Человек, знавший цену несерьезным
вещам
В эти дни великому хирургу, педагогу,
общественному деятелю Николаю Ивановичу
ПИРОГОВУ исполняется 190 лет
Решивши привязать себя к историческому
юбилею, я стала искать на дальних книжных полках
когда-то давно по случаю купленную у букиниста
книжонку. Тонкие, сгоревшие от времени, ломкие
листы. На обложке в окружении виньеток в стиле
модерн значится название серии – «Задушевное
воспитание», собрание популярных очерков, лекций
и статей по педагогическим вопросам. Слово-то
какое забытое, но сердцу милое –
«задушевность»...
Вот и заголовок: С.Я.Штрайх. «Задачи
матери-воспитательницы по Н.И.Пирогову». Издание
т-ва М.О.Вольф, Петроград и Москва, 1916 год. Тонкая,
в 16 страничек, брошюрка. Начинаю листать. Разве
могла я ожидать встретить в книжке фейерверк
современных идей!
Золото детства
или золото мира?
– К чему вы готовите вашего сына? – спросили
как-то Пирогова.
– Быть человеком, – ответил он.
– Разве вы не знаете, что людей собственно нет на
свете: это одно отвлечение, вовсе не нужное для
нашего общества. Нам необходимы негоцианты,
солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не
люди.
И через полтора века нет конца этому спору!
Посмотрите, время от времени предпринимаемые
реформы школы так и не разрешили эту дилемму, то
отказываясь от воспитания человека, то вновь
вспоминая об этом. Сейчас, например,
прорисовывается идеал гражданина мира (по Грефу)
или идеал гражданина страны (по Путину).
Замечательно, что Пирогов считал: все начинается
с семейного воспитания. В знаменитой статье
«Вопросы жизни», появившейся полтора века назад,
он пишет о роли женщины:
«В кругу семьи ей отдан на сохранение тот возраст
жизни, который не лепечет еще о золоте».
Странно как – история, сделав виток, придает
новую актуальность этому замечанию. Общение
матери и ребенка именно и есть самое чистое,
самое свободное от влияния общества (в том числе
и от власти денег) место. Матери, «ухаживая за
колыбелью человека, учреждая игры его детства,
научая его уста лепетать и первые слова, и первую
молитву, делаются главными зодчими общества.
Краеугольный камень кладется их руками». Дом –
последнее, наверное, место, где может быть
взращен нравственный идеализм, который в
дальнейшем социум будет испытывать на прочность,
на излом, но без которого и само общество получит
искаженные формы.
Женщина – это целое поколение
Необыкновенно трудная задача – соединить
практическую жизнь ребенка с нравственными
началами. «...Женщина-мать решает столбовой
вопрос жизни будущего человека в его
практическом и нравственном быте; решается
вопрос, к чему он будет стремиться, какое будет
иметь понятие, какой взгляд на счастье и
несчастье, его ожидающие».
Не об этом ли говорил на последних
Соловейчиковских чтениях Ш.А.Амонашвили, правда,
отдавая эту роль учителю (наверно, оттого, что за
последние десятилетия женщина слишком вовлечена
в общественный труд, не оставляя должного
времени семье, детям), – о любви, в которой может
быть познан свет и смысл жизни.
Но кто ближе всех по природе стоит к ребенку?
Уникальность дитяти
Здесь нужны заботы и труды матери, считает
Н.И.Пирогов, – прозорливость и наблюдательность,
умение замечать склонности, врожденные и
зависящие от темперамента, то развивать, то
сдерживать их развитие и направлять.
А в учебном заведении, говорит Пирогов, у
наставников нет времени или возможности
следовать за индивидуальностью, и оттого обычно
они сердятся и стригут под одну гребенку всех
детей. В домашнем воспитании есть еще
возможность изменять склонности именно в том
возрасте, когда это еще осуществимо.
Сензитивные периоды
Идея сензитивных периодов в развитии ребенка,
выраженная Пироговым в иных терминах,
дополняется у него весьма важной мыслью. Он
совершенно отчетливо формулирует принцип
ответственности взрослых за то, что может
произойти или не произойти с ребенком в нужное
время в нужном месте. «В ваших руках лежит
будущность человека, вы первые должны дать ответ
перед Богом и перед человечеством, пред грядущим
поколением, пред собственной совестию, в какой
мере вы достигли, в какой степени вы стремились к
достижению Высокого Идеала вашего назначения на
земле. Подумайте, то, что вы однажды основали в
сердце, в уме и в душе человека, когда он, мягкий,
как воск, и удобный к принятию всех возможных
форм, находился в ваших теплых руках, то после,
когда время и опыт жизни сделают его твердым и
жестким, уже нельзя будет ни переменить, ни
искоренить, ни радикально исправить. Победите же
из любви к Богу и Его чудесному созданию вашу
суетность, ваше легкомыслие!»
Тут моя родительская совесть заставляет меня
замолчать.
Потенциал игры
В сочинениях Пирогова подчеркивается роль
раннего сенсорного воспитания, которому
подчиняются и детские игры. Он подчеркивает, что
у детей достаточно рано формируется понятие о
форме и других чувственных физических свойствах
предметов. «...самый сильный рычаг
первоначального образования – детские игры –
остается почти в совершенном бездействии в руках
матерей и воспитателей. Вместо глупых игрушек,
портящих и детский вкус, и детское воображение,
окружить их смышлеными играми».
Помню, как в начале 90-х годов после
продолжительного перерыва я попала в «Детский
мир» и просто была ошеломлена: родители
штурмовали прилавки, где продавались
трансформеры и черепашки-ниндзя, которых я
увидела впервые. Передо мной встал вопрос: кто из
нас сошел с ума – я или все эти родители, для
которых стала обыденной идея и эстетика
роботов-трансформеров. С тех пор, честно говоря, и
у меня притупилось то первое чувство потрясения
от нового поколения игрушек...
По мнению Пирогова, в игре можно дать
семи-десятилетним детям основы географии,
астрономии, истории, арифметики – стоит только
придать научным предметам чувственную и
привлекательную форму. И тогда за короткий срок
память и воображение ребенка без ущерба здоровью
будут обогащены самыми разнообразными и
необходимыми сведениями. Но для этого всего сама
женщина-мать должна быть знакома с основами наук,
легко и понятно объяснять трудные моменты, уметь
удерживать внимание детей.
Пирогов советовал своей избраннице,
готовившейся стать матерью двум его осиротевшим
детям: читая книги по предмету, приучаться
излагать свои мысли на бумаге, чтобы достичь
способности ясного изложения своих мыслей и
чувств, приноровиться к детским понятиям. Так
благодаря домашнему воспитанию можно дать
начатки реального образования.
Вот и сейчас это стало возможным с развитием
системы экстерната, разного типа школ
дистантного образования. А я грешным делом
недоумеваю, почему экстернат не покрывает собой
и высшее образование. Все дело только в
уникальности вузовских учебных предметов?..
Онтологическая потребность
«Дети, несмотря на их легкомысленность, задают
иногда такие вопросы, которые ставят в тупик
самых образованных и мыслящих людей; от них не
так легко скрыть непоследовательность».
Мне почему-то кажется, что если я что-то не пойму в
окружающем мире и не смогу объяснить моей дочери,
как устроена стрела времени в представлении
Стивена Хокинга, живем ли мы при капитализме или
олигархизме, что означает вмешательство в ген,
какие слабости у дарвинской теории, как
постмодернизм перелопачивает культуру, в чем
перспективы биочипов, как захватывающа теория
фридмонов, что такое экология души, каковы
размеры глобализации... – без понимания всех
вопросов в этой мировой круговерти трудно найти
свою точку определенности, точку опоры. В картине
мира все необходимо – от космогонии до нейтрино.
А когда не хватает слов и аргументов, тогда – в
летние поездки! Несмотря ни на что, вырваться от
жареного солнца больших городов в крымские
путешествия, в места, где могла осуществиться
идея рая на земле, – туда, где сливается
пространство и время. Ради одного мига застыть на
краю земли, на обрыве казантипских скал, устремив
взгляд в слияние стихий воды и воздуха, моря и
неба. И до последней клеточки своего существа
принять очевидность красоты, соразмерности
Божьего мира. Очевидность, не требующую
доказательств.
Наблюдательность и самовоспитание
Перед воспитательницей встает необходимость
постоянного самовоспитания и самообразования:
«трудом, воспитанием и наблюдением за собою и за
детьми» можно приобрести способность объяснять
и выражаться просто и ясно.
Труд, знания, наука, искусство, добродетель – вот
составные части домашнего воспитания. Женщине
надо многое уметь: «...чтоб быть сопутницей в
борьбе, – ей нужно знать искусство, понимать; ей
нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать;
мышление – чтобы избирать и чтоб иметь ясную и
светлую идею о цели воспитания детей».
Жизни земной идеал
Разве только перед женщиной-матерью стоит задача
воспитания нового поколения?
«Но жить и трудиться не для себя составляет
принадлежность идеала не одной только женщины,
но человека вообще, т.е. женщины и мужчины вместе,
– тот и другая, взятые порознь, составляют только
одну половину человека...
Быть счастливым счастьем других – вот счастье
прямое, вот жизни земной Идеал...»
А мы между тем оказались изгнанными и из этого
рая.
Спасибо Николаю Ивановичу за напоминание об
идеальной жизни.
Без памятования об идеале легко совсем
потеряться.
|