Давайте соблюдать свои интересы!
“Педагогическая общественность” –
слишком расплывчатое понятие.
Но сделать его конкретным и значимым можем
только мы сами
Сегодня звучит множество разноречивых
суждений о путях развития нашей школы. Но мало
того, что спорным является само направление
движения, так еще и дорога эта чаще всего усыпана
терниями. Если в школе беда, если учитель не может
решить свою проблему, если родители недовольны
школой, к кому они могут обратиться за помощью?
Кто встанет за них горой, защитит?
Были времена, когда сразу после острой
публикации в центральной прессе собиралось бюро
райкома. Вызывали, обсуждали, предупреждали,
наказывали... И даже если вопрос не решался, то
понятно было, куда обращаться. Сегодня можно
жаловаться всем подряд, взывать о поддержке,
собирать подписи, а как дойти до результата? Кто
представит учительские или родительские
интересы перед чиновниками?
Первым делом мы отправились с этим вопросом в
общественные организации, в профсоюзы и
ассоциации. Большинство из них, имеющие
официальный статус и зарегистрированные
государством, считают защиту прав и
представление интересов учителей одной из
первейших своих уставных обязанностей. Но на
практике...
Уже несколько лет педагоги-вальдорфцы в России
имеют свою ассоциацию. Ее создавали прежде всего
для того, чтобы осуществлять контакт между
вальдорфскими детскими садами, школами в разных
регионах России, чтобы общими силами, через
специальные семинары разъяснять суть
вальдорфской педагогики. В том числе и
чиновникам, у которых всегда есть масса вопросов
и о необычной организации жизни детей, и об
особенном учебном плане, и об общих видимых и
невидимых результатах учебной работы. Но
разъяснять – это одно, а помогать в конфликтной
ситуации – совсем другое. А то как повезет:
хорошие люди руководят образованием в городе
Жуковском – живет там вальдорфская школа, а
зеленодольцам не повезло – городские власти
закрыли класс. Или в Казани не долго думая
соединили две вальдорфские школы в одну. Говорят:
с целью экономии бюджетных средств. Как же это
все происходит? По чьей воле? Или, может, школы
сами виноваты – компромиссов искать не умеют?
Родители из нескольких вальдорфских детских
садов пытаются сейчас зарегистрировать в
государственных органах свои попечительские
советы. Надеются, что именно попечительский
совет станет реальной защитой. Уже есть примеры,
когда организация родителей разговаривает с
государством на равных. Людмила Серкова, много
лет работавшая воспитателем в вальдорфском
детском саду, член совета московской
общественной организации родителей “Начало”,
официально признанной государством в июне этого
года, смотрит в будущее с осторожным оптимизмом:
кто нас защитит, если не мы сами?
Похоже, что с ней согласен и Сергей Возчиков,
руководитель ассоциации “Сознательные
родители”. Он уже несколько лет пытается
отстаивать интересы учебных заведений другого
типа – детских садов и школ М.Монтессори.
Диалог c государством, считает Сергей, возможен
лишь на равных. Случайный прохожий разговаривает
с ребенком из позиции сверху. Хочешь, чтобы малыш
тебя понял, – присядь на корточки. Так и
государство. Оно по-разному будет вести себя с
отдельным человеком или с родителями,
объединенными в общественную организацию.
Если детский сад необходим именно родителям,
если инициатива его создания не принадлежит
государству, то стоит ли в государственных
органах искать помощи и поддержки?
Каждый сам себе лучший слуга, считает Сергей
Возчиков и доказывает это рассказом о конкретных
событиях.
Ни сегодняшний ребенок, ни родители, ни учителя,
ни директора школ отстоять сами свои интересы не
способны, потому что они мало знают, как это
делается. Прежде всего надо собрать
заинтересованную группу родителей. Один из них,
возможно, окажется юристом, он и составит
документы, которые фиксируют и защищают
родительские интересы по созданию, например,
детского сада для собственных детей. Кто-то
другой организует быстрое прохождение бумаг по
многочисленным инстанциям. Так было в
родительском клубе города Балашихи. Он имел
форму простого товарищества, которое и заключило
договор с детским садом на оказание
образовательных услуг. Все необходимое было
записано в обязательствах сторон. Обратим
внимание: не чей-то папа пошел на прием к
заведующей государственным детским садом, а
именно организация родителей договорилась с
государством.
И это непременное условие успеха – провести
работу по согласованию реальных интересов
родителей как между собой, так и с существующими
нормативными документами. Это очень важно. Это
помогает родителям почувствовать свою
гражданскую ответственность за дело, которое они
делают. Разумеется, без трудностей не обходится.
Родители проходят этот путь не поодиночке, а все
вместе, и это не позволяет им сдаться.
А если вы директор необычно работающей школы и
идете в гороно отстаивать свою идею, то остаетесь
там в одиночестве. А они – отдел, комитет,
управление. За ними методическая служба,
министерские инструкции, юрист. Если бы за вами
стояли сознательные родители, которые
осмысленно выбрали вашу педагогику,
вальдорфскую, Монтессори или Толстого, то вы уже
не один и ситуация становится принципиально
иной. Организация родителей, которая знает, чего
хочет, сколько это стоит, и готова платить,
действительно может многого добиться от
государства.
Известно, как действуют общественные
объединения, чтобы достичь своей цели. Когда,
например, приходят жители микрорайона, которым
пусть формально, но власть подотчетна, то
чиновники от них просто так отмахнуться не могут.
Вот как недавно московский детский сад в Ясеневе
стал детским садом М.Монтессори. Был обычный
муниципальный. Заведующая Людмила Михайловна
Сафро собрала заявления от родителей, живущих
поблизости, о том, что они хотят воспитывать
детей по системе М.Монтессори, и положила эти
заявления на стол начальству. Возразить властям
было нечего. Так муниципальный детский сад стал
детским садом М.Монтессори.
Более 150 лет назад М.М.Сперанский в записке
“Предварительные рассуждения о просвещении в
России вообще” ясно высказывал свое отношение к
построению образовательной системы сверху:
“Здравый смысл требует начинать вещи с их
оснований и вести к совершенству постепенно, и,
следовательно, должно было начать народными
школами и кончить академией”.
Но государство российское проводило
образовательное строительство не только сверху
вниз, но и жестко, отторгая общественные силы от
любого участия в этом процессе. История учит нас:
то, что необходимо государству, оно осуществит и
без нас. А то, что важно нам – родителям,
воспитателям, учителям, – мы можем построить
только сами.
Мы и есть педагогическая общественность, которая
не тождественна коллективу педагогов, считает
Айрат Бик-Булатов, сотрудник подросткового
журнала “Ялкын”, выходящего в Казани. “Я думаю,
в наши ряды входят все те, кому небезразлично
воспитание школьников, качество их образования.
То есть это и чиновники из Министерства
образования, и учителя, и родители, это и сами
школьники, и руководители кружков и иных
неформальных студий, работающих при школе, это,
наконец, и журналисты, профессионально
занимающиеся образовательной тематикой. И
каждый представитель этой общественности не
только вправе, но и должен в той или иной степени
участвовать в жизни школы, решении
принципиальных вопросов. У нас же во многих
школах родители допускаются в здание только на
время ремонта или на родительские собрания, где
значительная часть обсуждения посвящается лишь
проблеме успеваемости учеников либо сборам
денег на различные нужды класса. В большинстве
школ по России не имеют и понятия о том, что такое
совет школы, в который должны входить и учителя, и
дети, и их родители. Детей же не спрашивают вообще
ни о чем, но зато спрашивают с детей. А ведь
ребенок не отвечает ни за одно решение; если все
принимается без него, то он и не обязан воплощать
эти решения в жизнь, как этого хотелось бы
кому-то. Вопрос этот не праздный. Тот же вопрос, но
на более высоком уровне может быть адресован, к
примеру, и Министерству образования: насколько
учитывалось мнение учителей, родителей, да и
самих учащихся при подготовке реформы
образования?
У нас одно дело – воспитание детей. И я не хочу
учить Министерство образования, как ему
проводить реформу, просто я хочу разделить
ответственность. Я, школьник, хочу разделить
ответственность с учителями за мое воспитание, я,
родитель, хочу разделить с учителями
ответственность за воспитание своего ребенка, я,
журналист издания для подростков, хочу разделить
ответственность за воспитание ребенка, и имею на
это право, это меня касается. Пора, кажется, более
твердо поставить вопрос о педагогической
общественности и ее роли в школе. Мы все – в
ответе!”
|