Анатолий КАРМАЗИН:
«Мы не собираемся вводить экзамен
по кареловедению!»
Карелия – уникальное явление среди других
республик в составе России. Здесь хранится
богатейшее культурное наследие трех северных
народов – карельского, вепсского и русского:
одних только недвижимых памятников более пяти
тысяч, карело-финский эпос «Калевала», острова
Кижи, Валаам, Соловки… Вместе с тем
географическая близость к странам Северной
Европы накладывает свой отпечаток на жизненный
уклад и социо-культурную ситуацию: здесь не
встретишь тех гримас суверенитета, что стали
обычным явлением для ряда регионов Поволжья или
Северного Кавказа. А уж колоритный «национальный
лидер» типа президента Марий Эл Кислицына или
главы Якутии Николаева здесь невозможен по
определению. Именно этим интересен карельский
подход к формированию национально-регионального
компонента содержания образования, о котором мы
попросили рассказать его главного идеолога –
заместителя министра образования Республики
Карелии Анатолия КАРМАЗИНА. Впрочем, разговор
начался с традиционного вопроса о школьных
учебниках: что делает дотационный регион с
достаточно ограниченными финансовыми
возможностями для решения общей проблемы
практически всех областей и республик?
– Анатолий Семенович, какова
ситуация с обеспеченностью карельских школ
учебниками?
– Ситуация не катастрофическая, но сложная. В
элементарно необходимом количестве и, мягко
говоря, с не совсем просроченным сроком хранения
учебники имеются в каждой школе. Есть даже по
некоторым предметам учебники невостребованные,
приобретавшиеся в годы, когда за них не платил
региональный бюджет. В то же время не хватает
учебников новых, прежде всего по гуманитарным
дисциплинам: обществознанию, истории,
английскому языку, географии… По другим
предметам учителя вынуждены выбирать из того,
что наличествует в фонде школьной библиотеки.
Если посчитать все, что есть, то суммарно
учебников пока хватает – речь должна идти прежде
всего о перераспределении. И, конечно, о закупке
новых. Но здесь возникают два взаимосвязанных
вопроса – цены и механизма приобретения.
– И что же не ладится в этом механизме?
– В 1998 году было принято постановление
правительства республики, где мы установили
порядок обеспечения школ учебниками. Мы
предложили такой вариант: начальная школа
полностью обеспечивается за счет регионального
бюджета, в среднем звене государство вносит
половину средств, в старших классах доля
государственной поддержки снижается до 10–15
процентов. В общей сложности получалось, что
республика берет на себя две трети всех расходов
на школьные учебники. Собственно говоря, на тот
момент реальное соотношение родительского и
государственного участия в приобретении учебной
литературы в среднем и было примерно таким,
сейчас доля родительских средств больше.
Но для решения поставленной задачи требовались
ежегодные бюджетные ассигнования порядка 15 млн
рублей в течение четырех лет, а мы имели максимум
3, минимум – 1 млн рублей в год; в этом году в
бюджете на учебники предусмотрено 2 млн. Значит,
нам удавалось удовлетворять где-то от одной
седьмой до одной пятой части потребности. Именно
поэтому постановление 1997 года сегодня не
работает: при отсутствии топлива ни один
механизм запустить нельзя…
– Многие регионы ищут выход из положения в
заключении прямых договоров с издательствами и
создании государственных структур, занимающихся
оптовыми закупками. Это, кстати, помогает решать
и вопрос удешевления учебников…
– Прямые договоры с издательствами мы начали
заключать довольно давно. Прежде эта работа была
поручена фирме «СДЛ» («Союз деловых людей»),
которую учредило само Министерство образования
республики. Фирма заключала договоры, туда
перешли после закрытия библиотечного коллектора
товароведы… Но потом у этой структуры появились
свои коммерческие интересы, вошедшие в
противоречие с интересами образовательными.
Кроме поставок учебников за бюджетные деньги они
занимались также и розничной торговлей, эти
потоки смешивались. В итоге нам пришлось
расстаться с этой фирмой. А когда расстались,
выяснилось, что заниматься учебниками некому:
чиновнику заключать договор вроде бы не с руки…
Попытались передать эту функцию Карельскому
республиканскому институту повышения
квалификации работников образования – во многих
регионах сейчас именно ИПК является тем центром,
который собирает информацию об учебниках,
аккумулирует заказ и организует оптовые
поставки, – однако у нас эта схема не сработала. В
итоге возник некий вакуум в отношениях с
издательствами…
Сейчас министерство возобновило работу в этом
направлении: заключен договор с издательством
«Просвещение», совместно с ним открыт магазин
«Школьный мир». Решено, что в этом году работаем
только с «Просвещением» и все деньги, выделенные
на учебники, расходуем через это издательство. С
экономической точки зрения это очень эффективно:
учебники поступают крупными партиями, наценка
минимальна… Но здесь важно иметь в виду, что
невозможно каждый год договариваться с одним
«Просвещением» – иначе учебники «Дрофы» или
«Мнемозины» вообще никогда не придут в школы
республики. Если мы демпинговой ценой просто
навяжем учителям и родителям определенный набор
учебников, то через какое-то время окажемся в
тупике, сформировав региональный перечень
учебной литературы не с точки зрения качества, а
с точки зрения цены. Тут уж о какой-то
вариативности говорить вообще не придется…
Поэтому руководство «Просвещения» уже извещено,
что мы не должны и не будем ограничиваться только
их продукцией и они обязательно должны брать на
реализацию учебники других издательств – в том
спектре, который представлен в региональном
перечне!
– Кстати, о перечне. Сейчас идут активные
споры о том, каким должен быть региональный
список учебников и должен ли он быть вообще…
– Необходимость создания в Карелии
регионального перечня учебной литературы была
зафиксирована еще в постановлении
республиканского правительства 1998 года.
Вариативность не должна быть бесконечной, в
противном случае она превращается в хаос – тогда
пропадает смысл всякой государственной политики
в области образования. Поэтому мы пытались найти
разумный предел: два-три наименования по каждому
предмету в каждом классе. При этом исходили из
довольно банальной посылки: весь контингент
наших школьников можно разбить на три группы –
учащиеся, занимающиеся по базовой программе,
небольшой процент «продвинутых» детей и те, кто
нуждается в коррекционно-развивающем обучении.
Соответственно ориентация при отборе учебников
в региональный перечень должна быть не на
отношение к автору («нравится – не нравится»), а
на конкретные группы учащихся с конкретными
образовательными потребностями. Кстати, такой
подход было бы неплохо реализовать и на уровне
федерального перечня…
– И этот республиканский список учебников
был создан?
– С формальной точки зрения решение
правительства было выполнено, однако в полном
объеме реализовать нашу идею об изменении
критериев отбора не удалось. К сожалению,
возобладали субъективные пристрастия
методистов республиканского института
повышения квалификации: в ответ на нашу просьбу
выбрать из нескольких учебников один-два,
оптимально отвечающих образовательным
потребностям определенной группы учащихся, мы
получали не очень внятные рассуждения о том, что
все учебники хороши по-своему и четко
ранжировать их никак нельзя: у одного лучше
дидактическая часть, другой в большей степени
апробирован в школах республики… В итоге
получилось, что наш региональный перечень
фактически повторял федеральный плюс туда еще
были включены пособия по региональному
компоненту содержания образования.
Поэтому в ближайшее время Министерством
образования Республики Карелии будет
разработано новое положение об обеспечении школ
учебниками: мы уточним механизм приобретения и
доставки учебной литературы, определимся с
источниками финансирования и существенно
сократим региональный список…
– Вы упомянули о региональном компоненте
содержания образования. Что он представляет
собой в Карелии?
– Мы не пошли по пути введения в Базисный учебный
план отдельных предметов, помеченных как
«региональный компонент». «Кареловедения» вы в
расписаниях наших школ не обнаружите. Мы
полагаем, что региональная составляющая должна
присутствовать в качестве своего рода
«карельской окраски» традиционных школьных
дисциплин. Естественно, только там, где это можно
и целесообразно: о математике и физике речь не
идет. За счет 10–15 процентов учебного времени,
предусмотренных в инвариантной части Базисного
учебного плана на реализацию регионального
компонента, выделены региональные
образовательные области: «родной язык и
словесность», «история Карелии», «геосистема
Карелии», «культура Карелии», «экономика
Карелии». По каждой из этих областей
разрабатываются модульные курсы – например,
«Экология Карелии», «Народные ремесла и промыслы
Карелии», которые интегрируются в основные
учебные предметы. И сегодня абсолютное
большинство карельских школ имеют в своих
учебных планах региональную составляющую – при
этом не перегружая детей!
У нас уже было два семинара по проблемам
исторического образования, проведенных
совместно с Советом Европы. Одна из
обсуждавшихся проблем – роль школьного учебника
в курсе истории, другая – место региональной
истории в истории национальной, европейской и
мировой. Карелия входит в число территорий
России, участвующих в проекте «Евроклио», и в
ряде наших школ проводится апробация нового
поколения учебников по истории ХХ века. В
Петрозаводском университете создан специальный
инновационный центр для того, чтобы переобучать
наших учителей, в том числе и преподавателей
истории. На мой взгляд, это тоже может считаться
региональной составляющей карельского
образования…
Помимо отбора содержания регионального
компонента мы формируем требования к его
усвоению учащимися, тесты-измерители. Могу
похвастаться: уровень качества знаний по
региональным образовательным областям
составляет 70–80 процентов! Особенно высока
востребованность учениками и родителями
экономического курса – причем как общих основ
экономической грамотности, так и того, что
непосредственно касается экономики региона. Но
здесь нам пока не хватает подготовленных
преподавателей, поэтому мы рекомендуем изучать
курс «Экономика Карелии» за счет часов
вариативной части Базисного учебного плана и
только при наличии квалифицированного
специалиста.
– В большинстве национальных республик
России обязательное изучение родного языка в
школе вызывает резкое неприятие русскоязычной
части населения, которая подчас составляет
большинство – во всяком случае в городах. Как с
этим обстоят дела в Карелии?
– Действительно, Карелия является национальной
республикой – при том что всего чуть более 10
процентов населения относятся к финно-угорским
народам. Одним из направлений государственной
региональной политики является поддержка
национальной культуры коренного населения. С
начала 90-х годов заметна тенденция возрождения
национальных языков, открыты кафедры на
соответствующих факультетах вузов, готовятся
специалисты и педагоги в области культуры,
регионоведения…
Вместе с тем ни о какой принудительности
говорить не приходится. Родные языки –
карельский и вепсский – рекомендованы у нас в
качестве обязательных только в местах
компактного проживания коренных народов.
Карельский язык изучается в большинстве школ
Пряжинского, Олонецкого и Калевальского районов,
причем для этих районов приходится писать разные
учебные пособия: южнокарельский диалект
серьезно отличается от северного. Поскольку
численность вепсов на земном шаре составляет
около восьми тысяч человек, вепсский язык в
республике учат лишь в четырех школах, из которых
три расположены в Вепсской национальной волости
и одна – финно-угорская гимназия – в
Петрозаводске. В то же время по понятным причинам
наблюдается значительный интерес детей и
родителей к изучению финского языка: тут
инициатива идет снизу!
Хочу подчеркнуть: мы не ставим перед собой задачу
готовить в школах профессиональных знатоков
карельского или вепсского языков, наша цель –
сформировать у ребят интерес и уважение к языку и
культуре своего народа. Именно поэтому мы не
собираемся вводить никакого регионального
экзамена по родным языкам: так можно напрочь
отбить всякую охоту их изучать.
– А насколько карельский региональный
компонент содержания образования обеспечен
учебниками и учебными пособиями?
– В тех 15 млн рублей, которые нам необходимы
ежегодно на обеспечение школ учебниками,
заложены и средства на издание пособий по
региональному компоненту. Поскольку, как я уже
говорил, реально из бюджета выделяется лишь
незначительная часть этой суммы, причем деньги
поступают обычно поздним летом или ранней осенью,
сформировать собственные авторские коллективы и
самостоятельно пройти весь путь от разработки
концепции учебника до его издания мы, как правило,
не можем. Приходилось искать нетрадиционные
варианты. Например, издание учебника финского
языка нам наполовину оплатила финская сторона, а
мы одновременно договорились с издательством
Петрозаводского университета: они бесплатно
печатают для нас «Калевалу», а мы в обмен
поставляем им словарь карело-финского языка.
Другой вариант – реализация коммерческих
проектов: так, справочно-информационное пособие
«Республика Карелия» подготовлено как
коммерческий проект, без вложения средств
бюджета.
Беседовал Сергей ПОЛЯКОВ
|