Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Марина НИКОНОВА

А вы знаете, сколько лет вашему ребенку?

Тогда, прежде чем удивляться его словам, поступкам, реакциям, вспомните, что вам известно об особенностях именно этого возраста

Ну почему родители так самоуверенны? Отчего привыкли полагаться только на собственную интуицию, мудрость или опыт поколений? Ведь интуиция, какой бы безошибочной ни казалась, бывает, подводит. Наша мудрость тоже не раз оказывалась на деле своей полной противоположностью. А между поколениями и подавно есть изрядная доля непреемственности. Как быть? Читать книги и искать в них точные возрастные и индивидуальные знания о ребенке, игнорировать которые и дальше мы просто не имеем права.

Известно, что:
Именно в шестилетнем возрасте милый, покладистый ребенок становится неуравновешенным, несговорчивым, требовательным. То и дело взрослые невольно спрашивают себя: “ Что это на него нашло?” И не всегда понимают, что он просто физически и эмоционально устал. Это “стадный возраст”, поэтому большое значение для него имеет теперь компания сверстников, и с ними он проводит больше времени, чем с родителями. И именно в это время у детей могут возникнуть настоящие страхи и кошмары: ведь они теперь очень многое замечают и видят, а понять и объяснить могут пока не все.
В семь лет ребенок становится тише, теплее, сердечнее. С ним легче договориться, он готов сотрудничать, и лучшей наградой для него становится похвала. Вместе с тем пустяковая неудача может ввергнуть его в безысходную грусть и припадок самоуничижения. Он все чаще грезит наяву и фантазирует, но это не пустое: в это время идет напряженная внутренняя работа – он размышляет. Ему становятся впервые знакомы чувство стыда и чувство справедливости, правда, пока только по отношению к себе самому.
Восьми-девятилетние не любят одиночества. А от задумчивости не осталось и следа. Теперь им хочется все попробовать самим. Они нетерпеливы, не хотят и не могут ждать, а в ответ на нотации спокойны как никогда. Любят преувеличивать, сочинять, изображать события в лицах. Могут всплакнуть, но в целом охотно идут на контакт и делятся новостями без особых расспросов.
В десять лет завершается целый этап развития. В этом возрасте ребенок временно спокоен и уравновешен, а если и бывает зол или раздражен, то скоро отходит и не станет ни о чем вспоминать. Он не упрям, но ладить с младшими братьями и сестрами не умеет. Скорее всего его раздражает в них то, от чего он сам уже избавился, и это, пожалуй, единственное, чем он омрачает жизнь семьи.
Одиннадцатилетний – упрям, непоследователен, любит спорить по поводу и без. Если что не так – раздражителен, груб. И вообще сейчас ему дома хуже, чем в толпе сверстников, и абсолютно невдомек, как несладко приходится его родителям. Поэтому взрослым надо набраться терпения и попробовать как можно более бесконфликтно пережить это непростое время в жизни ребенка, не делая никаких выводов и долгосрочных прогнозов. Воспринимайте этот период как ветрянку или корь – щадите его, выхаживайте и берегите как больного. Он будет бросать одежду и обувь где попало, есть только то, что ему хочется, и к своим обязанностям по дому станет относиться очень неаккуратно – пусть, главное – не поддаваться на провокации.
В двенадцать лет он станет снисходительнее и вежливее, так как почувствует, что окружающие тоже поняли, что он уже не ребенок. Пожалуйста, не спорьте с ним сейчас о вкусах и моде – опасно и чревато неожиданными реакциями. Причиной его плохого настроения часто служит обычное переутомление, и не ищите иных скрытых причин – их нет. Смешите его – теперь к юмору он особо восприимчив. Он все еще любит спорить, но уже способен выслушать и доводы оппонента. Самое время стать для него приятным собеседником.
В тринадцать лет перед нами подросток, которому становится интересна собственная личная жизнь. Он замыкается, отвергая попытки взрослых найти с ним общий язык. Видимо, действительно пока не стоит “совать нос в его дела”. Он говорит часами по телефону, предварительно хорошенько закрыв дверь в свою комнату, – ну и пусть. И перед зеркалом крутится дольше обычного не потому, что не может никак на себя наглядеться, – наоборот, собственное отражение доставляет ему массу разочарований. Зато именно в этом возрасте у него возникает и формируется серьезная увлеченность какой-либо областью деятельности; читает как никогда, слушает музыку и меньше сидит перед телевизором. И кажется, впервые начинает видеть себя со стороны.
Четырнадцатилетние лучше ладят с родителями, они общительнее, свободнее, увереннее и не так обидчивы, как раньше. Болтают без умолку, но слушать их внимательно и отвечать на их вопросы серьезно просто необходимо. Способны к самокритике. Видят смешные и неожиданные стороны в том, что нам кажется обычным. В общем, они уравновешенны, общительны, энергичны и умеют безболезненно вписываться в компании как взрослых, так и сверстников.
В пятнадцать невольно вспоминаешь о том, как легко с ним было год назад. Он стремится к независимости и свободе. Даже обыкновенные вопросы выводят его из равновесия и кажутся ему посягательством. Он тревожен, может быть, потому, что подсознательно чувствует: детство уходит безвозвратно. Его отношения с родителями складываются благополучно только в том случае, если взрослые понимают, что его поведение дома во многом зависит от того, как они сами ведут себя с ним. И пусть вас не удручает ваша якобы ненужность – вы, как и прежде, нужны ему, но только по-другому.

По материалам журнала “Родителям о детях”



Рейтинг@Mail.ru