думают. Детское познание гораздо чаще ориентируется на конкретные цели, чем «зрелый ум», развращенный формальной логикой и абстрактным мышлением. Ему в первую очередь нужна реальная Африка, а уже потом площадь, климат и политическое устройство.
Впрочем, и то и другое иногда можно совместить под одной обложкой. Особенно, если на первых порах не настаивать на полноте географической информации во всех областях знаний. Неполнота, недорисованная картина подчас не только проще и привлекательнее для неискушенного зрителя. Она пробуждает мыслительную активность. Самим фактом своей незаконченности провоцирует читателя на поиск новых, более глубоких сведений об интересующих его реках, городах или странах.
Это не значит, что короткие рассказы о географических объектах можно строить из бессвязных, на полуслове оборванных фраз. Никому ведь не интересно читать сокращенный вариант «Медного всадника», составленный из лучших пушкинских строчек. Зато любой цельный отрывок из этой поэмы обладает и внутренней гармонией, и притягательной незавершенностью. Поэтому ваше описание должно поначалу выглядеть настолько плотным, чтобы у ребенка (да и у любого другого внимательного читателя) возникло ощущение первичной завершенности образа. И только потом пробудилась жажда дополнить его подробностями.
Иллюстрированный «Атлас мира» издательства «Махаон», тексты которого составлены англичанином Филиппом Стилом, как нельзя удачно отвечает всем этим требованиям. Приведем хотя бы несколько примеров.
«Колумбия – это красивая страна, которая граничит как с Карибским морем, так и с Тихим океаном. В Колумбии – тропический лес на юго-западе, а также сухие каменистые земли и травянистые равнины. Горы преобладают в этой стране, образуя три главных массива. Здесь добывают золото, изумруды, соль и каменный уголь. На склонах гор растет кофе. Главные города Колумбии расположены как на Карибском побережье, где климат влажный и теплый, так и в более прохладном регионе. Среди последних Медельин и столица Богота, расположенная в бассейне реки Кундинамарки, в окружении горных вершин восточного массива. Растение кока, использующееся для производства опасного наркотика кокаина, растет во внутренних областях страны. Нелегальная торговля кокаином создала в городах страны проблему преступности и гангстерских разборок» – вот, пожалуй, и все, что написано в книге Стила об этой латиноамериканской стране. Разумеется, о Колумбии можно рассказать еще много интересного. Но автор сознательно не пытается предусмотреть, в каком направлении пойдет читательский поиск. Он сделал свое дело, дал какую-никакую характеристику страны, заинтриговал читателя одной-двумя местными достопримечательностями (по большому счету неважно, мафией или морским побережьем) и с чистой совестью переходит к описанию соседней страны.
Между прочим, остальным государствам мира повезло не больше Колумбии. Каждому из двадцати семи регионов планеты (включая Арктику и Антарктику) уделено от 2 до 4 страниц, одну из которых целиком занимает карта. Кстати, стоит сказать несколько слов о картографической находке оформителей атласа: помимо стандартной «большой» физической схемы с едва заметными линиями государственных границ, каждый регион выделен красным цветом на маленьком полушарии в углу соседней страницы. Это дает читателю ощущение «глобальной привязки» той или иной местности и проясняет ему взаиморасположение государств. На первых страницах, к тому же в предельно упрощенной форме, объясняется, как из круглого глобуса получается плоская карта и что такое условные знаки (сам термин не употребляется, но важна суть).
Помимо карты и основного текста, в атласе широко используются художественные врезы. Небольшая фотография или картинка и две-три комментирующие фразы рядом с ней. Темы могут быть самые неожиданные: уличные артисты в Индии, серфинг в Калифорнии, Копенгагенская русалочка, кто такие болгары, боевая раскраска масаев или, например, сибиряки.
«Сильные, красивые, мужественные люди в XVII–XVIII веках стали селиться в бескрайних сибирских просторах и осваивать богатства этого края». А что, в принципе не так уж далеко от истины. Если бы еще не угрюмое и зверское лицо бородатого мужика в папахе, помещенное под этим текстом, иркутяне или томичи вполне могли бы признать в нем земляка. Боюсь, что масаи при виде своих прокомментированных соплеменников испытывают похожие чувства. Но тут уж ничего не поделаешь, европоцентризм не выжечь в голове автора никакой толерантностью.
Зато комментарии по Европе выглядят вполне прилично. Все-таки каждый кулик свое болото хвалит. Скажем, Коринфский канал, наводнения в Нидерландах, пиренейские малые народы или английское завоевание Уэльса. А некоторые из этих заметок – пиво Чехии или вина Германии – интересны далеко не только детям. С другой стороны, атлас, как всякое солидное издание, снабжен справочным аппаратом. Семь страниц основных статистических данных по каждой стране (площадь, население, столица, основные отрасли экономики) за 1997 год плюс указатель географических названий. Конечно, любопытно было узнать, что главными продуктами российского производства, по Стилу, являются железная руда и… пшеница. Для сравнения: Украина и Грузия развивают в основном машиностроительную промышленность (Грузия еще и пищевую).
Но это действительно мелочи. Своей главной цели – заинтересовать школьника, в меру его при этом развлекая, создатель атласа в принципе добился. Разумеется, в наших условиях книга вряд ли подойдет «всем, кто любит путешествовать и увлекается географией или страноведением», как написано на обложке. Русский читатель литературы такого рода все же не английский. Но для «введения в географию», для первого знакомства с миром школьникам трудно рекомендовать более интересного и разностороннего проводника.
Но главная тема нашего разговора остается открытой. Ведь где-то в Атлантическом океане все еще лежат загадочные Антильские острова. И по-прежнему страшно далеки они от народа.



Рейтинг@Mail.ru