Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Не оглядывайся на неудачи,
или Наука гонять мяч

Почти всем выпускникам сочинской школы-интерната снимают диагноз “умственно отсталый”

От специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 2 для умственно-отсталых детей до пляжей пять минут ходьбы. Надо лишь обогнуть новенькие коттеджи санатория “Октябрьский”, которые постепенно, но неумолимо окружают школу, вклинившуюся между ними и морем.
– Не выселяют ли вас отсюда? – спрашиваю у директора школы-интерната Александра Петровича Ковалева. – Райский вы захватили уголок.
– Мы хоть и с ограниченными возможностями, – улыбается Александр Петрович, – но не без зубов. У нас с санаторием сложились прекрасные партнерские отношения. Мы им даже отдали в аренду небольшой участок...
– Вот-вот. Лиха беда начало.
– В обмен санаторий пообещал реконструировать стадион. Баскетбольная и волейбольная площадки и теннисный корт с октановым покрытием уже практически готовы.
– Теннис – удовольствие для богатых и здоровых...
– А мы чем хуже?
Что тут ответишь? – конечно, ничем.

* * *

Это здание с пальмами и цветущими олеандрами у входа и огромной запущенной территорией позади интернат получил несколько лет назад. Все здесь требовало ремонта, солидных средств. Но радовало другое: комплекс позволял осуществить давнюю мечту – готовить детей к самостоятельной жизни не только адаптированными к современным социальным условиям, но и физически сильными, здоровыми.
Ковалев давно заметил, что его воспитанники отстают от сверстников не только в интеллектуальном развитии, но и в физическом. Их сложнее растормошить, включить в игру, у большинства полностью отсутствуют соревновательный задор, стремление к победе. Это отражается и на учебе, и на освоении социальных и профессиональных навыков.
Как правило, сюда поступают дети из первых – третьих классов, потерпевшие неудачу в массовой школе. Те, кого оставляли на второй или даже на третий год. У каждого ребенка такой опыт поражений, что он уже не хочет бороться, апатичен, вял, малоподвижен. Вот почему первый этап для педагогов самый сложный – надо научить ребенка двигаться.
Все новенькие проходят своеобразное тестирование, которое позволяет определить, чем по своим физическим данным такой ребенок может заниматься и в каком виде спорта добьется высоких результатов. По мнению педагогов, это особенно важно – добиваться победы. Научившись брать какие-то вершины на спортплощадке, он будет стремиться к ним в классе, а затем и в самостоятельной жизни.
Но для того чтобы появилось стремление побеждать, ребенка надо заинтересовать. Большинство детей на вопрос, каким видом спорта они хотели бы заниматься, неопределенно пожимают плечами. Приходится переводить из одной группы в другую, пока не найдется занятие, которое их разбудит.
– Раньше такие возможности были ограничены из-за плачевного состояния спортсооружений, но в этом году все будет иначе, – рассказывает Александр Петрович. – Спортзал отремонтировали, волейбольную, баскетбольную площадки и теннисный корт тоже в порядок привели, открыли тренажерный зал. Пойдемте посмотрим, как ребятишки в футбол играют.
Мальчишки гоняли мяч, и мне это не казалось удивительным, хотя директора прямо распирало от гордости.
– Правда, они ничем не отличаются от сверстников?
– Да, но ведь это всего лишь футбол.
– Всего лишь?! Это же командная игра, в ней масса определенных правил, и дети их усвоили! Видите, преподаватель куда-то отошел, а они продолжают играть. Для нас самое главное, чтобы дети научились находить самостоятельные решения, понимать правила игры и поведения и осознанно им следовать. Вот воспитатель приводит младший класс в столовую и не просто напоминает “вымойте руки”, а задает провокационный вопрос: “Зачем надо мыть руки?” И когда ребенок понимает, зачем их надо мыть, и именно поэтому, а не потому, что так говорит воспитатель, их моет, мы считаем, что один важный этап преодолен, и переходим к следующему.
Педагогический коллектив интерната старается приучить учеников к самостоятельности, критическому осмыслению своих действий, здоровому образу жизни. Курить на территории школы запрещено даже персоналу.
– Неужто никто из старшеклассников не нарушил запрет?
– На выходные дети разъезжаются по домам. Многие – из неблагополучных семей. Что получается? Мы здесь одно говорим, а дома они видят совсем другое.

* * *

...Пока одни ребята играли в футбол, другие мели дорожки и жгли мусор. Территория интерната содержится в идеальном порядке. Технички моют только туалеты, все остальное убирают сами дети. Такой строгий порядок заведен, что и малыши втягиваются в него как-то незаметно и даже как будто без усилий со стороны воспитателей.
Спорт, уборка, уроки труда, которых здесь гораздо больше, чем в обычной школе, – все это необходимые этапы подготовки к взрослой жизни. В зависимости от желания и способностей можно освоить профессию швеи, столяра, штукатура-маляра, мебельщика, заниматься сельскохозяйственным трудом, пчеловодством, декоративно-прикладным искусством. Вместе со свидетельством об образовании выпускник получает квалификационное удостоверение.
Все ли находят работу по приобретенной специальности? Увы, нет. Конкурировать со здоровыми в наше время им очень трудно. Поэтому многие вынуждены идти в грузчики, подсобные рабочие, посудомойки, уборщицы. Но даже в конкурсе на эти требующие лишь физической силы и выносливости места выпускники коррекционной школы чаще проигрывают. Еще и поэтому интернат уделяет так много внимания занятиям спортом, оздоровлению и умению вести личное подсобное хозяйство.
Большинство детей из сел. Их родители сами нуждаются в опеке, хозяйства запущены, и научить своих детей самому элементарному они не могут. В интернате дети учатся стирать, гладить, шить ползунки и вязать кофточки, выращивать овощи и ухаживать за кроликами, курами, утками. В школьной теплице растут и плодоносят даже лимоны, а куры в курятнике исправно несут яйца. Весной дети вместе с преподавателями высаживают в теплицах рассаду, а во время каникул выращивают из нее дома помидоры и огурцы. Выпускники тоже не с пустыми руками уезжают – тому, кто тянется к птицам или животным, дарят курочку, петушка или кролика. Будущим пчеловодам отдают улья, садоводам – саженцы. То есть у каждого ребенка есть и навык, и стартовые условия, чтобы начать пусть маленькое, но свое собственное дело и не зависеть от обстоятельств. Девочки, решившиеся создать семью, покидают интернат с комплектами белья и наборами для новорожденных, сшитыми своими руками.
После уроков у ребят есть возможность подзаработать немного денег. Собственно, и узнала я об этом интернате как раз благодаря работе его воспитанников в чайном совхозе. В кабинете зам. директора АО “Дагомысчай” подслушала нечаянно телефонный разговор с бригадиром.
– Кто у тебя фундук собирает? – Ольга Васильевна Липова пометила что-то в своих бумагах. – Дети? С Мамайки? И как работают? Хорошо?
Положив трубку, Ольга Васильевна пояснила:
– У нас кроме чайных есть еще плодовые плантации. Никак не могли набрать людей на сбор фундука. Рискнули заключить договор с интернатом для умственно отсталых. Бригадир уверяет, что дети работают не хуже взрослых.
– А что такое Мамайка?
– Да район так в Сочи называется.
Так я попала на Мамайку.
– За работу заплатят? – спрашиваю у Ковалева. – Я слышала, своим совхоз задолжал уже за два месяца.
– Конечно. Я знаю немало способов выбить положенное и в срок. Я вообще, знаете ли, стяжатель, – шокировал в ответ Александр Петрович. Заметив мою реакцию, добавил: – В хорошем смысле слова.
– Это как же? – растерялась я. (То кур, то пчел раздаривает, и на тебе – стяжатель.)
– Ну, в смысле экономный. Я очень стремлюсь к накоплению. И ребятам все время твержу: работайте, зарабатывайте, учитесь распоряжаться заработанным здраво. Деньги можно потратить на удовольствия, и они растворятся как дым, а можно складывать копеечку к копеечке и... начать собственное дело или личное подсобное хозяйство развить. Наши ученики еще в школе начинают зарабатывать. А что тут такого? На Западе даже дети миллионеров сами зарабатывают на карманные расходы, а у нас здесь ни одного сына миллионера нет. Значит, тем более должны трудиться. Не клянчить же у родителей на мороженое?! А соблазнов в курортном городе, сами понимаете, хоть отбавляй.
– Выходит, денежку к денежке все-таки не складывают?
– Пока нет. Но и все сразу бездумно не тратят.
На уроках трудового воспитания будущие мебельщики делают мебель, швеи шьют фартуки и постельное белье. Поиск заказов, сырья, сбыта – забота педагога. Никакого рабочего дня в обычном смысле здесь, конечно, нет. Если ребенок устал или ему по какой-то причине сегодня не хочется шить или вязать, он может смоделировать и сшить платье для куклы, заняться лепкой, рисованием или, например, составлением панно, пойти в кабинет ботаники к рыбкам, хомяку и попугайчикам, в подсобное хозяйство или в теплицу, просто поиграть.

* * *

За программу “Социально-трудовая адаптация в условиях перехода к рыночным отношениям” сочинская школа-интернат № 2 получила грант министерства. На ее реализацию направлены даже стандартные школьные предметы. Например, на уроках математики условия задач разрабатываются так, чтобы умение их решать пригодилось в повседневной жизни. Одновременно изучаются азы экономики. Ребята рассчитывают, какова будет рентабельность выращивания того или иного животного в подсобном хозяйстве при таких-то и таких-то условиях или какой урожай можно получить в саду, если...
Участвует интернат и в других экспериментах. Набрали небольшой класс детей с диагнозом имбицил. За четыре года научили их расписываться, читать по слогам и ухаживать за собой. Потом решились взять девочку, у которой наряду с интеллектуальными были обнаружены нарушения психики. Порой она, конечно, нарушает дисциплину в классе, неожиданно вскакивает, что-то неразборчиво выкрикивает, бегает или, напротив, замыкается в себе и ее никак не растормошить. До интерната девочка год была на надомном обучении, опыт общения со сверстниками практически отсутствует. О результатах говорить пока рано. В интернате она только полтора месяца. Но приступы беспричинного беспокойства случаются все реже, девочка умело подражает поведению других детей, что педагоги рассматривают как добрый знак.

* * *

Ковалев то и дело сбивается на рассказ об оздоровительном лагере, которым он руководил три летних месяца в этом году. Остался без отпуска, зато проверил себя. С одной стороны, обучать и воспитывать ребенка с нарушениями интеллекта труднее, с другой – проще, считает он, ведь такие дети, как правило, менее любознательны, а значит, и более послушны.
– Да, это была хорошая идея – поработать в обычном лагере. Я вновь поверил в себя.
– Были проблемы?
– Да нет. Не знаю, как объяснить... Обидно бывает. Президент или академик априори не может выйти из стен нашего учебного заведения. Помните, всей стране показали, как Путин пришел с букетом цветов к своей первой учительнице? Общество как бы выразило ей благодарность за то, что она вырастила такого человека. А ведь научить грамоте ребенка с высоким интеллектом гораздо проще, чем умственно отсталого. Парадокс, но чем профессиональнее мы работаем, чем лучше адаптируем ребенка, тем реже замечает нас общество и тем меньше благодарны родители.
К выпускному вечеру многие из них забывают, какого ребенка они привели к нам в первый, второй или третий класс. Что он, отсидев два-три года в массовой школе, так и не научился толком ни читать, ни писать, не мог чистить зубы, заправлять свою постель, ему нельзя было доверить даже поход в ближайший магазин за хлебом. Глядя на вполне самостоятельных юношей и девушек, которым мы вручаем аттестат, многие родители плачут. Но не от радости. Это слезы сожаления. Сожаления о том, что не настояли на общеобразовательной школе, что сдались и “упустили” ребенка. Ведь вот какой он вырос: красивый, сильный, абсолютно (или почти) адекватный. Действительно, в старших классах или сразу после окончания интерната многим ребятам снимают диагноз, потому что они полностью адаптированы, психически в социальном плане устойчивы, критически относятся к своим действиям и даже могут служить в армии. Но все эти метаморфозы произошли не вопреки, а благодаря нашему интернату.

* * *

...В тот день в интернате была дискотека. Малыши с проблемами в развитии (что сразу бросается в глаза) на такие вечера не ходят. Им это пока неинтересно. Старшеклассники же прекрасно двигались и вели себя точно так же, как вели бы себя подростки в любой другой обычной школе.
А завтра, хоть уже и середина октября, будет хорошая погода и весь интернат вместе с преподавателями “сбежит” к морю. Вода еще теплая и ласковая, она лечит тело и душу, помогает забыть о своих неудачах, о коварных буквах и пока еще неумелых пальцах.

Сочи
Фото автора



Рейтинг@Mail.ru