"...Обстоятельства жизни нам могут
быть продиктованы. Но образ жизни внутри этих
обстоятельств зависит от нас..."
Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург
Статьи А.Адамского о школе будоражат,
но чувствуешь себя бабочкой, бьющейся о стекло
керосиновой лампы, – бессилие пробиться к огню и
боль ожогов.
Почитаешь и думаешь: ну да, школа наша зашла
куда-то не туда. Особенно, как это ни странно
звучит, в последние годы, с тех пор как утратился
стержень воспитательной работы, на котором все и
вертелось.
Советская школа была непомерно
идеологизированной, но в то же время много
занималась собственной педагогикой –
воспитанием учеников. Гораздо больше, чем
средняя школа сегодняшнего дня. Да, и тогда
готовили к поступлению в вузы, и тогда
“вытягивали” медалистов, и тогда сдавали
экзамены (кстати, в большем количестве, чем
нынешние выпускники). Но главным было иное.
Можно сколько угодно ругать пионерскую и
комсомольскую организации, но школьная жизнь в
этих формах при умных и неравнодушных к детям
руководителях кипела ключом.
Вспоминаю, сколько было пропущено уроков ради
подготовки к сборам, ради поездок и соревнований.
Вспомнить приятно. Прогуливаешь, но при этом не
ощущаешь себя преступником. В моей родной школе
возможность таких пропусков предоставлялась как
награда, как знак поощрения и доверия. “Мы
надеемся, – говорили нам, – что это не отразится
на успеваемости”. И как старательно мы учили
пропущенные темы самостоятельно! Доверие надо
было оправдать. Вероятно, это был один из лучших
методических приемов нашей школьной
администрации. Что-то очень важное при этом
воспитывалось. И школа воспринималась не только
как место, где учат уроки: она была
многогранником, где учебная работа – лишь одна
грань жизни.
Кстати, в институте было то же самое. Мы,
литфаковцы конца 70-х, безнадежно “идеологически
испорченные” общением с литературой не только
разрешенной, но и самиздатовской, комсомольские
лозунги не принимали особенно всерьез. Зато
выпускали стенгазеты, читали лекции, играли на
сцене, занимались спортом, и все это не слишком
задумываясь о своей “комсомольской активности”
– просто жили увлеченно и творчески. А если наши
увлечения заносились в графы комплексных планов
и отчетов, то это было привычным и раздражало не
слишком. Жить было интересно, и подготовка к
экзаменам никогда не считалась чем-то
самым-самым главным.
Сейчас, мне кажется, жизнь в учебных заведениях
стала однобокой. В классы приходят учиться – и
как будто бы всё. Конечно, проходят вечера и
дискотеки, кавээны и турслеты, но представляются
эти мероприятия одинокими рифами в океане
учебных будней. Не хочу обидеть тех энтузиастов,
которые нарушают общую картину, – я не об
исключениях. А в целом скучновато. От однообразия
начинается морская болезнь – кто-то засыпает,
кого-то тошнит. И что нам предлагают? Растянуть
эту тоску на 12 лет?
Между тем растягивать курсы изучения наук,
очевидно, вредно. Если мне требуется изучить
какой-то предмет – я не стану принимать его в
день по чайной ложке, а устрою себе курс
“интенсивной терапии”. Конечно, какая-то база
для этого должна быть, но не состоящая из
загромождающих память блоков-сведений. Можно
изучать язык в школе 7 лет и не знать его, а
появится потребность – за два месяца на курсах
освоишь гораздо больше.
А вообще 12 или 8 лет, школа, лицей, училище – это
вторично. Главное, чтобы система образования не
делала из собственно образовательных дисциплин
фетиша. Школа – не подготовка к жизни. Школа –
этап жизни, причем очень важный, острый,
искрометный. Учеба – лишь часть ее.
С другой стороны, наша ошибка в том, что многие
подсознательно считают, будто учеба (а в
дальнейшем и работа) – это не настоящая жизнь, а
плата за нее, средство к существованию. Просто
гибельная позиция, если учесть, что в учебе и на
работе мы проводим по крайней мере треть
отпущенного нам времени. Другую треть –
неизбежно спим. Остается слишком мало.
Вот этому надо научить каждого – от ученика до
пожилого чиновника – пониманию, что живем мы все
время, каждую секунду и когда находимся в стенах
школы – тоже. Обстоятельства жизни нам могут
быть продиктованы. Но образ жизни внутри этих
обстоятельств зависит от нас, от нашего
отношения к тому, что мы делаем. Вот об этом надо
говорить и спорить, а не о количестве лет, учебных
предметов и экзаменов!
|