Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Курс – на самостоятельность

И чем раньше мы позволим детям ее проявлять, тем лучше, считает профессор Владимир Дружинин

Если школа ставит перед собой несоразмерно большие задачи, все рассуждения о гуманизации и развитии оборачиваются оторванной от жизни абстракцией. С этого заявления началась наша беседа с известным ученым, доктором психологических наук, профессором Владимиром Дружининым. Человек живет в реальном мире, где у него есть вполне реальные и конкретные цели. И школа, считает Владимир Николаевич, прежде всего должна научить ребенка достигать их.


– Самая элементарная задача: получить в школе не просто общее образование, а предпрофессиональную подготовку. У выпускника школы должны быть первичные профессиональные навыки: умение пользоваться оргтехникой, ставить рабочую задачу, планировать собственную деятельность, определенные экономические и юридические знания, чтобы он мог хотя бы подсчитать на калькуляторе собственный доход.
К сожалению, специалисты кадровых служб сплошь и рядом сталкиваются с тем, что у человека, который начинает жить самостоятельно, отсутствуют навыки автономной, самостоятельной деятельности.
Даже в коммерческих вузах сегодня возникает проблема посещения занятий. По идее, она не должна стоять. Студент платит деньги за то, чтобы овладеть знаниями и навыками. А получается, пять лет учебы проходит впустую.
Очень важно уже в школе привить навыки ответственного принятия решения и самостоятельной работы. К тому же если в начальной школе ученик овладеет навыками самостоятельного поиска информации, организации своего труда, в последующем ему будет гораздо легче учиться.

– Должен ли у школы быть свой идеал, высшая глобальная цель?
– Такая цель есть: способствовать самораскрытию ребенка, познанию им самого себя.
Важнейшее условие этого – индивидуальные образовательные траектории.
В психологии существуют различные типологии индивидуальных различий. Но даже если, выстраивая образовательный процесс, мы станем ориентироваться на самые простые, например, учитывать склонности к художественно-образному или естественно-научному мышлению, это будет способствовать самореализации.
В любом случае школа должна ориентироваться не на формальные показатели успешности обучения, а на особенности возраста и психологию ребенка.
Огромную роль играет стиль взаимодействия с ребенком. Если учитель является образцом творческого поведения, дети тоже будут стремиться к творческому самораскрытию.

– Сейчас поступает много предложений о введении в курс школьного обучения новых предметов: философии, психологии, политологии, логики... Но и об учебных перегрузках говорят не меньше. Как вы смотрите на это противоречие?
– Полнота образования видна не по числу пройденных предметов и не по количеству усвоенного материала. Она – в возможностях приобщения к новым знаниям.
К сожалению, в педагогике распространено представление о предметных знаниях как о множестве отдельных кирпичиков. На самом деле в науке все взаимосвязано, особенно в современной науке. Серьезно углубляясь в какую-либо сферу жизнедеятельности, человек неизбежно выходит на смежные с ней области.
Если вы занимаетесь живописью, вам важно знать, как делаются краски, почему возникают те или иные световые эффекты. Увлекаясь фотографией, вы должны познакомиться с основами физики, химии, началами электротехники, с тем, как работает фотоувеличитель и что такое фиксаж.
Не надо бояться, что если не освоить, к примеру, политологию в должном объеме за школьной партой, потом человеку будет труднее разобраться в ней. Это несложная задача для того, кто овладел основными знаковыми системами. К ним относятся пространственная, временная, числово-символическая, речевая (родной и иностранный языки), сенсорно-моторная.
Кстати, умение грамотно мыслить, говорить и писать на родном языке гораздо больше говорит о готовности к обучению, чем знание математики, химии, биологии.
Задача школы совсем не в том, чтобы выпускник изучил основы всех наук. Перед школой стоит более реальная и прагматичная цель: помочь ребенку овладеть теми культурными навыками, которые позволят ему с максимальной легкостью освоить любую область человеческой деятельности.

Беседовал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ



Рейтинг@Mail.ru