Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена БЕРЕЖКОВСКАЯ

...И без приключений из школы не выходи!

Потому что в этой школе приключения бывают только хорошими. И каждое приносит новые знания...

В детстве каждый мечтает о волшебной палочке, шапке-невидимке и золотом ключике. Как бы это было здорово: открываешь чудесную дверцу, а за ней – жизнь, полная удивительных событий и приключений!
Создавая программу “Золотой ключик”, мы тоже мечтали о такой жизни, о том, чтобы каждый день происходило
что-нибудь необыкновенное.
А еще о том, чтобы все происходящее было устроено в соответствии с возрастными интересами
и потребностями ребенка. И при этом усваивалась не только учебная программа, но и многое сверх нее.

Большая общественная семья

Мы понимали, что эта жизнь не может родиться на пустом месте. Создать ее возможно только на прочном фундаменте традиций, которые многие столетия складывались в русской культуре.
Первый вопрос, который мы задали себе: какой образовательный институт в России был самым мощным?
Ответ очевиден – семья.
И вот, организовывая жизнь в детском центре “Золотой ключик”, мы начали воспроизводить большую общественную семью.
С самого начала мы решили, что дети разных возрастов, в том числе дошкольники и младшие школьники, должны жить одной жизнью.
Поэтому в обычном детском саду переход к “Золотому ключику” начинается со смешивания детей разных возрастов и создания четырех разновозрастных групп, в каждой из которых есть дети от трех до семи лет.
В разновозрастной группе невозможно работать одному человеку. Поэтому у нас одновременно работают две воспитательницы и няня, которые проживают с детьми целый день.
Содержание программы выстроено в соответствии с генезисом развития человека. Мы живем в пространственном, временном и материальном мире. И в первый год на занятиях многое связано с пространством. Путешествуем в Африку, на Северный полюс, в Японию и к индейцам Америки.
На каждый день разработаны конспекты сценариев интересных событий. И в то же время существуют спонтанные, незапланированные события: родились котята, у кого-то сестра вышла замуж, платье сшили. В нашей программе главные события те, что не по плану. Нельзя просто взять и поехать в Японию, если родились котята.
Но нам известно, что, к примеру, в Германии кошки говорят не “мяу”, а “няу”. А как в Японии?
Практически каждый день вносит в план свои коррективы. Например, заболела воспитательница. Значит, в Африке надо найти произрастающий там лекарственный цветок, чтобы ее вылечить.
Взрослые тоже увлекаются этой игрой: делают африканских зверей и другие экзотические вещи, чтобы было побольше впечатлений.
Как сказал один ребенок, давая высокую оценку игре-путешествию в Японию: у них там солнце само на ниточке поднималось!
У детей старшего возраста появляется способность осознавать и изменять собственный способ деятельности. Так называемая рефлексия на способ деятельности.
Это четко отражается в классическом явлении – феномене Пиаже, когда ребенку дошкольного возраста показывают два куска пластилина одинакового размера и задают вопрос: какой больше? Он посмотрит, посмотрит и говорит: одинаковые. На его глазах один кусок расплющат в лепешку. А теперь? Он показывает: этот больше. Ребенок еще не понимает, что может быть по-другому, что действие может быть обращено назад.
Детей, у которых рефлексия на способ деятельности еще не сформировалась, учить возможно только путем тренажа.
Значит, дошкольнику надо создать много конкретных практических ситуаций, включающих необходимое действие, чтобы оно закрепилось. Ситуация обучения для него как максимум игра в школу.
Например, в первой четверти в помещении завелись гномы и стали писать ребятам письма печатными буквами. Гномам надо где-то зимовать. И дети начинают строить для них дом. А что такое строить дом? Бесконечное отмеривание, сравнивание, перенесение. То есть арифметика.

Таблица умножения и Бородинская битва

Второй год – год времени. Мы начинаем осознавать, как расположены события на временной шкале: “Мне 7 лет, а маме – 30. У нас 2000 год. Пушкин по шкале времени находится вот здесь, а дедушка или прадедушка – здесь”.
Появляется машина времени, на которой мы переносимся, например, в средневековую Германию.
Старшим детям исполняется 7 лет. Приходит 1 сентября, и они собираются в школу, которая находится в том же помещении.
В первом классе – парадоксальная штука. Если ориентироваться на психическое развитие детей, уроки как таковые в этом возрасте не нужны.
Но дети знают, что в первом классе у всех есть уроки. Значит, и у них должны быть. И они есть. Только урок мы наполняем не новым содержанием, а отрабатываем форму жизнедеятельности, во время которой ребята рефлектируют то, что уже умеют: “Оказывается, мы можем уже написать такой большой текст, решить примеры с трехзначными числами...”
В начальной школе нет предметного разделения. На занятии уживается все: задачка, которую тут же сочиняют, записывают, работают с ней как с текстом, решают и после урока идут воплощать.
Почему так? Взрослый для ребенка этого возраста является носителем общечеловеческой универсальности. И если моя учительница не может рисовать со мной, а приходит другая тетя, которую этому научили, создается впечатление: рисовать может не каждый, музицировать может не каждый. А я-то – каждый.
Рефлексия на наших уроках обычно происходит в форме игры: как это было? И на этих игровых занятиях иногда рождаются очень серьезные вещи, например, таблица умножения.
История ее появления у нас уходит далеко в историю – в Бородинское сражение. Целую неделю в группе шла большая военная игра – Бородино.
Как рассказывал потом один четырехлетний мальчик своему отцу: “Мы сражаемся, сражаемся, сражаемся! Оглянулись, а сзади... сожженная Москва!”
После “сражения” первоклассники идут на урок, где играют в то, как все было. Сколько солдат пойдет в атаку у французов? Три десятка по три – это сколько будет? Вот они, первые кирпичики таблицы умножения.

Истории, начавшиеся с конца

Третий год – материальный, знакомство с различными материалами, ремеслами, способами продуктивной деятельности. Дети узнают особенности разных культур: Древней Греции, пушкинской эпохи...
Второклассники исследуют изменения в словах. В конечном итоге из этого выстраивается целостная парадигма склонений и спряжений...
Приходит учитель и заводит такой разговор: у первоклассников не хватает задачек, недостает материалов, книжек... Надо бы им помочь.
И второклассники принимаются за работу.
Особенно увлекает создание словарей. Например, пишут “картошка” и свои пояснения: “бывает в мешке, бывает гнилая...”
Задача четвертого года: развить способность осмысливать собственную деятельность. Теперь мы играем в перевертышей: Алиса в Стране чудес, Королевство кривых зеркал, Путешествие в страну молчунов, Город в табакерке.
В Королевстве кривых зеркал все наоборот: вежливые слова – это грубости и дразнилки, похвала – это ругань, спасибо – это пожалуйста. Дети пытаются рассказать истории с другого конца: от развязки к завязке.
Для маленьких детей это просто такая смешная, нелепая ситуация. А для старших – обучение способности отстраняться.
Довольно быстро мы поняли, что наши дети хорошо адаптируются в обычной средней школе.
И все-таки отдавать их туда было жаль потому, что в массовой школе, например, высокая познавательная мотивация, навыки коллективной деятельности практически не востребуются.
И мы стали дальше разрабатывать нашу концепцию. Что мы усваиваем лучше всего в подростковом возрасте? Как правило, то, что нас увлекает, что мы любим делать. Поэтому в 5 классе у нас 10 мастерских и только три урока.
Пятиклассник еще не готов к изучению отдельных предметов. Скажем, что является предметом истории? Определенные закономерности.
Но для того чтобы постичь эти законы, надо знать пространство, на котором они действуют.

От открытия Энея к открытию себя

Наша стержневая мастерская – это исторический театр. В нем собирается все: ребята делают костюмы, декорации, изучают текст, знакомятся с особенностями быта, научными представлениями того времени.
Дети сами пишут сценарий, например, “Энеиды” и делают его постановку. Причем на роль Энея пробуется каждый, а не кто-то один. Это замечательная ситуация для осмысления характера героя.
В естествоиспытательской лаборатории выполняются различные опыты, начиная с того, что дети делают бумагу из тины.
В этом возрасте зарождается содержательный, продуктивный интерес к разным областям человеческой жизнедеятельности. Поэтому в старших классах ребята выполняют хотя бы одно исследование с перспективой воплощения во взрослой жизни.



Рейтинг@Mail.ru