ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Принят Государственной Думой 21 мая 1999
года
Одобрен
Советом Федерации 9 июня 1999 года
Продолжение. Начало читайте,
пожалуйста в №66
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 11. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав, образуемые органами местного
самоуправления, в пределах своей компетенции
обеспечивают:
1) осуществление мер по защите и восстановлению
прав и законных интересов несовершеннолетних,
выявлению и устранению причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних;
2) организацию контроля за условиями воспитания,
обучения, содержания несовершеннолетних, а также
за обращением с несовершеннолетними в
учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации, по координации деятельности органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
4) подготовку совместно с соответствующими
органами или учреждениями материалов,
представляемых в суд, по вопросам, связанным с
содержанием несовершеннолетних в специальных
учебно-воспитательных учреждениях закрытого
типа, а также по иным вопросам, предусмотренным
законодательством Российской Федерации;
5) рассмотрение представлений органа управления
образовательного учреждения об исключении
несовершеннолетних, не получивших основного
общего образования, из образовательного
учреждения и по другим вопросам их обучения в
случаях, предусмотренных Законом Российской
Федерации “Об образовании”;
6) оказание помощи в трудовом и бытовом
устройстве несовершеннолетних, освобожденных из
учреждений уголовно-исполнительной системы либо
вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений, содействие в
определении форм устройства других
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства, а также осуществление иных функций
по социальной реабилитации несовершеннолетних,
которые предусмотрены законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации;
7) применение мер воздействия в отношении
несовершеннолетних, их родителей или законных
представителей в случаях и порядке, которые
предусмотрены законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
2. Порядок образования комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав и
осуществления ими отдельных государственных
полномочий определяется законодательством
Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Органы управления социальной
защитой населения и учреждения социального
обслуживания
1. Органы управления социальной защитой
населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних и организуют
индивидуальную профилактическую работу в
отношении безнадзорных и беспризорных
несовершеннолетних, их родителей или законных
представителей, не исполняющих своих
обязанностей по воспитанию, содержанию
несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих
на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, иных учреждений и
служб, предоставляющих социальные услуги
несовершеннолетним и их семьям, а также
осуществляют меры по развитию сети указанных
учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб,
предоставляющих социальные услуги
несовершеннолетним и их семьям, современные
методики и технологии социальной реабилитации.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым
относятся территориальные центры социальной
помощи семье и детям, центры
психолого-педагогической помощи населению,
центры экстренной психологической помощи и иные
учреждения социального обслуживания, в
соответствии с уставами указанных учреждений
или положениями о них:
1) предоставляют бесплатно социальные услуги
несовершеннолетним, находящимся в социально
опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации, на основании просьб
несовершеннолетних, их родителей или законных
представителей либо по инициативе должностных
лиц органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, а также семьи,
несовершеннолетние члены которых нуждаются в
социальных услугах, осуществляют социальную
реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую
помощь в соответствии с индивидуальными
программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции
в индивидуальной профилактической работе с
безнадзорными несовершеннолетними, в том числе
путем организации их досуга, развития творческих
способностей несовершеннолетних в кружках,
клубах по интересам, созданных в учреждениях
социального обслуживания, а также оказывают
содействие в организации оздоровления и отдыха
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства.
3. Должностные лица органов управления
социальной защитой населения и учреждений
социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать
несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их
родителями или законными представителями и
иными лицами;
2) запрашивать информацию у государственных
органов и иных учреждений по вопросам, входящим в
их компетенцию, приглашать для выяснения
указанных вопросов несовершеннолетних, их
родителей или законных представителей и иных
лиц.
Статья 13. Специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации
1. К специализированным учреждениям для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, органов управления социальной
защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних, осуществляющие
профилактику безнадзорности и социальную
реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие
временное проживание и социальную реабилитацию
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной
социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, предназначенные для временного
содержания несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей или законных
представителей, и оказания им содействия в
дальнейшем устройстве.
2. В специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, круглосуточно принимаются в
установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей или
законных представителей;
2) проживающие в семьях, находящихся в социально
опасном положении;
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно
ушедшие из образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, или других детских учреждений, за
исключением лиц, самовольно ушедших из
специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа;
5) не имеющие места жительства, места пребывания и
(или) средств к существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации
и нуждающиеся в социальной помощи и (или)
реабилитации.
3. Основаниями помещения в специализированные
учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или
его законных представителей с учетом мнения
несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти
лет, за исключением случаев, когда учет мнения
несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной
защитой населения или согласованное с этим
органом ходатайство должностного лица органа
или учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание,
следователя, прокурора или судьи в случаях
задержания, ареста или осуждения родителей или
законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного,
городского отдела (управления) внутренних дел,
отдела (управления) внутренних дел иного
муниципального образования, отдела (управления)
внутренних дел закрытого
административно-территориального образования,
отдела (управления) внутренних дел на транспорте
о необходимости помещения несовершеннолетнего в
специализированное учреждение для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации. Копия указанного акта в течение
пяти суток направляется в орган управления
социальной защитой населения.
В специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, не могут быть помещены лица,
находящиеся в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения, а также с явными
признаками обострения психического заболевания.
4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2
настоящей статьи, обслуживаются в
специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации, в течение времени, необходимого для
оказания им социальной помощи и (или) их
социальной реабилитации.
Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в
специализированное учреждение для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, имеет право покинуть его на
основании личного заявления.
5. Специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, в соответствии с уставами
указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении
причин и условий, способствующих безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную
помощь несовершеннолетним, их родителям или
законным представителям в ликвидации трудной
жизненной ситуации, восстановлении социального
статуса несовершеннолетних в коллективах
сверстников по месту учебы, работы, жительства,
содействуют возвращению несовершеннолетних в
семьи;
3) содержат в установленном порядке на полном
государственном обеспечении
несовершеннолетних, указанных в пункте 2
настоящей статьи, осуществляют их социальную
реабилитацию, защиту их прав и законных
интересов, организуют медицинское обслуживание
и обучение несовершеннолетних по
соответствующим образовательным программам,
содействуют их профессиональной ориентации и
получению ими специальности;
4) уведомляют родителей несовершеннолетних или
их законных представителей о помещении
несовершеннолетних в указанные учреждения;
5) содействуют органам опеки и попечительства в
осуществлении устройства несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей или законных
представителей.
6. Должностные лица специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, пользуются правами,
предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего
Федерального закона, а также имеют право:
1) вызывать представителей образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, или других детских
учреждений для возвращения им
несовершеннолетних, самовольно ушедших из
указанных учреждений;
2) приглашать родителей несовершеннолетних или
их законных представителей для возвращения им
несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
3) изымать в установленном порядке у
несовершеннолетних, содержащихся в
специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в
указанных учреждениях.
7. Примерные положения о специализированных
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Органы управления образованием и
образовательные учреждения
1. Органы управления образованием в пределах
своей компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства
Российской Федерации и законодательства
субъектов Российской Федерации в области
образования несовершеннолетних;
2) осуществляют меры по развитию сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и
закрытого типа, образовательных учреждений,
детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а
также других учреждений, оказывающих
педагогическую и иную помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в
развитии или поведении;
3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга
и занятости несовершеннолетних;
4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих
или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в
образовательных учреждениях;
5) разрабатывают и внедряют в практику работы
образовательных учреждений программы и
методики, направленные на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних;
6) создают психолого-медико-педагогические
комиссии, которые выявляют несовершеннолетних,
имеющих отклонения в развитии или поведении,
проводят их комплексное обследование и готовят
рекомендации по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и
определению форм дальнейшего обучения и
воспитания несовершеннолетних.
2. Образовательные учреждения начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования, образовательные учреждения
начального профессионального, среднего
профессионального образования и другие
учреждения, осуществляющие образовательный
процесс, в соответствии с уставами указанных
учреждений или положениями о них:
1) оказывают социально-психологическую и
педагогическую помощь несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, а также не
посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в
образовательных учреждениях, принимают меры по
их воспитанию и получению ими основного общего
образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально
опасном положении, и оказывают им помощь в
обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных
учреждениях общедоступных спортивных секций,
технических и иных кружков, клубов и привлечение
к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и
методик, направленных на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в
соответствии с уставами указанных учреждений
или положениями о них:
1) принимают для содержания, воспитания, обучения,
последующего устройства и подготовки к
самостоятельной жизни несовершеннолетних в
случаях смерти родителей, лишения их
родительских прав, ограничения их в родительских
правах, признания родителей недееспособными,
длительной болезни родителей, уклонения
родителей от воспитания детей, а также в других
случаях отсутствия родительского попечения;
2) принимают на срок, как правило, не более одного
года для содержания, воспитания и обучения
несовершеннолетних, имеющих родителей или
законных представителей, если указанные
несовершеннолетние проживают в семьях,
пострадавших от стихийных бедствий, либо
являются детьми одиноких матерей (отцов),
безработных, беженцев или вынужденных
переселенцев;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних, обучающихся или
содержащихся в указанных учреждениях, а также
участвуют в пределах своей компетенции в
индивидуальной профилактической работе с ними.
4. Руководители и педагогические работники
органов управления образованием и
образовательных учреждений пользуются правами,
предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего
Федерального закона.
Статья 15. Специальные учебно-воспитательные
учреждения открытого и закрытого типа органов
управления образованием
1. К специальным учебно-воспитательным
учреждениям открытого типа органов управления
образованием относятся:
1) специальные общеобразовательные школы
открытого типа;
2) специальные профессиональные училища
открытого типа;
3) другие виды образовательных учреждений
открытого типа для несовершеннолетних,
нуждающихся в особых условиях воспитания.
2. Специальные учебно-воспитательные учреждения
открытого типа в соответствии с уставами
указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают для содержания, воспитания и
обучения лиц в возрасте от восьми до
восемнадцати лет, требующих специального
педагогического подхода, на основании
постановления комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
образованной органом местного самоуправления,
заключения психолого-медико-педагогической
комиссии и с согласия несовершеннолетних,
достигших возраста четырнадцати лет, их
родителей или законных представителей;
2) организуют психолого-медико-педагогическую
реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в
пределах своей компетенции в индивидуальной
профилактической работе с ними;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское
обслуживание, получение ими начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего
образования, начального профессионального
образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
4) осуществляют функции, предусмотренные
подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего
Федерального закона.
3. К специальным учебно-воспитательным
учреждениям закрытого типа органов управления
образованием относятся:
1) специальные общеобразовательные школы
закрытого типа;
2) специальные профессиональные училища
закрытого типа;
3) специальные (коррекционные) образовательные
учреждения закрытого типа.
4. В специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа в соответствии с
Законом Российской Федерации “Об образовании”
могут быть помещены несовершеннолетние в
возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет,
нуждающиеся в особых условиях воспитания,
обучения и требующие специального
педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи
с тем, что к моменту совершения общественно
опасного деяния не достигли возраста, с которого
наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, предусмотренного частями
первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса
Российской Федерации, и не подлежат уголовной
ответственности в связи с тем, что вследствие
отставания в психическом развитии, не связанного
с психическим расстройством, во время совершения
общественно опасного деяния не могли в полной
мере осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий
(бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней
тяжести и освобождены судом от наказания в
порядке, предусмотренном частью второй статьи 92
Уголовного кодекса Российской Федерации.
5. Основаниями содержания несовершеннолетних в
специальных общеобразовательных школах
закрытого типа и специальных профессиональных
училищах закрытого типа являются:
1) постановление судьи – в отношении лиц,
указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 настоящей
статьи;
2) приговор суда – в отношении лиц, указанных в
подпункте 3 пункта 4 настоящей статьи.
6. В специальные (коррекционные) образовательные
учреждения закрытого типа помещаются
несовершеннолетние, имеющие отклонения в
развитии и (или) заболевания, вызывающие
необходимость их содержания, воспитания и
обучения в таких учреждениях, на основании
документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи
7. Несовершеннолетний может быть помещен в
специальное учебно-воспитательное учреждение
закрытого типа до достижения им возраста
восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Срок содержания несовершеннолетнего в указанном
учреждении также не может превышать
максимальный срок наказания, предусмотренный
Уголовным кодексом Российской Федерации за
преступление, совершенное указанным
несовершеннолетним.
8. В специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа не могут быть помещены
несовершеннолетние, имеющие заболевания,
препятствующие их содержанию и обучению в
указанных учреждениях. Перечень таких
заболеваний утверждается Правительством
Российской Федерации.
9. Администрация специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого
типа в соответствии с уставом указанного
учреждения или положением о нем:
1) обеспечивает специальные условия содержания
несовершеннолетних, включающие в себя охрану
территории указанного учреждения; личную
безопасность несовершеннолетних и их
максимальную защищенность от негативного
влияния; ограничение свободного входа на
территорию указанного учреждения посторонних
лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую
возможность их ухода с территории указанного
учреждения по собственному желанию;
круглосуточное наблюдение и контроль за
несовершеннолетними, в том числе во время,
отведенное для сна; проведение личного осмотра
несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых
и отправляемых писем, посылок или иных почтовых
сообщений;
2) информирует органы внутренних дел по месту
нахождения указанного учреждения и по месту
жительства или месту пребывания
несовершеннолетних о случаях их самовольного
ухода и совместно с органами внутренних дел
принимает меры по их обнаружению и возвращению в
указанное учреждение;
3) направляет в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
образованную органом местного самоуправления,
по месту жительства или месту пребывания
несовершеннолетнего извещение о его выпуске из
указанного учреждения не позднее чем за один
месяц до выпуска, а также характеристику
несовершеннолетнего и рекомендации о
необходимости проведения с ним в дальнейшем
индивидуальной профилактической работы и
оказания ему содействия в трудовом и бытовом
устройстве;
4) готовит совместно с комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав,
образованной органом местного самоуправления,
представления в суд по месту нахождения
указанного учреждения по вопросам:
перевода несовершеннолетних в другие
специальные учебно-воспитательные учреждения
закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием
здоровья, а также в целях создания наиболее
благоприятных условий для их исправления;
прекращения пребывания несовершеннолетних в
указанном учреждении до истечения
установленного судом срока, если они ввиду
исправления не нуждаются в дальнейшем
применении этой меры воздействия;
продления срока пребывания несовершеннолетних в
указанном учреждении в случае необходимости
завершения их обучения;
5) осуществляет функции, указанные в подпунктах 2
и 3 пункта 2 настоящей статьи, а также в подпунктах
1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального
закона.
10. Должностные лица специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого типа
пользуются правами, предусмотренными пунктом 3
статьи 12 настоящего Федерального закона, а также
имеют право:
1) проводить личный осмотр несовершеннолетних,
осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими
писем, посылок или иных почтовых сообщений,
территории указанного учреждения, спальных,
бытовых, других помещений и находящегося в них
имущества в целях выявления и изъятия предметов,
запрещенных к хранению в указанных учреждениях,
о чем составляется соответствующий акт;
2) применять в исключительных случаях в течение
минимально необходимого времени меры
физического сдерживания (физическую силу) в
пределах, не унижающих человеческого
достоинства, в целях пресечения совершения
несовершеннолетними общественно опасных деяний
или причинения ущерба своей жизни или здоровью
либо для устранения иной опасности,
непосредственно угрожающей охраняемым законом
интересам других лиц или государства.
О намерении применить меры физического
сдерживания (физическую силу) должностные лица
специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа обязаны предварительно устно
уведомить несовершеннолетних, предоставив им
время, достаточное для прекращения
противоправных деяний, за исключением случаев,
когда промедление в применении этих мер создает
непосредственную опасность жизни или здоровью
несовершеннолетних либо других лиц или может
повлечь иные тяжкие последствия.
О применении к несовершеннолетним мер
физического сдерживания (физической силы)
должностные лица специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого
типа обязаны незамедлительно уведомить
прокурора по месту нахождения указанного
учреждения.
11. Должностные лица специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого типа
пользуются правами, предусмотренными пунктом 3
статьи 12 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 13
настоящего Федерального закона.
12. Примерные положения о специальных
учебно-воспитательных учреждениях открытого и
закрытого типа утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Окончание читайте, пожалуйста, в
следующем номере
|