Первые поселенцы деревни Крюково
В
Палкинском районе Псковской области открылась
социальная деревня для психохроников-инвалидов
с детства – бывших воспитанников детских домов и
интернатов, по возрасту вышедших за рамки прямой
госопеки, но все еще не приспособленных к
самостоятельной жизни. Инициатором создания
поселения стал Центр объективной психологии
осмысленного действия им. П.Я.Гальперина.
Каждый год псковские детские дома прощаются со
своими выпускниками, из которых 15–20 совершенно
одинокие, дезадаптированные и
дезинтегрированные молодые люди с органическими
и приобретенными психомоторными и
множественными дефектами. Они пытаются
разыскать родителей, чтобы жить с ними. Но
эксперимент, как правило, кончается тем, что
родители, едва сводящие концы с концами,
отказывают своим неполноценным детям даже в
крыше над головой. А когда по закону не могут
лишить их жилья, то нещадно эксплуатируют, лишают
пенсий, одежды, личных вещей и даже еды ради
других членов семьи или из-за пристрастия к
алкоголю. Выросшие измученные дети вынуждены
вновь покидать “родительский кров”, теперь уже
по собственной инициативе, и уходить в никуда,
чаще всего на улицу.
Сохранная максимальная социоадаптированность
позволяет большинству кое-как выживать и в
одиночку – за счет попрошайничества или
временных заработков. Но проблема в том, что
тотальная самостоятельность провоцирует рост их
дезадаптированности и приводит к традиционному
букету психосоциопатологий: деградирующему
бродяжничеству, алкоголизму, уголовным
преступлениям, суициду.
По мнению психологов гальперинского центра,
единственный выход – создание дополнительной
системы социальной реадаптации и реабилитации в
виде спецучреждений опытного типа (общин,
поселений, коммун, соцдеревень). Подобные
учреждения уже существовали раньше и в России, и
за рубежом, и лучшие их образцы (школы Песталоцци,
С.Френе, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского,
А.С.Макаренко) неизменно добивались недосягаемых
для массовой школы/семьи результатов.
Однажды к руководителю гальперинского центра
Валерию Назину обратилась группа выпускников
детского дома для детей-инвалидов, где когда-то
он работал. Оказавшись за воротами привычного
мира, ребята пристроились возле одной из церквей.
Присматривали за скотом, работали на полях,
убирали помещения. Но священник выгнал их.
Сначала Назин пытался пристроить ребят в
какой-нибудь дом инвалидов, но, побывав там,
понял, что эти молодые люди даже если бы там и
выжили, то непременно деградировали. Поживешь в
доме инвалидов – “дураком станешь”, оценивают
общую атмосферу в этих учреждениях сами больные.
Не смог Назин решиться на такой шаг и бросить
своих бывших учеников, которых он в свое время
вопреки всем установкам и клейму “необучаемый”
научил писать, читать и обслуживать себя. Ведь
они были достаточно развитыми, чтобы не стать
иждивенцами. Но недостаточно готовыми к
самостоятельной жизни в жестоком мире.
Появление целой группы таких людей подтолкнуло к
реализации давно витающей в воздухе идеи –
созданию учреждения социальной реадаптации и
инновации, которое бы формировало у
дезадаптантов способность к выживанию.
Областная администрация пошла навстречу
психологам, благо того, чего они просили, было в
достатке. Нужна была сельская глубинка с землей,
скотом, лесом и водоемом в близком соседстве с
агропромышленными предприятиями и городом. А еще
заброшенные, бесхозные помещения сферы
образования, соцзащиты, соцкультбыта или
агропромкомплекса. Все это нашлось в Палкинском
районе.
Общее
административно-правовое курирование взяли на
себя областной Комитет по социальной политике,
управления образования, соцзащиты, сельского
хозяйства и продовольствия и Комитет по культуре
и туризму областной администрации.
Психолого-педагогическое и дефектологическое
обеспечение осуществляет гальперинский центр, а
кадровое – областная служба занятости, ПОИПКРО и
педагогический институт.
Первые поселенцы приехали в деревню Крюково в
начале нынешнего лета. Как сложится их жизнь? О
ходе эксперимента мы обязательно расскажем.
|