Российская школа – для всего мира?
В нашем образовании есть неявный,
но очень эффективный механизм самообновления
Одна из идей реформирования заключается в том,
чтобы развивать экспорт отечественного
образования
Наши дети уже живут в общем культурном
пространстве
Одна из идей реформирования российского
образования заключается в том, чтобы развивать
экспорт отечественного образования.
Казалось бы, наша школа находится сегодня в таком
плачевном состоянии, что речь идет об
элементарном выживании, о том, чтобы российская
школа вообще осталась институтом образования, не
выпала из культурного контекста, не превратилась
в убогое место детского призрения.
Не станем повторять всем известные
обстоятельства несчастной школьной жизни, но
обратим внимание уважаемых читателей лишь на
одно: несмотря на все испытания, выпавшие на долю
просвещенцев, каждый год на конкурс «Авторская
школа «Эврика» подается в среднем около 300
заявок.
Еще раз: начиная с 1987 года, когда молодые
сотрудники матвеевской «Учительской» провели
самую первую «Эврику», каждый год, когда
объявляется сбор заявок на инновационные, а
затем и экспериментальные проекты, подается в
среднем примерно одинаковое число заявок –
около 300.
И когда в 1997 году эвриканское сообщество решило
провести объединение с ведомственным статусом
«Федеральная экспериментальная площадка», то
резкого повышения количества заявок вовсе не
произошло. Скорее всего дело не в официальных
статусах, а в существовании какой-то постоянной
части.
Даже не так: дело в том, что в российском
образовании скорее всего есть неявный, но очень
эффективный механизм самообновления.
Это очень важный вывод, и мы бы хотели
остановиться на нем подробнее.
Усилиями новаторов-подвижников, усилиями плеяды
блестящих педагогических журналистов, наконец,
усилиями лидеров общественно-педагогического
движения в Советском Союзе еще до начала
девяностых годов возникла и укрепилась традиция
инноваций. Не в официальных кругах, а в сознании
профессионального сообщества сформировался
особый, присущий только нашему отечественному
образованию способ изменений школы. Этот способ
– инициатива самих учителей и директоров.
Когда в самом начале девяностых годов наши
педагоги стали выезжать за рубеж и бывать на
разных конференциях, то многие из них стали
рассказывать об «авторской школе» и о том, что в
России учителя сами пытаются коренным образом
менять свои школы. Западные коллеги очень
удивлялись:
– Как, вы сами создаете и мировоззрение, и
школьную философию, и программы, и систему
управления школой?
В этом вопросе ключевое слово – «сами». Даже в
самых демократических и развитых странах школа
все равно остается островом мощного
государственного регулирования. Или
гражданского регулирования. Это значит, что,
например, в США полную власть над школой имеет
местное сообщество и через своих выборных
представителей граждане регулируют и уклад
школьной жизни, и школьные программы. А в Англии,
когда, например, директор школы уходит на пенсию,
всю работу по поиску кандидата и отбору из многих
заявлений самого подходящего осуществляет совет
школы, а не ведомство. А суперцентрализация
французской школы стала уже притчей во языцех, и
эту централизацию нам теперь ставят в пример. На
самом деле в мире нет похожих систем образования,
нет самой лучшей модели, нет образца, с которого
мы можем «списать слова» для развития нашего
образования.
С нашей точки зрения, западный опыт использовать
безусловно необходимо, потому что современная
школа – это мировая школа. Мир стал таким
маленьким и таким открытым, что уже поздно
спорить, идти ли нам от своей культуры к мировой
или от общемировых ценностей к собственным. Мы
уже живем общей мировой жизнью, и чем быстрее это
общее станет образовательной предметностью, тем
безопаснее и нормальнее станут и наша жизнь, и
наше образование.
И наши дети уже это сделали независимо от наших
по этому поводу решений. Хотим мы этого или нет,
нравится нам это или нет, но сегодня подростки
России и других европейских стран живут в общем
культурном пространстве – они похоже одеваются,
предпочитают схожие стили в музыке, даже говорят
похожим по ритму сленгом. Это удивительно:
общаясь в последнее время с подростками из
России, Голландии и Великобритании, я заметил,
что, несмотря на разные языки, многие из них
одинаково интонируют фразу, как правило, она
начинается «с высоких нот» и заканчивается почти
басом. А те, у кого есть возможность пользоваться
Интернетом, просто живут общей сетевой жизнью и
общаются напрямую.
И в этом смысле, еще раз повторю, поздно спорить о
том, как более эффективно строить искусственную
систему образования, – дети не участвуют в
парламентских слушаниях и не читают решений
коллегии Министерства образования России, они
просто выбирают те направления своего
образования, которые им самим представляются
более эффективными.
Но общая образовательная предметность
складывается из особенных, уникальных вкладов
разных стран и народов.
И в этом смысле у нас в России возникла, или,
точнее, начинает возникать, российская
международная школа.
Отечественная педагогика может стать
конкурентноспособной
На октябрьской конференции «Авторская школа»
проходил отчет федеральных экспериментальных
площадок.
На заключительном заседании от имени одной из
экспертных групп свой проект представляла
московская школа «Бакалавр». Это
негосударственная школа, в ее создании принимал
участие выдающийся психолог В.В.Давыдов, он писал
концепцию подросткового звена.
Сейчас в развитии этой школы, которой руководит
известный в России образовательный менеджер
Татьяна Данилина, принимают участие философы,
лингвисты, методологи. Это целый институт
образования, который разрабатывает модель
российской международной школы.
Они считают, что могут собрать в своей школе те
самые выдающиеся изобретения и разработки,
которые есть в отечественной педагогике,
системно их осмыслить и создать такой вариант
российской школы, который может быть частью
международного образования.
Другими словами, Татьяна Данилина и ее коллеги,
среди которых выделяется заместитель по
проектной работе Ирина Шиянова, считают, что им
удастся создать на основе российских
инновационных разработок международную школу.
Школу, которая не просто может давать в России
образование международного уровня, это не
программа международного бакалавриата –
западная модель, адаптированная к России. Это
российская школа, которая может конкурировать с
западными образовательными образцами.
И вполне может быть, что очень скоро в Испании,
или в Германии, или в Англии возникнет Российская
международная школа.
Я не буду сейчас подробно описывать особенности
образовательной программы «Бакалавра», она
скоро будет опубликована в еженедельнике
«Управление школой», отмечу лишь одно важное
место в этой программе.
Основой этого подхода является стремление
создать в каждой части образовательного
пространства школы то, что психологи и многие
педагоги называют событийностью. Это странное и
не совсем понятное педагогическому слуху слово
– предмет ожесточенных споров ученых и
педагогов, проектирующих содержание
образования.
На «Авторской школе» во время дискуссии по
проекту Российской международной школы самым
острым было выступление известного психолога
Бориса Эльконина. Его вопросы были направлены на
прояснение той самой образовательной
предметности, на которой возникает для ребенка
событийность, отличающая его жизнь от обыденной
и даже изнурительной классно-урочной системы,
основанной на прохождении программ учебных
предметов.
Авторы проекта фактически описывали среднее
звено, самое трудное для проектирования, как
набор авторских – ученических проектов, в
которых дети выстраивают свою образовательную
программу, и это самовыстраивание и есть главное
для них событие.
Сама технология и материал тоже были показаны,
но, повторяю, об этом подробнее в «Управлении
школой».
Сейчас мне важно сообщить нашим уважаемым
читателям, что, по всем признакам, наша школа
начинает выходить из затяжного, прежде всего
психологического, кризиса и уже не только
стремится перенимать лучшие образцы других
стран.
Наоборот, наша школа, ее инновационные образцы
становятся частью международного образования.
С почином!
|