В саду нескучных цифр
Данилов
А.А.
Справочник школьника:
История России. IX–XIX века. –
М.: Дрофа, 1999
У автора этих строк есть знакомый
филолог, который «на сон грядущий», забавы ради,
читает ожеговский «Словарь русского языка». Это
может показаться странным, ведь справочная
литература предполагает утилитарное к ней
отношение. Казалось бы, кто станет в часы досуга
разглядывать таблицу Менделеева или листать
грамматический справочник по французскому
языку?
Но не все так скучно в словарях, а уж что касается
энциклопедий по гуманитарным дисциплинам, то
здесь и вовсе царит праздник сердца.
Надо сказать, что жанр гуманитарной энциклопедии
вообще долго оставался у нас слабо
разработанным. Профессиональные историки знали,
где и в каких изданиях можно найти информацию о
том или ином факте, историческом лице. Но
унифицировать данные, классифицировать их по
разделам – канитель не для всякого специалиста,
а уж донести все это до юного потребителя в
доступной форме удавалось лишь единицам.
Сегодня прилавок просто завален справочниками,
хронологическими и генеалогическими таблицами,
атласами, энциклопедиями. Систематизируют
материалы абсолютно обо всем: от торговых пошлин
и содержания международных договоров до
императорских любовниц и королевских собачек.
Уровень этих изданий очень разный, и зачастую они
либо просто вторичны, либо вообще нашпигованы
ошибками и неточностями, как минное поле. Тем
приятнее видеть, что есть пособия, которые по
содержанию приближены и к реальным потребностям
школьника, и к его «сверхурочным» интересам. В
данном случае речь идет об издании «История
России IX–XIX вв.” А.А.Данилова, вышедшем в серии
«Справочник школьника» в издательстве «Дрофа».
Справочник построен по
проблемно-хронологическому принципу. Каждый
блок информации соответствует определенному
периоду истории России: Киевская Русь,
Московское государство. XVII, XVIII и XIX века
рассматриваются как самостоятельные
хронологические пласты. Внутри разделов есть
информация о важнейших политических событиях,
социальном устройстве, краткие справки об
исторических деятелях.
Здесь можно найти информацию и о великих князьях,
и о структуре Министерства иностранных дел в
разные столетия. Есть также петровская табель о
рангах и содержание важнейших
внешнеполитических договоров.
Наконец, есть здесь и краткая информация о том,
чем занимались самые известные купеческие и
промышленные фамилии, а также сообщения о
наиболее известных российских историках.
Последнее все чаще входит в педагогический
оборот, и это не может не радовать.
Информации в пособии содержится много. Конечно,
можно придраться к тому, что автор забыл
упомянуть о чем-то или непонятно зачем он включил
в издание какую-нибудь схему или таблицу. Но, как
мне кажется, есть два очень важных момента при
разборе таких книг. Во-первых, не каждый даже
очень крупный авторитет в науке возьмется за
составление справочника, так как это
колоссальный труд. Это не эссе, поэтому каждая
строчка может стать приговором автору. Он должен
проверить все данные, вплоть до последней
запятой. Во-вторых, если в справочнике есть что-то
ценное, то надо просто запомнить: информацию по
каким вопросам можно получить именно из этой
книги. В конце концов, такова была творческая
концепция составителя, с этим тоже надо
считаться.
Вот исходя из этих соображений и нужно оценивать,
как мне кажется, справочную книгу.
Пособие А.А.Данилова тем интересно, что в нем есть
не только база данных, но и пища для размышлений.
Очень многое заставляет задуматься и о временах
прошедших, и о временах нынешних.
Вот, например, на стр. 258 помещена «Структура
государственных доходов России в 1885–1894 гг.»
(даны средние показатели в процентах). Первой
строкой обозначены питейные доходы – 28%. Кроме
таможенного дохода (14%), все остальные статьи
приносят прибыль не более 6%. (Для сравнения:
нефтяной доход – 0,85%, доход от продажи
недвижимости – 0,01%.) Истина о том, что «веселие
Руси питие есть», аргументирована
статистическими данными. Ведь и сейчас продажа
водки – одна из самых прибыльных статей бюджета,
а государство старается ввести монополию на
изготовление и продажу спиртного.
Другой пример. Кавалеры высших орденов
Российской империи, получая эти награды, не
только принимали почет: на них также возлагались
и обязанности: «Так, орден Св.Екатерины обязывал
«освобождать одного христианина из порабощения
варварского, выкупая за собственные деньги».
Кавалеры ордена Св.Георгия из накопившейся
орденской суммы ежегодно выделяли по 5000 руб. для
призрения заслуженных солдат. Кавалеры ордена
Св.Владимира должны были ежегодно вносить
средства на благотворительные нужды и т.п.» (с. 336).
Затем следует таблица единовременных взносов
кавалеров и пенсий, назначаемых им. Так что
получение награды обязывало к милосердию и
сулило награжденному некую социальную гарантию
в виде пенсии и соответствующий статус в
обществе. Кавалеры же советских орденов имели
лишь «право обслуживания без очереди». Факт,
заслуживающий анализа и размышлений.
Конечно, не всякий даже самый интеллектуальный
школьник способен обратить внимание на такие
вещи. Но это уже дело учителя – разъяснить
получившуюся картину. К тому же издание
ориентировано не только на ученика, но и на
педагога. Пособие А.А.Данилова послужит
преподавателю хорошим подспорьем.
Эта книга заслуживает внимания, и ее автору можно
действительно предложить некоторые замечания и
пожелания, как он об этом просит в предисловии, в
отличие от других справочников, которые можно
начинать писать заново. Поэтому следующие далее
замечания можно расценивать именно как
рекомендации, которые желательно учесть при
переиздании.
Как известно, все познается в сравнении, а уж
статистические данные тем более требуют
исторического контекста, в который они должны
ставиться. На с. 172 дана таблица, в которой
перечислены статьи ввоза и вывоза товаров в 1726 г.
Поскольку речь идет о международной торговле, то
хотелось бы иметь представление о том, каков был
товарооборот России в сравнении, например, с
Англией и Голландией, тем более что Российская
империя в тот период претендовала на не меньшее
экономическое и военное могущество, чем эти
страны.
То же можно сказать и о таблице роста численности
мануфактур при Екатерине II (с. 175). Информация, не
дающая почвы для размышлений, нема. Она не
воспринимается и остается лишь «хроникой наших
достижений».
Стоит отметить, что на с. 173 дана роспись
государственных расходов за 1724 г., где уже можно
провести такой сравнительный анализ. Из этой
росписи явствует, что основной статьей расходов
были армия и флот (почти четыре миллиона рублей в
год). Для сравнения: на школы и академии тратилось
около двадцати семи с половиной тысяч рублей.
Хороша также таблица данных по структуре
основных государственных доходов России и
ведущих европейских стран за 1895 г. (с. 260). Примеры
показывают, что можно усовершенствовать таблицы
товарооборота, а также некоторые другие.
Есть некоторая странность и в оформлении
хронологических таблиц, где указаны даты
правления российских генерал-губернаторов. Так,
на с. 382 Томская губерния представлена лишь
губернатором Д.В.Илличевским и напротив его
имени стоит только дата: 1812 г. Остается
непонятным: то ли губерния просуществовала
меньше года, то ли губернатор правил один год. Это
же относится еще к некоторым лицам,
представленным в списке. В будущем хотелось бы
прояснить этот вопрос. Помимо этого можно было бы
сопроводить такой обширный информационный
массив небольшой справкой об истории
генерал-губернаторства в России, как это сделано
в разделе о наградах. Информация не будет лишней,
если ею можно воспользоваться продуктивно.
А вот что касается хроники событий в области
«общественного протеста» (с. 307), то, как мне
кажется, это дань старой традиции, в основе
которой – гипертрофированное внимание к
социальной борьбе. Все же волнения рабочих на
предприятиях Тульской губернии в 1837 г. – не самое
заметное событие в истории России. Хотя вполне
возможно, этот раздел был составлен с учетом
министерских рекомендаций, с которыми трудно
спорить. Если это воля автора, то упоминание о
событии должно быть увязано с остальным
справочным материалом, и в таком случае знания о
волнении тульских рабочих будут небезынтересны
школьникам.
В любом случае упомянутые рекомендации остаются
лишь пожеланиями. Первое, с чем надо поздравить
автора, так это с удачной основой, к которой можно
прибавлять новый материал.
Главное заключается в том, что книгу в нынешнем
виде интересно читать не только за школьной
партой или учительским столом, но и в домашнем
кресле, вечерком. Хочется надеяться, что и это
издание станет для кого-нибудь любимым чтивом
«на сон грядущий».
|