Ловушки общих рецептов
Экспериментальная педагогика имеет
право на существование,
но не стоит ее навязывать всем, потому что...
Споры консерваторов и радикалов о
будущем школы часто напоминают беседу двух
глухих, которые не слышат и не понимают друг
друга. Консерваторы, как обычно, наводят тоску, но
и радикалы не радуют.
Не видят они разницы между фантазией и
реальностью, между идеальным экспериментом и
реальной жизнью массовой школы. Или, может,
притворяются, что не видят?
Нет, вряд ли. Многие из них знакомы мне с давних
пор, все они хорошие, умные, образованные, добрые
люди.
Не буду называть имена. Я по-прежнему надеюсь, что
они однажды очнутся от своего утопического сна и
вернутся на грешную землю.
Ведь что получается? Если исполнятся их желания,
то в школе исчезнут учебные программы, отметки,
уроки, учебники… Словом, будет не школа, а мечта
любого ученика.
Забывают одно: все это уже многократно
испробовано в массовой школе если не в России, то
в других странах. Результат можно выразить двумя
словами: не получилось.
Например, говорят: учебные программы не нужны.
Учителя сами знают, чему учить детей. Или еще
лучше: дети сами знают, чему им надо учиться. Вот
от кого должна исходить инициатива.
Замечательная идея – новая, революционная.
Правда, американцы обожглись на ней еще двадцать
лет назад. До сих пор расхлебывают заваренную
тогда кашу.
Вводили они свою «цельную математику» (whole
mathematics), как у нас кукурузу в хрущевские времена,
– от юга до севера, по всем американским штатам.
Идея та же: не надо детей учить арифметике, это
все тупая зубрежка. Пусть они изобретают свою
собственную математику, личностную,
прочувствованную. Пусть постигают суть
математического действия, а не заучивают, как
попугаи, таблицу умножения.
Кто же возразит против таких замечательных слов,
как творчество или свобода? Только в классах
почему-то получалось все наоборот: ни творчества,
ни свободы, ни таблицы умножения.
Калифорния – первый штат, который ввел в
начальной школе «цельную математику», первым же
ее и отменил. То же случилось и с «цельным
языком», согласно которому дети должны
«изобретать» чтение и письмо.
Жертвами оказались несколько поколений
учеников, которые проскучали по пять-шесть лет в
начальной школе, так и не научившись толком
читать и считать.
Что ж, фокус не удался – другим наука. Но,
оказывается, другие и слышать об этом не хотят. У
американцев не получилось, а у нас получится. Они,
наверное, и это не так делали, и то не так
придумали…
Словно отстаивают «социализм с человеческим
лицом»: не важно, что и в этой стране ничего
хорошего не вышло, и в той не получилось, все
равно будем за него воевать до последнего.
Идея, может, и соблазнительная, но на чем же
основаны надежды? Тут указывают на успех
отдельных талантливых учителей.
Александр Михайлович Лобок в Екатеринбурге
ведет два класса ребятишек, которые учатся у него
без традиционных учебных программ и отметок. В
школе Монтессори дети сами находят свой путь к
знаниям, осваивая особо организованную
учебно-развивающую среду.
Работа идет – и отлично. Но можно ли по этим
моделям планировать будущее нашего образования?
К примеру, радикально новая школа Френе во
Франции была популярна, имела множество
последователей, а потом стала потихоньку
исчезать с педагогической карты. Идеи ее живы в
книгах, но жизнь французской школы развивается
по другим законам.
Педагогический радикализм не приживается в
обычном классе, хотя может дать многообещающие
плоды в руках педагога-мастера.
В чем разница между школой Лобка, где
беспрограммно и безотметочно учится около
сорока детей, и неисчислимым множеством школ
Российской Федерации? Разница в том, что в школе
Лобка работает Александр Михайлович Лобок, и ему
действительно не нужны предписанные сверху
программы, он сам знает, как создать условия для
детской учебы.
Такие эксперименты надо изучать, защищать и
поддерживать, они провоцируют мысль, будоражат
воображение, но объявлять подобные идеи панацеей
от школьных болезней по меньшей мере наивно, а
внедрять их в массовой школе с помощью концепций
и других нормативных документов – чистое
безумие.
У талантливых американских учителей подходы
«цельной математики» и «цельного языка»
работали блестяще, а в массовой школе
превратились в собственную карикатуру. Не забыть
бы об этом, восторженно обсуждая очередное
педагогическое открытие-откровение.
Стремление к идеальной школе, к школе радости –
драгоценное стремление, оно воодушевляло лучших
педагогов всех времен и народов. Но подъем духа
не обязательно означает потерю трезвого разума.
Конечно, педагогический идеал – важнейший
помощник в работе учителя. Его дают, например,
педагогика сотрудничества и педагоги-новаторы,
помогая учителям в их сегодняшней трудной жизни.
В чем тут разница? Педагогика сотрудничества не
призывает к разрушению старой школы до
основания, а подсказывает, как ее очеловечить без
разрушительных революций практически в каждом
классе и школе. Другой же идеал может оказаться
ловушкой-миражем, заманчивым и обманным.
Начинаешь в нем разбираться, и возникает вопрос:
а не ломимся ли мы в открытую дверь, не изобретаем
ли педагогический велосипед, давно известный в
других странах? А главное – годится ли этот
велосипед как надежное транспортное средство
или он все же навеки останется музейным
экспонатом?
Пока ответы на эти вопросы не ясны, я умерил бы
восторги и ожидания. Порой самая большая
опасность для революционеров от педагогики –
это их победа.
|