Сцена – единственное место, где
можно не играть
И есть актерские работы, которые
убеждают нас в точности этого парадоксального
определения. В эти дни Кириллу Лаврову
исполнилось 75 лет.
В БДТ состоялась премьера спектакля по пьесе
Г.Гауптмана “Перед заходом солнца”, где К.Лавров
сыграл главную роль.
Спектакли были вечером, а днем,
предвосхищая их, были записки актрисы. Еще не
книга, главы из нее, и, читая их, то и дело хотелось
улыбаться. Не потому, что встречалось нечто
особенно забавное – анекдотами, курьезными
случаями театральной жизни мемуаристка не
увлекалась, зато умела смотреть на себя и на
партнеров с юмором. На них – еще и с любовью, а на
окружающее – с редкой наблюдательностью, без
которой хороших актеров не бывает.
Одна из глав называется «Мое счастье». «Эта
статья была написана четыре года назад для
задуманной книги о Г.А.Товстоногове. Задумщики
все еще думают. А статья – вот она». На столе,
рядом со стопкой бумаги – страниц около ста –
расположились фотографии. Вот она – Зина Шарко, а
если полным титулом – народная артистка России
Зинаида Максимовна Шарко вместе с Ефимом
Копеляном в незабываемых «Пяти вечерах». Песенка
ее героини «Миленький ты мой, возьми меня с
собой...» разнеслась по большой нашей стране
быстро-быстро, и театралы, москвичи и не только,
ездили на товстоноговский спектакль так же
исправно, как потом на «Идиота» со Смоктуновским
и на «Мещан» и «Историю лошади» с Лебедевым.
Самолюбивый Алексей Герман признавался, что в
его фильме «Мой друг Иван Лапшин» видны большие
ослиные уши «Пяти вечеров».
Командировка в Петербург была вызвана премьерой
в том же Большом драматическом, где по сей день
работает Шарко. В канун своего 75-летия Кирилл
Лавров сыграл Маттиаса Клаузена в пьесе
Г.Гауптмана «Перед заходом солнца», и опять-таки
быстро-быстро стало известно, что роль эту не
стоит пропускать. Пока не оказалась в театре, не
знала, что идея постановки принадлежит Дине
Шварц и что спектакль посвящен ее памяти. В
программке сказано: «легендарному» завлиту, и
«легендарному» не показалось преувеличением,
свойственным людям искусства. Театр так
чувствовал и открыто выражал свои чувства,
несомненно понимая, что для большинства
присутствующих в зале имя завлита и особая ее
роль в жизни театра неизвестны. Нам – неизвестны,
для них – бесспорны, и они считали необходимым
эту бесспорность подчеркнуть.
На другой после спектакля вечер Лаврова
поздравляли зрители, товарищи по сцене, а
вице-премьер Валентина Матвиенко вручила ему
орден, а юбиляр... Чем кончил юбиляр свое краткое
слово? Признательностью Товстоногову. Больше
десяти лет как тот ушел из жизни, а новый
художественный руководитель не занял его
кабинет, оставил в нем все как было и труппу
сохранил, и это свое, сохраненное помогает
держаться и ему, Лаврову, и театру.
Таков был смысл сказанного, и можно насочинять
немало хлестких фраз, типа «самому не двадцать,
оттого пенсионеров не трогает», – но стать
пошлячкой в собственных глазах не тянет. К тому
же запрет на подобного рода пассажи накладывает
история БДТ. Не от Лаврова, от Товстоногова знаю,
что не раз нынешнему худруку предлагали стать им
гораздо раньше, и предлагали в форме, принятой у
высокого начальства, но Лавров открытые посулы и
скрытые угрозы проигнорировал. Предпочел
остаться актером и порядочным человеком.
Вполне понимаю шаткость своего предположения, не
настаиваю на нем, но отказаться от него не спешу.
Интуиция подсказывает, что актер не сыграл бы
своего Маттиаса столь безупречно-естественно,
если бы роль и исполнитель были далеки друг от
друга. Если бы то, что считал для себя
обязательным или неприемлемым один, не было бы
внятно другому. К тому же и спектакль
подсказывает возможность подобных
предположений. В его решении не чувствуется
направляющей, подчиняющей единому замыслу
режиссерской руки. Воли. Создается впечатление,
что актеры были пущены Григорием Козловым в
вольное плавание и каждый сыграл то, что вычитал
в пьесе. Маттиас Клаузен оказался один на один с
предавшими его детьми (потеряв жену, он на склоне
лет полюбил молодую девушку, дети же,
испугавшись, что лишатся доли наследства,
объявили его недееспособным), а Лавров – один на
один с ролью. Свита не играла короля – серьезной
поддержки от партнеров исполнитель не получил.
В одном из интервью Лавров сказал, что несколько
месяцев, когда шли репетиции, он был счастлив. Что
давно не был так счастлив, и это переполнявшее
его чувство каким-то неведомым образом сказалось
в роли и передалось залу. Было интересно и
радостно смотреть на счастливого человека,
видеть его улыбку, его глаза. Горе – старит,
радость – красит. Обаянию Лаврова трудно было
противостоять.
Коллизия пьесы Герхарта Гауптмана –
шекспировская коллизия. О короле Лире думал он –
думаем мы и мрачно ждем неизбежного конца. Он не
замедлил явиться, и Лавров сыграл его так, как
подобает большому художнику. Разительно
изменился, но грим тут был ни при чем. При чем –
тусклый голос, речь, прерываемая мучительными
паузами, испуганные глаза. «Я жажду заката» – не
слова роли, крик души. Других он сказать не мог.
В России надо жить долго – начало фразы звучит
легко, конец легкость снимает. Надо жить долго,
чтобы узнать наконец правду, добиться
справедливости, чтобы облегчилась участь
живущих. «Дом», «Братья и сестры» –
замечательные и знаменитые спектакли
Петербургского Малого драматического,
завоевавшего титул Театра Европы, были любимы,
брали за сердце тем, что вселяли надежду. Глядя на
сцену и покоряясь ей, нельзя было не верить, что
пекашинцы и дальняя их деревня не станут жить
по-людски. Они перемогли, перестрадали войну, и
каждому не сегодня-завтра воздастся по делам его,
а злая, бессмысленная воля, стоящая над ними,
отступит, перестанет калечить людей и землю.
Сыгранный впервые 20 лет назад «Дом» заставлял в
это верить. Почему же теперь, когда актеры играют
так же истово, а зал слушает по-прежнему затаив
дыхание, – почему так трудно найти в себе прежнюю
надежду на «небо в алмазах»?
Оттого ли, что погибла Лизавета – душа деревни и
рода Пряслиных? Но она и прежде погибала, и терять
ее всегда было больно. Или оттого было особенно
тяжело, что не появился на сцене Николай Лавров –
Михаил Пряслин, безотказная опора вдов и сирот?
То есть он был, но не ходил по подмосткам, а
возникал на экране – ладный, красивый и крепкий,
но навсегда ушедший из «Дома», как навсегда
нежданно-негаданно ушел из жизни прекрасный
человек и талантливейший актер Николай Лавров.
Спектакль был сыгран в его честь и память, и
реплики Михаила, если экранных не хватало,
произносил Петр Семак.
От личного горя театр уйти не может и не спешит, и
зрители, ему преданные, от потери не скоро
отойдут. Да и жизнь не позволит – стрелка ее
барометра не стоит на «ясно», а мечется между
«бурей» и «засухой». И театр – тот же барометр
жизни – мечется вслед за ней. Гуру современного
сценического искусства, польский режиссер Ежи
Гротовский, написал, и Зинаида Шарко вспоминает
его парадоксально-точную фразу: «Сцена –
единственное место, где можно не играть». Лев
Додин не для того только возил молодых актеров на
Пинегу, чтобы они усвоили тамошний говор и
ухватки. Но чтобы прониклись иной стороной бытия,
воссозданной в романах Федора Абрамова с той
степенью реальности, о которой Белинский
говорил, что она больше, чем сама реальность. И
теперь, играя то, что играли прежде, актеры
привнесли в это прежнее чувства, вызванные новым
временем, новой реальностью. Новой для себя, зала
и ставшей за эти годы уж точно своей деревни. И не
можешь отойти от вопроса себе: просуществовала
ли деревня и ее жители – Михаил, Анфиса Петровна,
близнецы Пряслины – Петр и Григорий, Евдокия
Великомученица, Чугаретти, даже распьянушный
Егорша – достаточно долго, чтобы начать жить
по-людски? Или надо еще ждать и ждать?
|