Курс – на самостоятельность
И чем раньше мы позволим детям ее
проявлять, тем лучше, считает профессор Владимир
Дружинин
Если школа ставит перед собой
несоразмерно большие задачи, все рассуждения о
гуманизации и развитии оборачиваются оторванной
от жизни абстракцией. С этого заявления началась
наша беседа с известным ученым, доктором
психологических наук, профессором Владимиром
Дружининым. Человек живет в реальном мире, где у
него есть вполне реальные и конкретные цели. И
школа, считает Владимир Николаевич, прежде всего
должна научить ребенка достигать их.
– Самая элементарная задача: получить в школе не
просто общее образование, а
предпрофессиональную подготовку. У выпускника
школы должны быть первичные профессиональные
навыки: умение пользоваться оргтехникой, ставить
рабочую задачу, планировать собственную
деятельность, определенные экономические и
юридические знания, чтобы он мог хотя бы
подсчитать на калькуляторе собственный доход.
К сожалению, специалисты кадровых служб сплошь и
рядом сталкиваются с тем, что у человека, который
начинает жить самостоятельно, отсутствуют
навыки автономной, самостоятельной
деятельности.
Даже в коммерческих вузах сегодня возникает
проблема посещения занятий. По идее, она не
должна стоять. Студент платит деньги за то, чтобы
овладеть знаниями и навыками. А получается, пять
лет учебы проходит впустую.
Очень важно уже в школе привить навыки
ответственного принятия решения и
самостоятельной работы. К тому же если в
начальной школе ученик овладеет навыками
самостоятельного поиска информации, организации
своего труда, в последующем ему будет гораздо
легче учиться.
– Должен ли у школы быть свой идеал, высшая
глобальная цель?
– Такая цель есть: способствовать самораскрытию
ребенка, познанию им самого себя.
Важнейшее условие этого – индивидуальные
образовательные траектории.
В психологии существуют различные типологии
индивидуальных различий. Но даже если,
выстраивая образовательный процесс, мы станем
ориентироваться на самые простые, например,
учитывать склонности к художественно-образному
или естественно-научному мышлению, это будет
способствовать самореализации.
В любом случае школа должна ориентироваться не
на формальные показатели успешности обучения, а
на особенности возраста и психологию ребенка.
Огромную роль играет стиль взаимодействия с
ребенком. Если учитель является образцом
творческого поведения, дети тоже будут
стремиться к творческому самораскрытию.
– Сейчас поступает много предложений о введении
в курс школьного обучения новых предметов:
философии, психологии, политологии, логики... Но и
об учебных перегрузках говорят не меньше. Как вы
смотрите на это противоречие?
– Полнота образования видна не по числу
пройденных предметов и не по количеству
усвоенного материала. Она – в возможностях
приобщения к новым знаниям.
К сожалению, в педагогике распространено
представление о предметных знаниях как о
множестве отдельных кирпичиков. На самом деле в
науке все взаимосвязано, особенно в современной
науке. Серьезно углубляясь в какую-либо сферу
жизнедеятельности, человек неизбежно выходит на
смежные с ней области.
Если вы занимаетесь живописью, вам важно знать,
как делаются краски, почему возникают те или иные
световые эффекты. Увлекаясь фотографией, вы
должны познакомиться с основами физики, химии,
началами электротехники, с тем, как работает
фотоувеличитель и что такое фиксаж.
Не надо бояться, что если не освоить, к примеру,
политологию в должном объеме за школьной партой,
потом человеку будет труднее разобраться в ней.
Это несложная задача для того, кто овладел
основными знаковыми системами. К ним относятся
пространственная, временная,
числово-символическая, речевая (родной и
иностранный языки), сенсорно-моторная.
Кстати, умение грамотно мыслить, говорить и
писать на родном языке гораздо больше говорит о
готовности к обучению, чем знание математики,
химии, биологии.
Задача школы совсем не в том, чтобы выпускник
изучил основы всех наук. Перед школой стоит более
реальная и прагматичная цель: помочь ребенку
овладеть теми культурными навыками, которые
позволят ему с максимальной легкостью освоить
любую область человеческой деятельности.
Беседовал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
|