Школа меняется, но ведомство этого не
замечает
Пока в Москве чиновники спорят из-за
бумажных проектов, настоящая реформа уже идет –
в конкретных сельских и городских школах
Проект как способ управления районом
Так случилось, что почти весь октябрь я провел в
Сибири и на Дальнем Востоке. “Эврика” проводила
третий тур конкурса “Авторская школа” в
Красноярском крае и в Приморье, и каждый день мы
переезжали из одной школы в другую, и на эти
экспертные семинары приходили огромные толпы
педагогического народа – и на лекции, и на
моделирование школами своих проектов, и на
публичные дискуссии по поводу этих проектов.
Если бы у нас была возможность так работать по
каждому проекту, присланному на конкурс, – это
было бы огромное продвижение не только для школ
– участниц конкурса, но и для всего нашего
инновационного сообщества. Потому что когда в
красноярскую школу № 124 приходят сотни учителей
и своими глазами видят, как директор Ольга Гурина
и ученый Алексей Юшков создают школу, в которой
дети сами проектируют стены, уголки и
архитектуру классов, лестниц и вообще всего
школьного пространства, и как это создание
своего мира захватывает детей и взрослых и
делает их школьную жизнь действительно
увлекательным экспериментом, то появляется
предметность развития, а не только теоретическое
представление о развитии.
В Свердловском районе Красноярска, где находится
124-я школа Ольги Гуриной, тоже ФЭП, идет проверка
гипотезы о том, что гораздо более эффективным, по
сравнению с традиционными методами, является
управление школами через поощрение школьных
проектов. Там нет обязаловки – чтобы все школы
обязательно имели свои проекты, иначе накажут. Но
два раза в год в районе проходят эвриканские
семинары, на которых школы разрабатывают свои
проекты, рефлектируют свою проектную
деятельность и движутся дальше. В этом году на
“Эврику” в Свердловском районе Красноярска
пришли дети – ученики 71-й школы-комплекса Ирины
Осетровой. Этот комплекс – одна из самых сильных
ФЭП в России, в которой образовательная
программа состоит из огромного набора
совершенно равноправных клубных,
исследовательских, творческих программ. Ученики
могут не только проходить программы учебных
предметов, но и заниматься экономикой,
компьютерами, художественным творчеством,
спортом (на очень серьезном уровне), и при этом
Осетрова сделала так, что все эти программы –
учебные и творческие и все другие – не
факультативы относительно учебных предметов, а
равноправные, равноценные, равнозначные. Для
этого создана сложная система аттестации, но в
конечном итоге у ребенка появляется реальный
выбор, строится его реальная индивидуальная
программа.
Минобразования делает вид, что школ-комплексов
нет
Кстати, через тысячи километров от
Свердловского района Красноярска в поселке
Врангель, в Находке, в Приморье, есть похожая ФЭП
– школа “Эдельвейс” Татьяны Пешковой. Только у
Ирины Осетровой все программы расположены
компактно, а у Пешковой комплекс разбросан по
многим зданиям, а идея та же – реальный выбор
учениками образовательных траекторий, создание
индивидуальных образовательных программ. Не
индивидуальных учебных планов, а программ,
построенных на разных видах деятельности.
Результаты ФЭП – школ-комплексов абсолютно
убедительно показывают, что это очень
эффективное и развивающее ребенка
образовательное изобретение.
Нелепо утверждать, что все школы России должны
стать школами-комплексами, но то, что эта модель
работает и в больших городах (школа-комплекс
Е.Ямбурга в Москве, И.Осетровой в Красноярске), и в
поселках (“Эдельвейс” Татьяны Пешковой в
Находке), и в больших селах (великолепный
комплекс В.Арнаутова в Волгоградской области, в
селе Михайловка), – это уже экспериментально
установленный факт.
Но до сих пор Министерство образования не
удосужилось провести через правительство
поправку в перечень образовательных учреждений,
не внесло туда школы-комплексы, объединяющие и
учебные, и спортивные, и хозяйственные, и
творческие, и медицинские подразделения.
Каждый министр образования на протяжении
последних десяти лет обещает сделать это – а воз
и ныне там. Аппаратное сопротивление настолько
велико, что в результате тысячи учителей
непонятно где работают. Ведь Положения о
школах-комплексах, утвержденного
правительством, нет, поэтому уже есть много
случаев, когда педагоги остаются без пенсий!
И надо сказать, что инерционность ведомства, его
не настроенность на перемены уже становится не
просто фактором, тормозящим реформу, это уже
социально опасная вещь. Ведь огромное число
учителей поверили в разговоры о реформе. Большое
число директоров уже серьезно вовлеклись в
обновление содержания образования и поиск своей
модели автономной, общественно-активной школы –
юридического лица.
Удивительно, но факт – в системе образования
начинается новая, очень мощная волна
перестройки. И эта волна поднимается снизу.
К тому же происходит смена муниципальных
управленцев. В Красноярске, например,
большинство начальников районных управлений
образования – выходцы из “Эврики”, а начальник
городского управления образования Надежда
Антипина начинала эвриканское движение в крае
еще в конце 80-х, будучи тогда еще директором
школы. Приходит новое поколение управленцев, для
которых развитие ребенка и развитие школы – это
нормальная, естественная вещь, они знают, как это
делать, умеют, и им нравится управлять развитием,
а не только быть винтиками ведомственной машины.
Поэтому и в Свердловском районе города, и в
Кировском, и в Октябрьском, и уже в Советском
инновационное движение перестает быть экзотикой
– это системная практика управления.
Собственно, это и есть один из важнейших
механизмов реформы – район, муниципалитет,
школа.
И на фоне мощного движения на уровне школ и
муниципального управления очень заметны
неповоротливость и тяжелая иннерционность
федерального органа управления
Чиновники ленивы и нелюбопытны
Самая главная беда ведомства – оно не умеет
увидеть и учесть в своей деятельности
инициативу.
Наше ведомство – не инновационно.
И если кто-то скажет, что министерство и не должно
быть инновационно, что это учреждение, которое
работает по норме, то я даже могу с этим
согласиться.
Но тогда не нужно брать на себя лидерство в
работе над реформой. А то получается просто
недоразумение какое-то: реформа
национализирована ведомством, а само ведомство,
оказывается, не может быть инновационным по
определению.
Потому что сейчас в поле зрения федерального
органа управления может попасть только то, что
исходит от региональных органов управления. А
речь идет о том, чтобы создать механизм активного
поощрения школьного и учительского творчества и
инновационной системы реформирования
образования на основе этих инициатив, а не на
основе министерских проектов.
В Приморье, например, в рамках традиционной
недели образования стали проводить
дальневосточную выставку “Образование-2000”.
Федеральные экспериментальные площадки
занимали там центральное место. А Константин
Межонов, начальник управления образования
администрации Приморского края, становится
собирателем дальневосточного образовательного
сообщества. На выставке во Владивостоке были и
хабаровчане, и якуты, и евреи из Биробиджана, и
много других дальневосточников.
Во Владивостоке сейчас складывается уникальная
ситуация тщательного анализа и изучения
инновационных проектов, тщательного мониторинга
управления образованием с точки зрения новых
идей, а не только с точки зрения выполнения
директив.
– Инновационный проект обязательно создает
проблему управлению – в этом и есть его
развивающая роль, – говорит Межонов. – Не
инициатива должна подстраиваться под
сложившиеся стереотипы управления, а наоборот.
Это управление должно обогащать свой опыт
появляющимися инициативами.
Кстати, когда в Приморье недавно случилось
стихийное бедствие, невиданное наводнение,
К.Межонов объездил и облетал на вертолете все
Приморье, он держит в поле зрения каждую школьную
котельную, а в затопленные школы сам привозил
хлеб и газеты. И с задолженностями по зарплате
работает Межонов не хуже, чем начальники более
благополучных, чем Приморье, регионов. Так что с
функционированием у него все в порядке.
...И в Сибири, и на Дальнем Востоке, а до этого в
Удмуртии и в Бурятии я увидел, что этот учебный
год начинается действительно как год реформы.
При этом всюду, где я был, с удивлением слушали
рассказы о бурных московских дискуссиях, о
газетных страстях московских сторонников и
противников реформы. И теперь я тоже увидел
абсолютную искусственность этих споров. Честное
слово, это азарт десятка приближенных к так
называемой большой образовательной политике
функционеров.
Главная работа по созданию реформы – изо всех
сил вглядываться в то, что происходит в районах, в
сельских и городских школах, и понимать,
понимать, понимать – как это должно изменить
большую школу России.
Тот, кто сумеет это понять, – тот и сделает
реформу.
Ну что, не так разве?
|